Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

Очерк Сергиева Пасха от церковного писателя Николая Крокухина

Рассказ о юбилейных торжествах, посвященных 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского

Это было, конечно же, эпохальное событие в жизни России. Событие не только промыслительное, но и судьбоносное. Каждый русский человек, сердце которого еще не окаменело, не перестало слышать апокалиптические звуки, которые все чаще и чаще раздаются над нашими головами, не разучилось терпеть, милосердствовать и любить, не устало откликаться на боль своего ближнего, каждый русский человек в дни славного юбилея поднял свои глаза к небу и задумался о судьбе России, которая переживает самый трагический период в своей истории и на которую ополчились, кажется, все силы ада, задумался о том, что земная жизнь очень коротка и скоро он предстанет пред Господом, нашим Нелицеприятным Судией.
Такие события случаются один раз в человеческой жизни, их последствия из временной жизни переходят в Вечную.

Крестный ход Хотьково - Сергиев Посад

I

Для меня он начался еще в электричке, которая отправлялась с Ярославского вокзала в десять часов двадцать три минуты. Наверняка половина ее пассажиров были православные христиане, пожелавшие принять участие в великом празднике. Они были одеты по-походному, с рюкзаками, в головных уборах светлой расцветки, в легкой летней одежде, в удобной обуви. Словно чувствуя наше нетерпение, электричка шла очень быстро, останавливаясь лишь на некоторых станциях; путь занял всего один час.
-Хотьково! – прозвучал голос в динамиках.
Вместе с другими пассажирами я вышел из вагона. Невдалеке виднелся Хотьковский женский монастырь, в котором покоятся мощи родителей преподобного Сергия – схимонаха Кирилла и схимонахини Марии. Дорога запружена автобусами, на них прибыли паломники из разных епархий. Чем ближе монастырь, тем гуще людской поток; паломники спешат: до начала торжественного шествия остались считанные минуты. Несмотря на многолюдство, мне удалось пройти почти к самой голове колонны.
В монастырском храме как раз закончился молебен, и на всю округу, усиленный громкоговорителями, зазвучал тропарь преподобному Сергию, который мы все хорошо знаем:

Иже добродетелей подвижник,
Яко истинный воин Христа Бога,
На страсти вельми подвизался еси в жизни временней,
В пениих, бдениих же и пощениих образ быв твоим учеником,
Темже и вселися в тя Пресвятый Дух,
Его же действием светло украшен еси;
Но яко имея дерзновение ко Святей Троице,
Поминай стадо, еже собрал еси, мудре,
И не забуди якоже обещался еси,
Посещая чад твоих,
Сергие, преподобне отче наш.

Мощно, призывно и ликующе грянули монастырские колокола – Крестный ход начался. Его возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Из ворот обители вышла большая группа паломников, она влилась в нашу колонну (так Ока впадает в Волгу) – живая, колышущаяся людская река потекла вниз по дороге, плавно забирая направо.
Как легко шагается! Какая неописуемая радость поселилась в моем сердце! Какие чудные хоругви плывут над колонной! Какое лучезарное небо над нами! У меня появилось ощущение, что я не иду, а лечу над землей и что меня, похоже, несет в своих ладонях сам преподобный Сергий. Впрочем, не только меня, но и каждого участника этого праздничного восхитительного шествия! Улыбки, которые цвели на лицах паломников, были лучшим подтверждением моей догадки.
Выйдя из колонны, я поднялся на зеленый склон, чтобы полюбоваться Крестным ходом и сфотографировать его. Увидеть его весь не было никакой возможности – голова колонны уже скрылась из глаз, а оставшаяся часть только проходила мимо монастырских стен. Я участвовал во многих Крестных ходах, но такого многолюдного и грандиозного еще не видел – в нем приняло участие, наверно, не менее пятидесяти тысяч человек - вся Россия собралась, чтобы почтить память Великого Игумена Земли Русской. Урал и Поволжье, Сибирь и Забайкалье, Якутия и Чукотка – ни расстояния, ни скудость в средствах, ни грозные события на Украине - ничто не помешало паломникам прибыть на замечательный юбилей. Шагают люди разных возрастов: и молодые, и пожилые (я видел старушку, которая передвигалась с помощью костылей), много отроков и отроковиц, есть и младенцы (они едут в колясках).
Сделав несколько кадров, я присоединился к шествию. Где лучше идти – в центре колонны или сбоку? Неважно где – главное не выпускать из уст молитву: Крестный ход – это прежде всего плач о наших грехах.

