Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Проповеди протоиерея Андрея Ткачева

Ответы на вопросы (1 и 2 часть). о. Андрей Ткачев Евангелие. инструкция к жизни. 27 03 18

Мы находимся накануне Страстной седмицы. И логика событий предполагает, что мы можем поговорить о Страстной седмице и каких-то важных вещах связанных с ней. Поскольку это неделя уникальная. Она бывает раз в год. И это уже не пост, а Пасха страстей. Пост заканчивается Входом Господним в Иерусалим. А дальше начинаются уже Пасхальные праздники – сначала скорбные, потом торжественные. И там есть многое, о чем можно поговорить. Можно этому посвятить время. Но я сразу оговорюсь о том, что там очень большой объем информации. Каждый из этих дней – Великий понедельник, Великий вторник, чем дальше, там уже Великий четверг особенно, Пятница, Суббота, Пасха. Это все настолько масштабно, что нам полтора, два часа ни на что не хватит. Поэтому можем как-то фрагментарно об этом говорить. Может, вы будете направлять нашу беседу какими-то конкретными точечными вопросами. Это будет даже лучше, потому что мы с вами уже знакомы. Наверно так и сделаем. Может быть, у вас будут какие-то полезные вопросы, которые помогут нам пообщаться на какую-то полезную тему?
А по общей современной проблематике, конкретно по этой беде, надо обязательно сказать несколько слов. Там можно много говорить. Что будут следственные действия. будут искать виновных. Виновные, конечно, есть. Наверняка вскроется очень много различных вещей, связанных или с неправильной сдачей в эксплуатацию, или с неправильным использованием объекта, с халатностью и проч. Но кроме этого там есть, на наш взгляд, еще ряд очень серьезных вопросов.
Во-первых, мне хочется сказать, что в нашем обществе уже давно, еще до развала СССР, начались гнилостные процессы. И когда Союз рухнул – рухнул именно поэтому. По умолчанию, негласно, но по тайному согласию большинства, без всякого заговора, считается, что прибыль любой ценой – это смысл жизни. Эту точку зрения разделяет огромнейшее количество людей. Независимо от того, какую кто должность занимает. Это могут быть чиновники или бизнесмены, или кто-нибудь еще. То есть, максимальная прибыль любой ценой – это мотив деятельности большинства людей. Есть те, которые умеют воровать. Есть те, которые не умеют, но хотели бы. Они особенно сильно завидуют тем, кто воровать умеет. Если вы слышите громкие крики о борьбе с коррупцией: «Позор! Долой! Почему у них есть, а у нас нет!» – это, в принципе, как правило, голос зависти. Это не борьба за справедливость. Борьба за справедливость – это фиговый листок, который прикрывает срамное место, под названием «тоже хочу».
Как можно услышать про Ленина, который говорил рабочим: «Чего это вы при царе плохо живете? Давайте вы при мне плохо жить будете». В таком духе. И вот, отсюда вырастает огромное количество безобразий. Потому что, если главной ценностью общественного устройства, причем по умолчанию, не прописанных в законе, каких-то там вещей, и без заговора. Для того, чтобы думать одно и то же, заговор не нужно составлять. Потому, что многие люди верят в теорию заговоров, согласно которым существуют теневые сообщества. Они есть, между прочим. Но даже без них можно пропитаться одним и тем же духом и не сговариваясь, живя в разных городах, но в одном информационном пространстве, хотя и в разном географическом, можно считать, что «коси бабло и на все забей».
Так сегодня расшифровывается серп и молот – «коси» и «забей». В это верят миллионы людей. И если потом они становятся ответственными чиновниками, или скажем проще – снабженцами в Армии, то можете не сомневаться, что солдатские сапоги будут дырявыми, а портянки износятся в десять раз быстрее. Если будут заниматься хлебозаготовками, – половину украдут, даже не сомневайтесь. Потому, что это такая цель. А те, кто будут их судить и отслеживать, получат от них какую-то мзду и закроют на все глаза и т. д.
И вот эти люди в течение долгих лет строили наш торговый центр, дома, улицы. Вводили в эксплуатацию все эти аквапарки, солярии. Там забыли снег убрать и провалилась крыша, в другом месте в бетонную смесь не заложили щебень. Украли там чуть-чуть, там чуть-чуть и получилось меньше, и уменьшилась, следовательно, прочность в разы и так далее. Это, собственно, и есть причина безобразий совершающихся везде. То, что дома идут трещинами, каждый год проваливается асфальт и сходит вместе со снегом, вот это есть идея, что хапни и на все наплюй. Что будет завтра – не важно, ты хапни сегодня. Эта идеология живет в головах. Между прочим, в разной степени – больше, меньше, и у нас с вами. Кто-то может в этом себе не признаться. Кто-то может об этом впервые услышит и скажет: «Что вы, что вы, я благонамеренный человек и такого никогда не думал!». Дай Бог. Хорошо, я согласен. Пожалуйста. Но надо иметь в виду, что именно эта ментальная идеологическая зараза, она является причиной огромного числа бед. И так было всегда. В нашей печальной истории, в нашей великой и бедной стране (бедной не в материальном смысле, а по набору неприятных событий) именно из-за воровства, верхоглядства, шапкозакидательства, несерьезности, было очень и очень много печальных событий. Поэтому, читать нашу историю нужно всегда с горьким вздохом. Это первое.
Второе. В современном человеке живет некая уверенность, что он пришел в этот мир в то время, когда человечество стало сильным, умным, защищенным, комфортно живущим, пользующимся немыслимыми благами. И каждый может внутри себя носить такую сладкую гордость, что я родился не в XIV в., когда туалет был без слива и когда ванны не было ни у кого, даже у королей, а я родился в это прекрасное время, когда на меня работает огромная индустрия развлечений, комфорта. То есть, я нахожусь в зоне комфорта. Мы тоже верим в это. И вы, наверняка, частично, в это верите или даже верите полностью. И мы очень редко берем на себя труд понять, что цивилизация, которую выстроил человек, она лучше человека не сделала. Мало того, она его еще и не защищает ни от чего.


Продолжение:

Сергий Радонежский, почему он такой сильный? Почему он имел власть влиять на всю жизнь российского общества и церкви во весь XIV век. Откуда у него такая громадная сила? Потому, что он занимался политикой, махинациями, составлял тайные заговоры? Что он делал? Он ушел из мира. И сам факт ухода сделал его сильным. Чем больше ты с чем-то борешься, тем больше изнемогаешь в этой борьбе и сам становишься похожим на то, с чем борешься. А когда ты уходишь от борьбы – это и есть победа. Давайте составим какое-нибудь новое братство, которое поставит себе целью изменить жизнь всего нашего общества. Выберем главу этого братства, напишем устав, будем собирать деньги и начнем бороться за то, чтобы, наконец, наша жизнь была благодатно-божественная.
Ну что сказать? Бросим эти глупости. Тот, кто скажет: «Да ну вас!» – и уйдет от этого мира и от этого новозачинаемого братства, он и будет победитель. Потому, что не будет тратить время и силы на глупости. Но, если вас будет нести какой-то речной поток, и вы будете тонуть, я вас смогу спасти только в том случае, если буду стоять на берегу. Не с вами буду плыть и кувыркаться – тогда мы друг друга утопим. Спасать утопающего легче всего именно тогда, когда ты стоишь, а он тонет. То есть, чтобы влиять на мир, нужно быть от него свободным. И чем больше ты от него свободен, тем больше на него влияешь.
Так же и с помыслами. Не влазь в них, не запутывайся в них, борись с ними, пренебрегай ими.
Я не призываю понять это в сию секунду. Но вы подумайте на досуге. Это как раз будет очень интересная вещь. Может быть, для вас это будет целым откровением.
Человек имеет власть над чем-либо тогда, когда он свободен от того, над чем он эту власть имеет. Скажем так. Если у меня есть много денег, но я их люблю и от них несвободен, тогда ресурс моего пользования ими будет очень ограниченным. Я их буду, зажимать, беречь, пересчитывать, буду «чахнуть над златом». А если они у меня есть, но я от них свободен – тогда появляется ресурс свободного пользования. Тогда ты можешь сказать: «Мое добро. Хочу – в речке утоплю, хочу – выкину, хочу – подарю тебе, хочу – построю дом для бедных людей или открою школу. Мое добро». Если так относиться к этому вопросу, то я буду свободным и независим, и свободно буду пользоваться своим добром. А если я от него не свободен и люблю его, то я его раб. Я к нему приклеился, как та мартышка. Знаете, как в Африке ловят мартышек. Выдалбливают в тыкве дырку, насыпают туда что-нибудь вкусное – орехи или изюм, – чтобы она попыталась это достать. А мартышки, они же глупые: как можно разжать пальцы, если они схватили лакомство. И начинают бегать с этой тыквой, пока охотники их и поймают. Надо быть свободным от того, над чем ты хочешь иметь власть, и тогда ты будешь иметь власть реальную.
Вспомним еще раз преподобного Сергия. Он всю жизнь убегал от мира, и мир служил ему и его слушался. Его слушались князья, воины, епископы. До сегодняшнего дня его слушается вся Россия, та, которая его любит. Потому, что он ничем в жизни не был связан. Перстень золотой не носил, с девушкой не танцевал, мороженого не ел, в отпуск на море не ездил. У него не было никаких связей, которыми спутаны мы. Мы пользуемся миром, а мир пользуется нами. А он миром не пользовался и мир ему служил. Мы, вроде бы, миром пользуемся. Но тут еще вопрос: кто кем больше пользуется? На это у меня готового ответа нет, но над этим надо подумать. Если ты вкалываешь 11 месяцев на работе, а потом 20 дней в году тебе дают возможность уехать куда-нибудь в Сочи и лечь на морскую гальку, при условии, что ты заработал на это деньги, не заболел и проч. – мне кажется, что это сомнительное заработанное благо. По-моему, мир мною пользуется больше. Он мною – 11 месяцев, а я – всего 20 дней в году. То есть, я 11 месяцев работаю для того, чтобы 20 дней ни в чем себе не отказывать.
Пророки восставали на еврейскую элиту, обвиняя ее в том, что священники любят подарки, пророки пророчествуют ложь, каждый обдирает ближнего своего, каждый ржет, как конь на жену ближнего своего, все утонули в грехах, потому никто не возвышает голос за правду. Голос за правду возвышает именно тот, кто не связан взяточничеством, угождением власти, блудом, обжорством и т. д. «Князья любят постыдное. С утра до вечера пьянствуют. Не разбирают дела вдов или сирот. Они погрязли в грехах и готовы убить каждого, кто ничего не кладет им в рот. Священники поддерживают их в этом, а те в благодарность делятся добычей. Пророки за деньги пророчествуют ложь, и народ мой любит все это». Тут находится один какой-то Исаия, который не блудит, подарков не берет, взяток не дает, идолам не служит, по бабам не ходит. Вот у него-то и появляется право сказать: «Эй, вы что! В своем уме? А Господь, а заповеди?». Вот он как раз свободен. Возвышает голос за правду тот, кто не утонул в грехах. Тот, кто в них утонул, не имеет права раскрыть рот. У него жижа до носа. Он бы и хотел что-то сказать, но захлебнется. Он не может крикнуть за правду.
Можно молчать, например, ради Христа, видя, что слова не помогают тем, кому сказаны. В таком случае, лучше помолиться, но никому ничего не говорить. Это молчание праведное. Но если ты потонул в грехах, – как будешь кричать? Вот потому они и молчали. А если бы они разорвали порочные путы, тогда можно кричать и за правду. Но нет никого…

Протоиерей Андрей Ткачев

31 марта 2018 в 12:51

Господи, храни нас от всякого зла.

01 апреля 2018 в 18:39

при всем уважении от.Андрей.. давно смотрю Ваши лекции..в них много полезного.. я помню как Вас тронула трагедия когда разбился самолет с нашими военными артистами... эта лекция вышла в те дни когда еще не все тела были найдены в сгоревшей "Зимней вишне"... в Кемерово и Кузбассе настоящая непо...

Развернуть

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем