Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Для души...( То, что помогает Вам жить)

Доколе я буду пьян без вина и нерадив...

И так я впадаю в некую рассеянность сердца, живу тут и там, живу везде, но не живу своим собственным бытием
Архимандрит Эмилиан (Вафидиc)

Если ты захочешь освободить человека от его греха, то ты не сможешь этого сделать, потому что он сам должен возжелать своей свободы. Не можешь ты взять на себя его бремя. Но почему мы, люди, такие? Почему мы мучаемся из-за своих грехов?
Ответ авва Исаия дает нам в последующих словах, которые переносят нас из геенны в рай, от действия лукавого к благодати Божией. Обратите внимание на то, сколько опытного знания в его словах. Такие мысли мог выразить только великий святой, великий пред Богом и ничтожный в собственных очах. Он столь глубок в своем смирении и простоте, что напоминает нам святого Ефрема Сирина.

"Доколе я буду пьян без вина и нерадив, хотя все это стоит передо мной?! Черствость моего сердца иссушила мои глаза, а многозаботливость иссушила мою голову, и рассеянность сердца навела на меня забвение до часа тьмы."

--Мы говорим о покаянии, читаем толкования на покаянные псалмы, но как же трудно человеку покаяться! Почему? Потому что происходит то, о чем говорит авва: мы пьянеем без вина. Пьянеть от вина естественно. А вот опьянение без вина ненормально, чуждо человеческой природе. Бог дал вино, чтобы человек был весел: «Вино веселит сердце человека». Церковь использует образы вина и елея прежде всего для того, чтобы явить нам свойства Христа.

Доколе я буду пьян без вина?! До каких же пор я буду жить и чувствовать радость без Христа? Авва подразумевает, что есть опьянение подлинное и есть опьянение, несвойственное человеку. Опьянение — это, безусловно, веселье или, лучше сказать, преизбыток веселья, вплоть до того что человек перестает владеть собой.

Когда человек к чему-то привыкает, то впоследствии он делает это уже не задумываясь. Человек не грешил бы, если бы грех не был опьянением, не доставлял некоторого удовольствия, не приносил удовлетворения. Болезненно самолюбивый человек, который думает, будто он делает что хочет, находит удовлетворение в грехе. Если ты посоветуешь ему поступить так, он поступит эдак. Скажешь ему сделать то, он сделает другое. Лишь бы ему выбрать то, чего он хочет сам. Так человек изо дня в день живет в каком-то безумном опьянении, веселье, удовлетворении, в «счастье» и «успокоении», в удовольствии и самодовольстве. Каждый день он почивает на подстилке, сплетенной из его разнообразных грехов, но в действительности он пьет и ест самого себя, замешивает свое бытие на собственном эгоизме.

Действительно, кто бы мог выжить в тяжелейших страданиях, если бы у него не было какой-то радости? Я чувствую радость от общения с женой или потому, что надеюсь на что-то, потому, что меня уважают, потому, что у меня есть деньги, — могут быть разные радости. Всякий раз что-нибудь да находится. Я читаю журнал и так им увлекаюсь, что читаю его пять часов подряд. Это увлечение — опьянение без вина. Но мы знаем, что христианину невозможно истинно веселиться без слез и истинно радоваться без печали.

И не бывает также печали по Богу, то есть истинного покаяния, без веселия, без радости Христовой, без Его присутствия. Признак печали по Богу — радостопечаль, и радость лишь тогда истинна, когда она происходит от слез покаяния.

Так что человек может радоваться, быть тысячекратно удовлетворен, иметь множество желаний или дел, быть или казаться радостным, но радость его ложна, если нет у него вина слез. Только слезы дают истинное опьянение. Однако те слезы, которые не доставляют человеку опьянения, радости, счастья, — это слезы ложные, эгоистичные, несовершенные, нездоровые, бесовские, а не духовные. Слезы сами по себе значения не имеют. Их значение в том опьянении, которое они вызывают, а истинность опьянения проверяется тем, происходит ли оно от настоящего вина. Поэтому авва Исаия и говорит: «Доколе у меня будет радость без слез покаяния? И доколе глаза мои будут изливать слезы без опьянения, без радости?»

Как часто мы каемся, а радости не ощущаем! В таком случае, несомненно, мы снова падем. Как часто мы исповедуемся, а наше сердце не возгорается и не пьянеет! Тогда ясно, что вино не настоящее. Как часто мы полагаем, что нашли истину или радость, но у нас нет вина — духовной слезы! До каких же пор моя радость, моя печаль, мои поклоны, все мои приношения и жертвы Богу будут оставаться ложными? Доколе я буду нерадеть, доколе моя жизнь будет пропитана этой лживостью?

Черствость моего сердца иссушила мои глаза. Я пьян, но у меня нет вина, нет слез, потому что мои глаза иссушила черствость моего сердца, которое растолстело, утучнело — уже после того, как вкусило и познало Христа, и стало столь тяжелым, наполнившись наслаждениями и дарами Божиими. Все идет от сердца. Когда сердце очерствело, могут ли глаза источать слезы?

А многозаботливость иссушила мою голову. Мое сердце окаменело настолько, что я не могу покаяться. Но этого мало. Окаменение распространилось, дошло до головы и лишило чувствительности область глаз, так что, если сердце когда-нибудь и умилится, будет уже поздно — глаза не смогут наполниться слезами. А всему этому причина — многозаботливость, которая в некотором смысле делает глаза бесполезными, бессильными, так что они уже не могут источать слезы.
Это несчастье нашей жизни, а причина ему — наши многочисленные заботы и интересы. Всякий раз нас что-то занимает, наши глаза ослепляет какое-то желание. Сегодня я поглощен желанием чего-то достигнуть, завтра — наилучшим образом преобразовать монастырь. Все время что-то, словно червь, точит и иссушает корень моего сердца, а затем достигает и моей головы и делает меня бессильным.

И рассеянность сердца навела на меня забвение. Рассеянность ума и сердца приводит к тому, что человек становится абсолютно ни на что не годным. Забота, как говорит Священное Писание, ведет к безысходности. Я желаю и не имею. Желая и не имея, я или еще сильнее стремлюсь к исполнению своих желаний, или ищу иные перспективы, чтобы у меня было собственное опьянение, собственная радость. И так я впадаю в некую рассеянность сердца, живу тут и там, живу везде, но не живу своим собственным бытием. А в результате этих разнообразных занятий и рассеянной жизни я обо всем забываю. Я забываю, что нет у меня вина, забываю о том забвении, которое возникает во мне.

Что означает «забвение»? Если, к примеру, я забыл о каком-то человеке, то это означает, что он для меня не существует. Значит, слова «рассеянность сердца навела на меня забвение» означают, что во мне видны последствия забвения, и я стал тем местом, на котором нет Бога. Мои заботы, желания, тревоги, радости — все эти источники опьянения отдаляют меня от Бога, я становлюсь подобным «безбожникам в мире».
До часа тьмы. В таком состоянии я живу с уверенностью, что Бог со мной, до того момента, пока не провалюсь во тьму. Приближается последний час моей жизни, в который «никто не вспоминает о Тебе», а я все еще не обнаружил, что живу без Бога. Вот результат радости без слез и слез без радости.

Архимандрит Эмилиан (Вафидиc) - Толкование на подвижнические слова Аввы Исаии - 2015

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем

    СТИХИ И ПРОЗА

    Сообщество