Го-осподи, Иисусе Христе,
Сыне Божий, -

громко, с большим подъемом и воодушевлением пою я вместе с другими христианами, делаю маленькую паузу, а потом заканчиваю, делая ударение на последних словах:

поми-и-илуй нас.

Молитва не прекращается ни на одну минуту. Мы молимся не только о самих себе, но и о наших родственниках, друзьях и знакомых, которые не смогли участвовать в этом Крестном ходе. Но самая главная наша молитва – о спасении России. Трудное время мы переживаем, очень трудное. Если мы будем молиться и каяться в наших грехах, то Господь помилует нас, а если будем сидеть дома и заниматься бесплодными мечтаниями, то останемся ни с чем.
Хотьково – небольшой город, но он небольшой, когда едешь на машине, а когда идешь пешком, то он не такой уж маленький. Одна улица сменяется другой, а окраины не видно.
День сегодня не просто жаркий, а очень жаркий. Испить бы водички. Только успел об этом подумать, как увидел местную жительницу, которая раздавала паломникам воду. Воды у нее было много, несколько ведер. Кое-кто выпивал кружку прохладной воды, кто-то наполнял свою бутылку, а кое-кто просто охлаждал лицо из ладоней и спешил дальше; я тоже наполнил свою бутылочку и сделал пару глотков; больше нельзя, иначе пить буду постоянно, а это уже роскошь.
Пройдя метров пятьсот, я попал… под душ. Его придумал местный пенсионер, выведя из своего дома шланг. Под душ попадал каждый паломник, потому что брызги летели через всю дорогу. Шагать стало совсем легко.
Рядом со мной идут две девушки и читают вслух акафист преподобному Сергию.

Радуйся, розго Христа, лозы истинныя, мног плод в пособие православным творящая;
Радуйся, благий рабе и верный и добрый делателю винограда Христова.
Радуйся, Сергие, скорый помощниче и преславный чудотворче.

Прочитав кондак и икос, девушка передала «эстафету» своей подруге. Путь у нас долгий, так что юные паломницы смогут прочесть акафист несколько раз.
Наконец город закончился, и глазам открылись холмистые дали с небольшими перелесками. Колонна паломников растянулась на несколько километров – не каждый может выдержать высокий темп. Впрочем, неважно, впереди ты идешь или сзади - в любом случае ты участвуешь в большом духовном делании.
Жара как будто спала; нет, она не спала, просто на небе появились большие белоснежные облака - преподобный Сергий послал нам облегчение.
Я остановился, чтобы сфотографировать шествие паломников, а когда закончил съемку, то обнаружил, что потерял легкую белую шапочку; поискал в одном кармане, в другом – нет, и все; видимо, потерял где-то раньше, а где, неизвестно; искать бессмысленно, это то же самое, что искать иголку в стоге сена, спрашивать паломников тоже бесполезно.
Как же быть-то? Без шапочки идти трудновато. Я порылся в своем рюкзаке и обнаружил маленькое полотенчико. Это как раз то, что нужно. Я облил его водой из бутылочки и накрыл голову. Очень хорошо! Защищает от солнца еще лучше, чем шапочка, да еще и прохладу дает.
Все в порядке! Крестный ход продолжается!
Выбирая место посвободнее, я отошел к краю дороги и увидел молодую девушку, лицо которой как будто сияло.
-Вы из какой епархии? – спросил я у нее.
-Из Пензенской, - охотно откликнулась девушка и продолжала: -Ни разу в жизни у меня не было такого радостного, приподнятого, чудесного настроения, как в этом Крестном ходе! Как будто меня несут лучезарные Ангелы на своих крыльях!.. Крестный ход – это… - она подняла глаза к небу… - это невообразимо сладостный Рай!

