Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

РЕДКИЕ, ПОЧИТАЕМЫЕ И МИРОТОЧИВЫЕ ИКОНЫ

КИРИЛЛОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ В КИЕВЕ. ИКОНЫ И ФРЕСКИ


Нашел в интернете красивые фотографии красивейшего храма. Никогда к нем не был. Узнал, что он на Украине, в Киеве, так что не буду в нём еще долго. Но посмотреть интересно - фрески высокого полёта. Да и иконы написаны Врубелем. Это мне не очень близко, но как произведения живописного искусства они хороши.

Десятки, а может и сотни тысяч киевлян ежедневно видят кресты и грушевидные купола этого сооружения сквозь окна транспорта. Для большинства оно является лишь фоном между станциями метро - «Дорогожичи» и «Петровка». Для некоторых это ориентир, указывающий на место пересечения крупных транспортных артерий - улиц Елены Телиги и Фрунзе. Многие знают название этой церкви, но очень мало тех, кто действительно понимает, какое уникальное сооружение видят ежедневно. Мало кто знает, что это настоящий шедевр архитектуры и сокровищница бесценных произведений искусства.
Когда душа или простое любопытство позовут вас в Кирилловскую церковь, то знайте: заходить в храм надо будет по ступенькам вниз, где-то на полметра ниже того уровня, где обычно ходят горожане и ездит городской транспорт. Следовательно, сойдя к порогу церкви, вы сразу окажетесь... в XII веке. То есть спуститесь на тот культурный слой рельефа, на котором стояли древний Киев и его окрестности.
Уникальность этого храма – в его подлинности. После Софийского собора это второй храм в Киеве, сохранившийся со времен Древней Руси в подлинных стенах и, в придачу, сберегший древнерусскую живопись. Вокруг храма разворачивались трагические события многих столетий, самые тяжелые их которых пришлись на ХХ век, но Кирилловская церковь на холме стоит незыблемо, сохраняя свою гордую «осанку» храма-крепости. Можно сказать без преувеличения, что об нее буквально «разбивают".

Прошлые поколения киевлян оставили нам пещерные ходы от Кирилловского монастыря на севере до урочища Церковщина на юге. Уже в эпоху средневековья распространялись поэтические легенды о том, как, войдя в пещеры в Киеве, можно было выйти в Чернигове, Смоленске, Любече, Печоре...
В отличие от многочисленных ходов, прорытых монахами под Киево-Печерской Лаврой, происхождения кирилловских пещер до сих пор не до конца выяснено. И нет ничего удивительного в том, что для многих поколений киевлян эти пещеры окутаны тайной. Так, в частности, существовали легенды об огромном сокровище гетмана Мазепы, скрытый где-то поблизости Кирилловской церкви. Замечая дыры в черноземе на крутых склонах, отчаянные искатели клада расчищали завалены ямы. Конечно никто никакого клада не нашел, но у ученых-археологов все еще впереди.
Другая, более древняя легенда, утверждает, что именно здесь с древнейших времен жил киевский змей и лаз змея был настолько глубоким, что вел до самого ада. По одной из версий Змея победил известный Кирилл Кожемяка, по другой - былинный богатырь Добрыня...
Существует и третья версия - Змея не убили, только загнали глубоко под землю, в норы под Днепром. Сказочное существо убегало от богатыря, и, убегая, прорыло глубокий лаз. Змей якобы затаился в пещерах, над которыми стоит сейчас Кирилловская церковь, и спит там уже много веков...
Легенда является легендой, но вовсе не легендарные большевики залили пещеры под Кирилловской церковью бетоном. Боялись они чего-то, те, которые не верили ни в кого и ни во что?..

Действительно, под церковью расположено очень много пещер, в которых в позднем палеолите жили люди.
Это доказал известный археолог Викентий Хвойка, открыв в 70-х годах XIX века Киево-Кирилловскую пещерную стоянку первобытного человека. В большой пещере, скрытой под слоем отложений, Хвойка обнаружил остатки 60-ти мамонтов, а также кости и зубы носорогов, пещерных медведя и льва. Но в XII веке не знали о существовании пещер в толще холма - за тысячи лет входы в них засыпались и заросли. Если бы Хвойка жил на 800 лет раньше - не видать бы нам сегодня Кирилловской церкви. Над пещерами такой большой храм никогда не построили бы.

Кирилловская церковь была возведена в середине XII века на далекой тогда окраине древнего Киева — в сельце Дорогожичах. Почему же «спряталась» она именно здесь, на окраине древнего Киева?
Так решил князь Всеволод Черниговский, а впоследствии уже и Киевский – после того, как силой взял город в княжение в нем Вячеслава, в 939 году. Именно на этом Дорогожицком плацдарме происходили бои за Киев, именно здесь земля была кровью полита, костьми устлана. Однако, зайдя в Киев, Всеволод как великий стратег понимал: он взял не свое, поэтому и другие князья тоже пойдут на него, скорее всего со стороны Дорогожичей – лучшего плацдарма для наступления.

