- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 21
- |
- Видео 0
- |
- Мероприятия 0
"Православная азбука"
Иконостас и Царские Врата.
…и повесь завесу на крючках и внеси туда за завесу ковчег откровения; и будет завеса отделять вам святилище от Святого Святых… (Исх.26:33-34).
Прообраз современного иконостаса Господь явил еще Моисею на горе Синай, когда говорил об устройстве скинии. И в современном храме есть перегородка, отделяющая среднюю часть храма от алтаря, Святаго Святых, места пребывания Господа в Таинствах. После ветхозаветной завесы появляется алтарная перегородка-решётка, которая знаменовала собой четкое разделение Бога и всего Божественного от тварного мира, но уже примерно в V-VII века после Рождества Христова появляется алтарная стена, символизирующая образ Церкви Небесной с ее основателем Господом нашим Иисусом Христом. Таким образом, церковь земная соприкасается с Церковью Небесной. Издревле все церковнослужители, стоя на амвоне, в молитвах, прошениях, возгласах и действиях, выражают невидимым образом общение с теми, кто молится на Небесах и с Самим Господом. Это выражалось и в росписи храма: на алтарной стене появлялись лики тех или иных святых, к которым обращались с амвона, которые с годами закрепились догматически.
Традиционный иконостас состоит из 5 рядов икон с Распятием на самом верху. Верхний ряд иконостаса – праотеческий представляет собой ветхозаветную Церковь от Адама до Моисея. В центре этого ряда помещается образ Святой Троицы в виде трех Ангелов — явление Бога Аврааму как ветхозаветное указание на Триединство Бога и напоминание о Предвечном Совете Пресвятой Троицы о спасении человека и мира.
Второй ряд иконостаса — пророческий. Он изображает ветхозаветную Церковь от Моисея до Христа. В руках у пророков свитки с текстами пророчеств о Матери Божией. В центре этого ряда помещается икона Пресвятой Богородицы Знамение в напоминание пророчества Исайи о рождении Спасителя от Девы (Ис.7.14): «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил». Икона Знамение изображает Боговоплощение. Эту икону помещают в центр пророческого ряда для того, чтобы показать, что вся история Ветхого Завета – это подготовка к приходу в мир Господа нашего Иисуса Христа. Третий ряд иконостаса — праздничный, где размещены иконы главных Праздников от Рождества Пресвятой Богородицы до Успения, важнейших событий Евангельской истории: Распятия, Положения Спасителя во гроб, Сошествия во ад, приход жен-мироносиц ко гробу. Этот ряд изображает новозаветное время как исполнение того, что было возвещено в Ветхом Завете и отражено в двух верхних рядах иконостаса.
Четвертый ряд является центральной и важнейшей частью иконостаса: деисус (моление, молитва). В центре ряда (и в центре всего иконостаса) находится икона Спас в силах, представляющая Господа Иисуса Христа сидящего на престоле во всей силе и славе, как Судью живых и мертвых. По сторонам помещаются иконы обращенных к Нему Богородицы, Иоанна Предтечи и святых. Этот ряд изображает молитвенное предстательство Церкви за весь мир, возносимое от начала ее основания и до Страшного Суда. Деисус – это осуществление того, что показано в трех верхних рядах, этот итог всей истории мира.
Нижний ряд иконостаса называется местным. По обеим сторонам от царских врат помещаются иконы Спасителя или Святой Троицы и Матери Божией, первые диаконы Стефан и Филипп или первосвященник Аарон и пророк Моисей. Дальше, за боковыми дверями иконостаса, помещаются иконы особенно чтимых святых. Первой иконой справа от иконы Спасителя, как правило, является храмовая икона — изображение того праздника или того святого, в честь которого освящен храм.
В центральной части современного иконостаса помещаются царские врата. Это двустворчатые, украшенные двери, расположенные напротив престола. Они называются Царскими потому, что через них исходит Царь Славы Господь Иисус Христос в Святых Дарах, во время входов с Евангелием и на великом входе за литургией в предложенных, но еще не пресуществленных Честных Дарах. На царских вратах помещаются обычно образ Благовещения Архангелом Гавриилом Деве Марии о предстоящем рождении Спасителя мира Иисуса Христа, а также образы четырех евангелистов, возвестивших об этом пришествии во плоти Сына Божия всему человечеству.Справа и слева от царских врат, находятся одностворчатые двери для уставных входов священнослужителей в алтарь, одна символизирует ветхий завет, на ней всегда икона архангела Михаила, а другая – Новый завет с изображением Архангела Гавриила, как принесшего весть о рождении Богомладенца Христа. Изнутри царских врат, со стороны алтаря, привешивается сверху донизу завеса (катапетасма). Она отдергивается и задергивается в уставные моменты и знаменует собою вообще покров тайны, покрывающий святыни Божий. Открытие завесы изображает открытие людям тайны спасения. Открытие царских врат означает обетованное открытие верующим Небесного Царства. Закрытие царских врат знаменует лишение людей рая небесного по причине их грехопадения. Святой Иоанн Богослов видел в Откровении дверь, как бы отверстую на небе, видел также, что храм небесный отверзается. Богослужебное открытие и закрытие царских врат, таким образом, соответствует тому, что происходит на небесах.
На солее перед Царскими вратами происходит Причащение Страшных Христовых Тайн, поэтому над царскими вратами помещается икона Тайной вечери, на которой было установлено Таинство Евхаристии, соединяющее человека с Богом.
Таким образом, на иконостасе перед нами предстает вся история человечества, предстает зримо тот путь, которым Бог ведет все человечество и каждого из нас ко спасению и Жизни вечной во Христе Иисусе.
Комментарии отключены и скрыты