Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами и даёте разрешение на передачу необходимых для работы персональных данных. Политика конфиденциальностии
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами и даёте разрешение на передачу необходимых для работы персональных данных. Политика конфиденциальностии
Сообщество

ДОМ МИЛОСЕРДИЯ

Активный вектор на милосердие
Проповедь протоиерея Сергия Филимонова от 19 декабря 2024 г. в день Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, отличался от людей своего времени и от многих святых тем, что он не ждал, когда к нему придут, постучатся в дверь и попросят (хотя такое тоже часто было), а он сам спешил на помощь. Есть даже такая притча церковная, она может быть не совсем корректная, но, тем не менее, напомню ее. Господь позвал на брачный пир многих святых, они бегут к Нему. Среди них Николай Чудотворец. Они бегут, а по пути слышны просьбы нуждающихся. Святитель Николай остановился, оказал помощь. Все вперед убежали, а он отстал. Только догнал их - снова кто-то нуждается, кто-то в беде находится. Еще раз он остановился. А все бегут дальше вперед. Потом снова. И опять то же самое через некоторое количество шагов. Прибежал он последним. Евангелие говорит: «Многие же будут первые последними, и последние первыми» (Мф.19, 30). Некоторые начинают возмущаться: «А как же так, нашу память празднуют один раз в год, а Николая Чудотворца два раза в год?» Господь им говорит: «А вас потому один раз в год празднуют, что вы пробежали мимо тех, кто нуждался, а он со всеми задержался, хоть и стал последним». Вот и будут память его праздновать не один раз, как вас, а раза два−три в год. Это такая как бы притча или байка церковная, но она для нас вразумительная.

Святые отцы учат нас о том, что если тебя не спрашивают – не лезь, не отвечай, спроси: «Нужен совет или нет?» Это разумно. Когда ты видишь беду другого человека, то можешь пройти мимо или подождать. Чем отличался Николай Чудотворец от многих других людей? Он не ждал, пока его попросят, но если видел, что человек находится в беде, он сам спешил на помощь. Он знал, что там отрубят голову невинным – вперед и туда, не боясь того, что ему тоже могут отрубить голову, между прочим. Такие жестокие нравы были в то время. Он тоже мог пострадать, но не побоялся. Услышал, что будет нечестие в какой-то семье − пришел, бросил золото для того, чтобы не совершилось беззаконие. Услышал, что там беда − и поспешил. Вот и нам с вами нужно уразуметь этот вектор милосердия. Милосердие Николая Чудотворца заключалось в том, что он сам спешил на помощь и, в отличие от многих других людей, которые ждали: ну постучат, ну подадут прошения, ну подумаю, ну взвешу, может быть да, может быть нет, а зачем я еще там буду тратить свое время. Святитель узнал, что беда – пришел и помог.

Случилась, к примеру, беда у твоей соседки, затопило ее квартиру. Постучи к ней в дверь и скажи: «Слушай, вот тебе на ремонт, возьми немножко. Ничем тебе помочь не могу. У тебя может хлеба нет, так я тебе хлеб принесла». Услышала, что беда у кого-то на работе, сын умер или погиб на СВО – приди, утешь, подай какую-то копеечку. Приди в церковь, помолись за нее и за ее погибшего на СВО сына. Человек должен сам иметь вектор милосердия! Если этого вектора милосердия нет – тогда человек превращается в такого, который ждет, когда его попросят. А ведь могут и не попросить на всю оставшуюся жизнь.
У митрополита Антония Сурожского формула жизни была такая, что тот человек, который сегодня или сейчас перед тобой находится, он является самым важным человеком в твоей жизни. Господь просто так на пути дороги твоей жизни не посылает случайных людей. Они могут нуждаться, могут не нуждаться в помощи. Ты должен взвесить, можешь им помочь или не можешь. Но самое страшное − пройти мимо них: не ответить им сочувствием, состраданием, не ответить им вздохом, молитвой, не оказать им какую-то помощь. Вот это самое страшное. «Тот человек,− говорит митрополит Антоний Сурожский, − который сейчас перед тобою, он и есть самый важный человек в твоей жизни». То есть его посылает Господь. Не поможешь этому человеку, значит прошел мимо Господа.

Епископ Василий Родзянко, будучи еще священником, получил благословение от своего духовного отца мгновенно откликаться на всякую просьбу людей. Конечно, меня тоже иногда берет сомнение в разумности некоторых его поступков. Но он, что называется, безусловно выполнял данное духовником благословение. И доходило до того, что вот он едет по приглашению на важное совещание в Кремль или еще куда-то, спускается, и в этот момент выходит соседка на первом этаже и говорит: «В больнице надо причастить больного, не могли бы вы помочь?» Он тут же берет Святые Дары и вместо того, чтобы ехать на важную встречу, он едет к больному человеку и причащает его. Конечно же, эти поступки должны тоже с рассуждением выполняться, потому что многие люди, которым он давал слово, что приедет, они потом роптали на него и были недовольны, что обещал и не приехал. А епископ Василий Родзянко выполнял безусловное благословение. Ему было сказано: «Если вдруг тебя кто-то попросит, давай разворачивайся и вперед».

Все должно быть с рассуждением.

Когда мы оказываем какие-то дела милосердия, нужно взвешивать в этот момент: свои возможности, возможности человека, степень тяжести его заболевания (умирающий - не умирающий), надо взвешивать, ты кому-то давал какие-то обещания или не давал, люди тебя ждут или не ждут. То есть все это должно быть в комплексе. Для этого человеку дана голова и дана молитва. Помолился, подумал и поступил с рассуждением. Поэтому я вам говорю о том, что вещи эти должны не безусловно иногда выполняться, а с подключением головы и с рассуждением, которое является одной из самых главных христианских добродетелей.

Имейте вектор милосердия, как святитель Николай Чудотворец, откликайтесь на чужую беду и, мой вам совет, не ждите, когда вас попросят. Это не христианское состояние. Нам Господь специально святых посылает и говорит: «Посмотрите на него, он не ждал». Вот и вы не ждите. Увидели кого-то в беде, подумайте: «Чем и как я могу помочь этому человеку?» Бывает, что ничем, и бывает, что никак. Но о нем можно помолиться или воздохнуть. И если есть хоть какая-то возможность хоть чем-то помочь, не проходи мимо! «Не проходи мимо» (Лк.10, 31−33), − об этом говорит Святое Евангелие. Не проходи мимо человека, которого разбойники изувечили. Не проходи мимо человека, у которого несчастье. Не про-хо-ди мимо, и ты исполнишь евангельский закон. А ведь часто − рукой махнул: «А, кто-нибудь вместо меня, кто-нибудь поможет, как-нибудь обойдется», − не обойдется. Получишь в свою книгу жизни штрафное очко, потом будешь держать ответ перед Господом: «А почему ты так поступил? А ты разве не знал? А почему ты ждал?» – и будешь сидеть, ждать на море погоды. А она не придет. Один раз пропустил, второй, третий, пятый, десятый. И не интересно будет Господу к тебе посылать за помощью и милосердием. Не хочешь спасаться? Не спасайся. Живи, как хочешь. Я дам эту возможность другим, которые стараются жить также, как Николай Чудотворец. Вектор милосердия должен быть активным. Давайте об этом подумаем и все-таки будем с вами активными христианами в нашей жизни.

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Согласие на передачу  персональных данных

Защита от спама:

    Рекомендуем

    ЕлицыМедиа

    Сообщество

    Елицы.Записки

    Сообщество