Что в такой ситуации надо сделать? Укрепить плацдарм. А как? Построить на нем церковь-крепость. Поэтому Кирилловская церковь – не просто сакральное сооружение, она с самого начала выполняла двойную функцию: сакральную и фортификационную. Поэтому храм имеет очень прочные стены. А на втором этаже – еще и окошки, очень похожие на бойницы. Словом, есть все признаки того, о чем в разное время писали исследователи: церковь-крепость, она стала логичным шагом Всеволода к укреплению окрестностей Киева.

А что касается названия «Кирилловская церковь», то здесь особо стоит упомянуть о том, что культ Кирилла Александрийского и его парного святого Афанасия Александрийского был еще мало распространен на территории Руси, но именно святой Кирилл считался покровителем князя Всеволода Ольговича. Почитание этих святых на Руси известно только с XII века. Именно тогда были основаны два Кирилло-Афанасьевских монастыря: в Киеве и около Новгорода. Новгородский монастырь не сохранился.

Для представителей династии Ольговичей храм служил фамильной усыпальницей. В 1194 г. здесь был погребен киевский князь Святослав — герой древнерусского «Слова о полку Игореве». Святослав, сын князя Всеволода, основателя Кирилловской церкви, обрел вечный покой справа от входа в здание. Однако могила князя до наших дней в целости не сохранилась: в ХV веке, во времена польско-литовского нашествия, церковь и могилы в ней были разграблены.

А в 1240-м Киев разрушили монголо-татары. Кирилловская церковь была ограблена, но осталась целой.
Судьба Кирилловской церкви и монастыря в период с 1240 года по XVI вв. неизвестна. В 1530 году, уже в Литовские времена, был составлен предельный акт земельных владений монастыря.

После Люблинской унии 1569 года на Украину началось массовое наступление католической церкви. В 1595 году среди многочисленных монастырей Киева лишь два остались православными - Киево-Печерский и Кирилловский. Эти обители защитили запорожцы и князь Константин Константинович Острожский.

Под конец XVI в. в Киеве начали селиться запорожские казаки. В окрестностях города они ставили свои курени, вокруг которых разбивали огороды. Таким образом, неподалеку от Кирилловского монастыря появился новый район - Куреневка. Казаки стали прихожанами Кирилловской церкви, поэтому они не смогли допустить превращения своего храма в униатский.
В 1605 году на средства Острожского был произведен ремонт монастыря: починили стены и крыши зданий.
В первой половине 17 века монастырь изменил посвящение - он стал Свято-Троицким. Святая Троица, очевидно, была гораздо ближе казакам, чем египетский святой Кирилл.

Во времена Освободительной войны и Руины монастырь неоднократно опустошался. До конца его разорили войска литовского гетмана Януша Радзивилла в 1651 году.
В период с 1687 по 1697 гг. произошло восстановление монастыря. Средства выделил гетман Иван Мазепа, а руководил работами тогдашний игумен Иннокентий Монастырский. За особые заслуги Иннокентия Монастырского похоронили в Кирилловской церкви (в то время она уже была Троицкой Кирилловской), у самого алтаря.
После Смерти Монастырского игуменом был Даниил Туптало - будущий святой Дмитрий Ростовский. В Троицкой Кирилловской церкви похоронили его отца - сотника Савву Туптало - и трех сестер.

_19ee3217e560d33b5fe28e6f16dc7124 (550x336, 70Kb)

В 1734 году в Троицком Кирилловском монастыре произошел большой пожар. Огонь уничтожил все деревянные постройки монастыря, а также сильно повредил Кирилловскую церковь. Восстановление началось в 1748 году и продолжалось более десятилетия. Руководил работами известный украинский зодчий - Иван Григорович-Барский.
Монастырь возродился с совершенно новым лицом. Появились каменные кельи, корпус архимандрита и трапезная-церковь святого Василия. Вокруг монастыря выросла оборонительная стена с четырьмя угловыми башнями. В систему стен вошла Благовещенская церковь-колокольня. Это было одно из лучших произведений Григоровича-Барского, но, к сожалению, оно не сохранилось. Красавицу-колокольню разрушили в 30-е годы прошлого века. Не сохранились и другие здания. Из всего монастырского комплекса уцелели лишь Кирилловская церковь и одна угловая башня с куском стены.
Кирилловскую церковь Григорович-Барский превратил в барокковый шедевр. Интерьеры храма расписали художники Киево-Печерской иконописной мастерской Алимпия Галика.