II

Пройдя пять, а может быть, шесть километров, мы устроили привал. Организаторы Крестного хода выбрали для него самую большую поляну во всей округе – пятьдесят тысяч человек – это не шутка! Отдых – весьма нужная часть Крестного хода: можно посидеть, можно и полежать на зеленой травке, можно и перекусить - в походных палатках есть прохладительные напитки, горячий чай, пирожки, печенье, булочки.
-Подъем! – прозвучала команда.
Отдыхать, конечно, хорошо, но идти еще лучше. Мы это прекрасно понимали, поэтому повторять команду не потребовалось.
Лучше всего шагать за Патриархом. За ним чувствуешь себя, как за каменной стеной, а точнее, как в Ноевом ковчеге – плывешь по морской глади и даже качки не чувствуешь, а еще лучше, как в лодке с Апостолами, которые плыли по Геннисаретскому озеру со своим Учителем, а еще лучше, пожалуй, как в нерукотворной ладье, направляющейся на всех парусах в Вожделенную Гавань.
Патриарх шагает в хорошем темпе, мы от него не отстаем – было бы странно, если бы мы отстали.
Поют два хора, состоящие из семинаристов. Вот регент (он высокого роста) взмахнул рукой – вступил правый хор.

К Богородице прилежно ны-ы-ыне притецем,
Гре-е-ешнии и смире-е-еннии,
И припадем, в покаянии зовуще из глубины-ы ду-уши:
Влады-ычице, помози, на ны милосердовавши,
Потщися, погибаем от множества прегреше-е-ений,
Не отврати-и-и Твоя рабы-ы тщи,
Тя бо и едину надежду и-и-имамы.

К кому нам обращаться в первую очередь в наших молитвах? Конечно, к Тебе, Пресвятая Дева. Кто утешит нас в скорбях? Кто утрет наши слезы? Кто покроет нас Своим омофором? Только Ты, наша верная Помощница и Заступница!
Я осенил себя крестным знамением и помолился такими словами:
-Царица Небесная, пощади русский народ, который погибает в страшном и слепом безбожии. Вразуми его, помоги прозреть, понять причину тех бед, трагедий и несчастий, которые вот уже почти сто лет преследуют нас, - отступление от Бога и забвение православной веры. Дай нам спасительное покаяние, помоги русским людям прийти в храм, упасть на колени и возопить велиим гласом: «Господи, прости нас и помилуй!» Не оставь нас, Пресвятая Дево, умоли Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он простил наши тяжкие грехи и чтобы русский народ стал тем, кем он и должен быть – народом-богоносцем, хранителем истинной веры.
Регент взмахнул другой рукой - вступил левый хор.

Не умолчим никогда, Богоро-о-оди-и-ице,
Си-илы Твоя глаголати, недосто-о-ойнии:
Аще бо Ты не бы предстояла моля-а-ащи,
Кто бы нас избавил от толи-и-иких бед,
Кто же бы сохранил до ныне свобо-о-одны?
Не отсту-у-упим, Влады-ы-ычице, от Тебе:
Твоя бо рабы спасаеши присно
От всяких лю-у-утых.

Как хорошо, что мы знаем те песнопения, которые исполняют семинаристы; мы поем вместе с ними – тысячеустый, громогласный хор движется по земле преподобного Сергия, и наше пение слышит, наверно, вся Русь.
В городе мы живем расслабленной, тусклой, полусонной жизнью, а здесь, во время Крестнго хода, оживаем, распрямляемся, начинаем дышать полной грудью, лучше понимаем суть современных событий, а самое главное, самих себя. Для меня, а также для паломников, которые шагают рядом, Крестный ход – это пробуждение от греховного сна, пир покаяния, теплая беседа с Ангелами и Архангелами, отсечение страстей, укрепление веры, обоняние Райского фимиама.

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Интересные личности