Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Служение

Воскресная школа

Церковное искусство. Иконография. Часть 1.

Икона – священное (необыкновенное) изображение или образы Иисуса Христа, Богоматери, святых и ангелов, помогающие нам в молитве, направить свои мысли и чувства к первообразу - это значит, быть уверенным в том, что Он (первообраз) нас слышит и видит. Так же на иконах можно увидеть, и события из Библии и церковной истории.
Неосвященная (не посвященная), не благословенная служителем церкви икона, не используется в Богослужении и Богообщении (молитвенный диалог Бога и человека).
При почитании священных икон (их более 200 в годовом церковном круге), надо помнить, что Бог Един, и Богородица одна.
Почему во время каждения молящихся священнослужитель делает поклон в их сторону? Потому что он чтит в них образ и подобие Божие.
«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его…» (Быт.1, 27). По образу – это значит, что человек, также является иконой Бога, и поэтому стало возможным, изображения Его святых в иконе.
Итак, икона предназначена для молитвы, т.е. общения с первообразом, она – окно в мир иной, через это окно исходит божественный свет.
Почитающие первообраз с благоговением должны относиться и к образу, т.е. самой иконе, как священному предмету. Поэтому издавна, почитают чудотворные иконы, через которые явлена была когда-то верующим милость Божия.
Икона – это образ, воплотивший слово. Слова Священного Писания и Предания, выражены в линиях и красках православной иконы. Поэтому, мы говорим, что икона, именно, пишется.
Ещё, икона пишется по особым правилам, которые называются иконописным каноном. Например, нельзя изображать Христа в виде агнца, т.е. символически, а только в Своем человеческом облике, каким Он нам явился по Своему смирению, и претерпел во плоти, страдания и искупительную смерть.
Также, до нас дошли иконописные подлинники – это конкретные правила и рекомендации, научающие, как надо правильно писать икону. Они содержат словесные описания святых и их изображения (лицевой образчик).
Кроме икон, существуют живописные изображения святых, которые не являются священным изображением. Художник на таких картинах, рисует произвольно, как ему нравится.
Иконы, как мы знаем, пишутся на деревянной доске. Дерево для иконы избранно не случайно. Оно имеет большое значение. Вспомним о Древе жизни, о Древе познания добра и зла; о дереве, из которого был построен ковчег праведного Ноя, о дереве ситтим (акация, очень твердое дерево), из которого был сделан Ковчег Завета, и о дереве Креста, на котором Господь Иисус Христос был распят. Крест был составной: столб из кипариса; поперечная перекладина из сосны, а нижняя перекладина из кедра.
Итак, дерево. Какие же древесные породы используют для иконной доски? Предпочтение отдают кипарису, а также липе и ольхе.
Кипарис – дерево, которое не поражается жуком-точильщиком. Долго, не изменяет своей формы (процесс коробления доски). Липа и ольха – легкий материал.
Если посмотреть на икону с лицевой стороны, то можно увидеть углубление, которое называется ковчегом. Почему именно ковчегом? Думается, что это связь с ковчегом Ноя и Ковчегом Завета. Ноев ковчег – средство (корабль) спасения праведных людей от потопа, а Ковчег Завета – великая святыня богоизбранного народа и средство Богообщения. Так вот, православная икона – это и средство Богообщения, и окно в духовный мир святости.
Возвышающие над ковчегом края называются полями в виде рамы, а скос между ковчегом и полями – лузгой. Если посмотреть на иконную доску с оборотной стороны, то можно увидеть на ней 1 или несколько продольных пазов, в которые вставлены узкие дощечки – шпонки, предохраняющие икону от выгибания, их делают из твердого дерева: дуба или бука. Если сделать мысленный поперечный разрез иконы и посмотреть на него сбоку, то мы увидим, что икона состоит из 4 слоев: 1- иконная доска с наклеенной тканью (поволока); 2 – грунт, т.е. основа под краску, имеет белый цвет и называется левкасом; 3 – краски, сделанные на основе цветного порошка; 4 – защитный слой из натуральной олифы, а затем икону просушивают.
На иконах в нашем храме, мы можем увидеть оклады – украшение лицевой части иконы, сделанные из металла и украшенные цветными камнями.
Кроме дерева для написания и изготовления икон использовали ещё холст (икона-таблетка), металл и шитьё цветными нитями по ткани.
А теперь о том, как изображаются фигуры на иконах.
Когда на иконе изображен только лик – оглавное. Пример – икона «Спас Нерукотворный».
Фигура изображена по плечи – оплечное. Пример – икона «Ангел Златые Власы».
Поясные – фигура изображена по пояс.
Ростовые, или в полный рост. Многофигурная икона называется – «с избранными святыми». Часто святые изображаются в окружении небольших композиций – житийных клейм, которые показывают наиболее значимые события их жизни. Говорят, так, икона «с клеймами жития» или «с клеймами акафиста». Акафист – это хвалебная песнь, написанный в честь Христа, Божией Матери или святому.