В 1784 году Троицкую Кирилловскую церковь посетила императрица Екатерина II. Ей очень не понравились казацкие портреты на стенах церкви, со стихами во славу войска запорожского. Живопись Екатерина приказала забелить, а обитель закрыли. В монастырских постройках была размещена больница для душевнобольных. На территории построили новые больничные корпуса для «буйных». А в Кирилловской церкви служили только панихиды.

Кирилловская церковь до сих пор во многом остается для нас загадкой. Она еще не открыла всех своих тайн. Например, в церкви есть очень интересный потайной ход, аналогов которому нигде в мире нет: в южной апсиде проложен лаз в стене с выходом над иконостасом. Зачем? Многие исследователи задавались этим вопросом.
Когда с уважением и любовью обращаешься к этой достопримечательности, то она с удовольствием отвечает на все поставленные тобой вопросы. Она сама несет в себе всю информацию, нужно только уметь прочесть ее – через фрески, архитектуру, потайные ходы... В чем же кроется уникальность Кирилловской церкви?
Прежде всего – в ее аутентичности. После Софии Киевской это второй храм в Киеве, сохранившийся со времен Древней Руси в собственных стенах. Церковь основана в XII веке и, к счастью, сохранилась до наших дней в первоначальном виде. Почти полностью сохранен с древнейших времен интерьер.

В 80-х годах ХІХ века в церкви осуществлялись реставрационные работы под руководством профессора Петербургского университета, известного искусствоведа А.В. Прахова. От многовековых наслоений штукатурки и живописи были открыты уникальные древнерусские росписи.
На стенах – 800 квадратных метров фрески XII века с уникальными сюжетами, некоторых из них не имеет ни один из древних сакральных памятников монументальной живописи мира. То есть, такие фрески есть только в Киеве и только в Кирилловской церкви.

Подписи к фрескам написаны на славянском языке. Это свидетельствует о том, что расписывали храм русские, а не греческие художники (как например, в Софии Киевской).
Одну из фресок Кирилловской церкви - «Ангел, который свивает небо», считают едва ли не лучшим образцом монументальной живописи всего периода Княжеской эпохи.

Из росписей XVII века сохранился замечательный портрет игумена Иннокентия Монастырского — известного дипломата и общественного деятеля, написанный на пилоне южного нефа. Портрет является ценным памятником портретной живописи того времени.

В местах, где фрески не сохранилась, экспонируются масляные росписи ХІХ века, выполненные преподавателями и учениками киевской рисовальной школы Н.И. Мурашко.

Кроме того, в храме можно увидеть работы выдающегося русского художника Михаила Александровича Врубеля. Наверное, это единственные в жизни живописца монументальные росписи, существующие вместе в таком качестве и в таком количестве.
В Киеве Врубель познакомился с киевскими мозаиками и фресками, работал над изучением всего круга древнерусской монументальной живописи, что и помогло ему выполнить впечатляющие монументальные композиции, которые украсили стены старинного Кирилловского храма. Кирилловские работы Врубеля составили золотой фонд в художественном наследии выдающегося мастера.

Самой грандиозной работой Михаила Александровича в тот период стало “Сошествие Святого Духа” – работа, расположенная на хорах храма. Оригинальная роспись на этом участке свода была полностью уничтожена временем. И тут во всей мощи проявился талант Врубеля. Без картонов, без эскизов – он создал грандиозную монументальную композицию. В ликах апостолов угадываются черты современников Врубеля. Он писал их с представителей интеллигенции и духовенства Киева, с которыми общался во время своего пребывания в нашем городе.
Правда, следует заметить, что эта манера письма сильно отличается от православных росписей средневековья. Многие современные исследователи церковных росписей и икон справедливо указывают на тот факт, что за несколько сотен лет в церковное искусство было привнесено слишком много человеческого, страстного, и этим позднее письмо в духовном смысле несомненно уступает письму старому.

Там же, на хорах, Врубель создал композицию "Ангелы с лабарами", образы Соломона, Моисея.
“Ангелов с лабарами” изобразить было весьма непросто. Пространство капеллы, где находится роспись, крайне тесное. Поэтому художнику пришлось, стоя на лесах, сначала сделать верхнюю часть ангелов, а потом, лежа в самой неудобной позе, дописывать нижнюю часть композиции. Когда леса сняли – он сам удивился тому, насколько точно совпали две половины работы.

