- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 248
- |
- Видео 227
- |
- Мероприятия 0
Пс.118, 60 Уготовихся и не смутихся сохранити заповеди Твоя.
По пер. с евр.: «Спешил и не медлил соблюдать заповеди Твои», т.е. я уже не смущался строгостию и трудностию сих заповедей, каковые представляются в них нерадивым и ленивым. Пророк готовился и не смущался, а всегда хранил заповеди Божии, к исполнению которых обязывали его те или другие встречи. Не в ту пору прибирал заповедь, когда действовать приходилось, а наперед заготовлялся; оттого и успех был добрый. Разумный всегда ожидает встретить скорбь если не сегодня, то завтра и не смущается. Он обуздывает свой гнев молчанием и даже укоряет себя. Много бывает препятствий желающим благоугождать Богу: ибо Творец как покоем, так и скорбями испытывает души. Но верному и мужественному это содействует ко спасению (Варсонофий В., Макарий В).
Уготовление, как и обдумывание путей Божиих, двояко: одно – в начале вступления в этот путь, при обзоре его всего; другое – каждодневное, при прозрении возможных случайностей дня. Зная сказанное: чадо, аще приступавши работати Господеви, уготови душу твою во искушение (Сир.2, 1), и всегда помышляя о сем, при нашествии врагов не смущался я, как научившийся встречать их мужественно.
Не на покой и утехи зовет и Господь вслед Себе, но говорит: в мире скорбны будете (Ин.16, 33). Обращающийся от греха к добродетели для угождения Господу на-перед это видит и, избирая этот путь, готовится на все неприятности, или, по слову Господа, берет крест свой и последует Ему. Как к борцу, который борется на отчаянную, приступа нет, ибо самое настроение придает ему поражающее мужество, так нет у врага приемов к преодолению того, кто, вступая на путь добродетели, наперед положил – умереть, но не отступать от нее. Св. Павел видит источник несокрушимой крепости таковых в любви их ко Господу.
Каждый день с утренней молитвы обозри все возможные случайности и, соответственно тому, какие могут они, по свойству своему, возбуждать в тебе мысли и чувства, заготовь противомыслия и противочувствия и огради их благими помышлениями, чтоб они имели крепость в себе. Это же делай и всякий час, как скоро видишь что-либо приближающееся; поскорей окинь взором возможное и облекись в орудия противодействия. Нечаянность поражает и полошит душу, а всполошенная, она не может иметь ни силы, ни соображения.
Приготовление это состоит в том, чтобы загодя положить не поддаваться впечатлению и не допускать возбуждающегося движения до сердца. Там глаз, там слух, там слово, там движение, там другое что-нибудь падают на сердце, как камень на спокойно стоящую воду, – и пошли круги помыслов и движений. Борись с ними! А если не допустишь до сердца, если наперед противомыслием и противочувствием закрепишь поверхность сердца, так что она станет будто льдом покрывшаяся вода, тогда все эти камешки, совне внутрь падающие, будут отскакивать, свидетельствуя звуком своим лишь то, что они ударяли, но вглубь не прошли.
На всякий член есть своя заповедь. Не блуждай глазами, чтоб не встретиться с грехом; не открывай слуха своего на всякую речь, чтоб не раздражить похотных помыслов или не набрать материалов для пересудливости в осуждение себе; воздержи вкус от сластей и гортань от многоядения, чтоб от меньшей сласти не перейти к пагубнейшей и умножением тука не добыть разленения, сонливости и болезней; свяжи язык молчанием и благоразумием в слове, чтобы словоохотливостию не забресть к пустословию и, растревожив улегшееся в себе зло на зло себе, и в других не засеменить подобного же зла; замени ненужные развлечения домоседством, чтобы, углубив внимание уединением, являться всегда крепким на борьбу с собою и со врагом; приучи руки к щедродательности и труду, чтобы за неимением праздного времени некогда было занимать их делом грешным и чтобы молитва облагодетельствованных тобою всегда покрывала тебя от невидимых стрел.
Толкование по святым отцам