Здесь же, на хорах, М. Врубелем исполнены «Ангелы», полуфигура Христа, головы пророков Моисея и Соломона. Для мраморного иконостаса, выполненного по эскизам А.Прахова, М.Врубель написал в Венеции иконы «Афанасий», «Богоматерь», «Христос» и «Кирилл». Эти произведения отличаются образностью, глубоким реализмом и высоким живописным мастерством.
По силе эмоционального воздействия более всего удалась художнику «Богоматерь». В бездонных глазах этой хрупкой молодой женщины, одетой в дорогие ткани, столько страдания и тревоги за судьбу сына, что она воспринимается как олицетворение материнской скорби и стоит в ряду лучших женских образов, созданных Врубелем. Известно, что написан этот образ с живого человека — с жены профессора Прахова Эмилии Львовны, в которую Врубель был влюблен.
Из четырех иконостасных образов образ Богоматери удался художнику особенно. Это один из его несомненных шедевров — женственно-нежный и вместе с тем печальный образ матери, предчувствующей трагическую участь сына.
Последней работой, сделанной художником в Кирилловской церкви, стал “Надгробный плач”. Cтоя пред ней, спустя годы, он скажет: “Вот, в сущности, то, к чему я должен был вернуться”.
Михаил Врубель уехал из Киева 1889 году. Но не раз сюда возвращался. Здесь похоронил сына. Здесь думал над своей жизнью.
Возле ниши аркасолии, в которой экспонируется "Надгробный плач", установлена скульптура, изображающая сидящего Врубеля. Автор, скульптор Валиев, с невероятной выразительностью сумел передать творческую натуру великого художника. Лёгкий наклон головы, напряженно сжатые руки, натянутая, как струна, фигура мастера - всё свидетельствует о колоссальном творческом порыве...

В советское время Совет Народных Комиссаров УССР в 1929 г. ввиду большого исторического и культурного значений сохранившихся сооружений объявил территорию бывшего Кирилловского монастыря государственным заповедником. С этого времени Кирилловская церковь для богослужений была закрыта. Монастырские сооружения планировали передать под музей: в колокольне намечалось устроить музей киевского архитектора И.Григоровича-Барского.
Однако этим относительно гуманным намерениям было не суждено воплотиться. В 1937г. каменная монастырская стена с великолепными угловыми башнями в стиле украинского барокко была разобрана на кирпич для строительных нужд. От бывших монастырских сооружений сохранились только два дома, да и те много раз перестраивались.
Во время Великой Отечественной войны, по рассказам очевидцев, на территории Кирилловской больницы ставили опыты над военнопленными. Всего на территории больницы за годы войны и немецкой оккупации погибло более 600 человек. В 1941-1942 гг. в Кирилловской церкви было возобновлено совершение Богослужений. Затем в храме размещался склад оптического стекла.
24 августа 1963 г. Совет Министров УССР объявил Кирилловскую церковь XII столетия и башню с монастырской стены XVIII века архитектурными памятниками Украины.
Сейчас Кирилловская церковь входит в состав государственного музея-заповедника София Киевская.
Древняя архитектура Кирилловской церкви и ее замечательные настенные росписи делают этот памятник одним из самых ценных и интересных музеев страны. Здесь проводятся концерты древнерусской музыки в грамзаписи, выступают артисты филармонии.
Даже если вы сами решите осмотреть Кирилловскую церковь – вам гарантированы сильные впечатления, конечно, при условии, что вы интересуетесь историей и цените древние памятники. Но лучше всего воспользоваться услугами экскурсовода – это можно сделать прямо на территории монастыря. Каждая фреска в храме имеет свою историю и свое значение, и лучше, чем специалист – этого не расскажет никто.
Киев богат церковно-архитектурными сокровищами. Какие-то его знаменитые храмы то разрушались, то снова возводились уже в новейшие времена, а какие-то прошли через многовековую историю, сохранив память о многих веках и архитектурных стилях. К таким храмам относится и Кирилловская церковь...
Почему именно она сохранена для нас, кто знает? Мы должны лишь радостно принимать эту данность и сохранять дошедшее до нас достояние духовности и святости нашего Отечества.

... Проходят дни, годы, века... Меняется время. Каждая грядущая эпоха несет в себе веяния нового времени. Не всегда хорошие... Современные люди живут новым реалиям, часто забывая добрые сказки и старинные легенды.
Кирилловская церковь у многих сейчас ассоциируется исключительно с больницей для душевнобольных им. Павлова, расположившейся в бывшем монастыре. Не течет уже под холмом быстрая река Почайна, зато стоит, будто воплощение человеческого невежества, большая автозаправка...
Но, несмотря ни на что, поднявшись над миром материальным, возвышается церковь, построенная в XII в. в честь Св. Кирилла. ... Прекрасная и гордая стоит она в своде солнечных лучей, тщательно оберегая свои тайны. И какая-то неуловимая загадка кроется в темных глазах красивой женщины, вышедшей из-под кисти мечтателя Врубеля...

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем