- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 607
- |
- Видео 2364
- |
- Мероприятия 0
о. Андрей Ткачев. Изменение веры? Реформы Никона, крестное знамение, двоеперстие
Любовь пишет: «Моего супруга мучает вопрос, он считает, что произошла подмена истинной веры во времена патриарха Никона по поводу крещения двоеперстием и троеперстием. Убраны некоторые законы, изменены молитвы патриархом на греческий мотив. Разъясните, пожалуйста».
Смогу ли я разъяснить этот масштабный вопрос, я не знаю, но я хочу сказать следующее – изменения, постигшие церковь волюнтаристским, согласен, способом при патриархе Никоне и царе Алексее Михайловиче касались только обрядовой стороны вопроса. Изменение двоеперстия на троеперстие ничего не меняет в нашей вере. Два перста означали две природы в лице Иисуса Христа – божескую и человеческую, а три перста согнутых означали Святую Троицу. Здесь просто те же персты означают то же самое, но наоборот. Это все одно и то же, только с другой стороны. Иконное письмо изменилось, но это было связано не столько с Никоном, сколько вообще с прорывом в русскую душу некоторых западных влияний. И иконное письмо стало меняться в сторону академической картинной школы, натурального изображения, а не иконного письма. Это было. Изменилось пение, произошел некий культурный сдвиг, но это не изменило веру так, чтобы ее потерять. Это изменило быт, а у русского человека быт ассоциировался с верой. Любое изменение быта, смена лаптей на туфли, например, воспринималась как ересь. С одной стороны неправы те, кто менял этот быт так революционно, потом Петр заставлял курить трубки, носить парики и панталоны, это тоже было грешно, но и связывать вопросы веры с вопросом изменения быта тоже неправильно, потому что происходит подмена – быту присваивается слишком большое значение. Да, начиная с Никона, Алексея Михайловича, потом Петра Алексеевича наш быт сильно изменился. Запад вошел очень активно с технологиями, с привычками, с повадками, люди отшатнулись от этого и стали беречь свое, и возникло глубочайшее разделение общества, но дело здесь не в том, что поменяли веру. Вера у нас православная, и после изменения обрядов у нас уже было множество святых, которые уже в этой вере, уже не с двумя перстами, а с тремя, как тот же царь Николай, мученик, или, скажем, Тихон Задонский или Митрофан Воронежский. Они же уже были в новом обряде после Никона. Но святость не закончилась, святость продолжилась, церковь была святая, никакие догматы не изменились, таинства остались неприкосновенны. Вот такая произошла вещь, и поэтому канонизировать весь обиход, считать, что только так можно, иначе нельзя, - это тоже грех, потому что обиход в любом случае будет меняться. Например, невозможно себе представить, чтобы в Московской Руси женщина вела церковно-приходскую школу. Никто бы не повел к ней. К дьячку водили детей учить грамоте, а к какой-то там бабе никогда в жизни не повели бы. А сегодня если выгнать всех женщин с клироса и из церковных школ, то там просто вакуум образуется. Потому что у нас женщины несут на себе огромную часть разных духовных задач. А если бы вы увидели лампочку электрическую в церкви, то сказали бы: «Да разве можно там молиться?! Должна быть лучина, лампада, древесное масло, восковая свеча…» Да, правильно, нужна, но извините, если так случилось, что где-то это есть, а где-то этого нету, то это не значит, что вера поменялась, и при электрическом свете Бог не слышит твои молитвы. Ты изменил быт, может быть, неоправданно изменил, но ты не изменил веру. Никон веру не менял. Никон как был православным, так православным и остался. Он об колено ломал людей, которые не хотели принимать его изменения. А они вполне естественно не хотели принимать эти изменения. У них тоже была своя правда. Две правды сшиблись и получилась беда. Поэтому не сомневайтесь в православии сегодняшней церкви, сердцем чувствуя боль трагического разделения. Поссорились на ерунде, на второстепенном. Обвал какой-то произошел в сознании, и была с одной стороны упертость, с другой стороны невежество, с третьей стороны государственная власть, с четвертой стороны просвещенный деспотизм, но это просто трагедия истории, а не перемена веры. Русские люди как были православными, так и остались. Никакие молитвы не изменены, это все можно сравнить, у нас есть старообрядческие церкви, единоверческие, по старым книгам служат. Так что стоит просто глубже вникнуть в эту проблематику. Перемены веры не произошло, к счастью.
Протоиерей Андрей Ткачев
Всех спаси Господи. Икона Вороний глаз или Всевидящее окно является первым изображением Христа. Где то 6 век. На ней Господь изображён со сложенными перстами так, как молились до реформы. Вот за сложение перстов таким образом и рубили и вешали и жгли и пытали. Так и отучили... Теперь вот крестимс...
Развернуть
Всех спаси Господи. Икона Вороний глаз или Всевидящее окно является первым изображением Христа. Где то 6 век. На ней Господь изображён со сложенными перстами так, как молились до реформы. Вот за сложение перстов таким образом и рубили и вешали и жгли и пытали. Так и отучили... Теперь вот крестимся, как крестимся. Ма сколько людей погубили... Теперь то просто говорят, что мол там, какая разница кто как пальцы гнет... Но дело было не в сложении пальцев. Но дело сделано... Сколько сгубили народу! И какие мучительные смерти они приняли! Всех спаси я Господи.
Свернуть
Мария, -
Православные для совершения крестного знамения складывают три первые пальца правой руки (большой, указательный и средний), а два других пальца пригибают к ладони; после чего последовательно касаются лба, верхней части живота, правого плеча, затем левого. Три сложенных вместе перста симв...
Развернуть
Мария, -
Православные для совершения крестного знамения складывают три первые пальца правой руки (большой, указательный и средний), а два других пальца пригибают к ладони; после чего последовательно касаются лба, верхней части живота, правого плеча, затем левого. Три сложенных вместе перста символизируют Пресвятую Троицу; символическое значение двух других пальцев в разное время могло быть разным. Так, первоначально у греков они вовсе ничего не означали. Позднее, на Руси, под влиянием полемики со старообрядцами (утверждавшими, что «никонияне из креста Христова Христа упразднили») эти два пальца были переосмыслены как символ двух природ, соединенных в Ипостаси Христа: Божественной и человеческой. Это толкование является сейчас самым распространённым, хотя встречаются и другие (например, в Румынской церкви эти два пальца толкуются как символ Адама и Евы, припадающих к Троице). Рука, изображая крест, касается сначала правого плеча, потом левого, что символизирует традиционное для христианства противопоставление правой стороны как места спасённых и левой как места погибающих (Мф.25:31–46). Таким образом, поднося руку сначала к правому, затем к левому плечу, христианин просит причислить его к участи спасённых и избавить от участи погибающих.
Вначале христиане крестились одним перстом, подчеркивая этим веру в единого Бога – в противовес языческому многобожию. После Никейского вселенского собора (325 г.), сформулировавшего догмат о единстве двух природ во Христе, христиане стали креститься двумя перстами. Когда Русь крестилась в православие, в Византии крестились еще двумя перстами, каковой обычай перешел и на Русь. Затем, в XI веке, в противовес очередной ереси, отрицавшей Троичность Божию, было положено креститься тремя перстами (символ троичности). Но, в силу отрыва Руси от Византии, этот обычай не был введен на Руси до Никона. Староверы, не зная ничего о дальнейшем развитии церковной культуры в Византии, упорно держались за двуперстие.
С.А. Левицкий
https://azbyka.ru/krestnoe-znamenie
В православии крестное знамение характеризует телесное выражение христианских догматов, исповедание христианской веры в Святую Троицу и Богочеловека Иисуса Христа, выражение любви и благодарности Богу, защита от действия падших духов. Используются три варианта перстосложения: двоеперстие, троеперстие и именословное перстосложение.
Максим Грек в сочинении «Сказка, како знаменатися крестным знамением» писал, что пальцы надо складывать в двоеперстие, а крестное знамение надо класть на лоб, на пуп, на правое плечо, а затем на левое. Стоглавый собор в 1551 году в 31-й и 32-й главах определил, что персты надо складывать двоеперстно, а крестное знамение надо класть сначала на чело (лоб); далее на перси (грудь), туда где сердце ; затем на правое плечо; и наконец на левое плечо: «А҆ та́кѡ є҆́сть пра́во крⷭ҇ти́тисѧ: пе́рвое положи́ти рꙋ́кꙋ на челѣ̀ свое́мъ, пото́мъ на пе́рсѣхъ, та́же на пра́вомъ плечѣ̀, пото́мъ на лѣ́вомъ. То є҆́сть и҆́стинное воѡбраже́нїе крⷭ҇тномꙋ зна́менїю», — тех, кто так не крестится, согласно 32-й главе Стоглава необходимо было отлучать от Церкви: «А҆ кто̀ нѐ внима́етъ, нѝ послꙋ́шаетъ бл҃га́гѡ наказа́нїѧ, да бꙋ́детъ ѿлꙋче́нъ» . Спустя 76 лет в Москве, в 1627 году, был издан «Катехизис Большой», или «Беседовник» Лаврентия Зизания, во 2-й главе которого изложена иная точка зрения: вопреки определению Стоглава, вместо персей-груди и области сердца крестное знамение надо было класть уже на живот: «и҆ возлага́емъ на чело̀, та́же на живо́тъ, и҆ на десно́е и҆ на лѣ́вое ра́мо» (Лаврентий повторил то, что он писал о крестном знамении в своем «Лексисе», изданном в Вильно в 1596 году ). В 1644 году издана в Москве «Кириллова книга», сборник, составленный Стефаном Зизанием, который ранее издавался на польском и белорусском языках в 1596 году в Вильне, в 14-й главе которой, вопреки определению Стоглава, вместо персей-груди и области сердца крестное знамение надо было класть также на живот: «Та́же полага́емъ и҆́хъ [персты̀] наживо́тъ» . В 1648 году в Москве Стефаном Вонифантьевым была напечатана в славяно-русском переложении «Книга о вере истинной православной», составленная ранее игуменом Киево-Михайловского монастыря Нафанаилом, в ней, помимо двоеперстия, в 9-й главе снова вместо персей-груди и области сердца крестное знамение надо было класть также на живот: «пото́мже кладе́мъ рѹ́кꙋ на живо́тъ» .
В 1656 году в Москве, уже в связи с церковной реформой, была издана книга «Скрижаль», в которую было помещено, переведенное с греческого из книги «Сокровище» (Θησαυρός) середины XVI века, сочинение Дамаскина монаха, иподиакона и Студита «Слово в поклонение честнаго и животворящего Креста, глаголемое третью Неделю святых постов», в нём сказано, что креститься надо тремя перстами, а начертание креста надо делать на лоб, на живот (церк.-слав. чре́во, др.-греч. κοιλία), на правое плечо, на левое плечо: «вели́кїй пе́рстъ, и҆ дрꙋгі́ѧ два̀ сꙋ́щаѧ бли́зь є҆гѡ̀. та́же пе́рвѣе ѹ҆́бо да̀ положи́тъ ю҆̀ начелѣ̀ свое́мъ, вто́рое на̀ чре́вѣ свое́мъ, тре́тїе на̀ пра́вѣмъ ра́мѣ, и҆ четве́ртое налѣ́вомъ ра́мѣ»
В настоящее время в Русской православной церкви принято совершать крестное знамение в новом обряде следующим образом:
В священной книге «Псальтирь», по которой учились и воспитывались с древних времен православные люди, сказано в «кратком изъявлении» — «о еже како православному христианину, по древнему преданию святых Апостол и Св. Отец… подобает на себе знамение креста изображати». «…полагаем я: первое на челе (на лбу) нашем, его же касается вышний рог креста, второе на чреве (на животе) нашем, его же достизает нижний рог креста, третие на правом раме (плече) нашем, четвертое же на левом, ими же знаменуются поперечне простертии концы креста, на нем же распятый за нас Господь наш Иисус Христос руце прострый, вся языки расточенные в концах во едино собра» .
В старом обряде в настоящее время крестное знамение совершают следующим образом: «Возлага́емъ рꙋ́кꙋ свою̀ пре́жде на чело̀, пото́мъ на пꙋ́пъ и҆ на пра́вое ра́мо и҆ на ле́вое» (Книга «Старчество». Слово 11) .
Более древнее, но менее употребимое «двоеперстие» используется при «старом обряде» богослужения в единоверии и старообрядчестве. В настоящее время двоеперстие не запрещено использовать и в Русской православной церкви, где «троеперстие» и «именословное перстосложение», используемое при благословении священниками и архиереями, стали более употребительными.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Крестное_знамение
Мария - Вы можете походить на занятия в Воскресной Школе и узнать ответ как на этот, так и на многие другие вопросы для новоначальных.
И о векторах, и о Церковной Традиции, и о том, что переняла Христианская Русь от Византийской Церкви, о решениях Соборов.
О содержании Священного Писания, Священного Предания и Православном Обряде.
Бог в Помощь !
Свернуть
Олег,
Во первых благодарю за ответ. Прочла. Но убедительных фактов для себя не нашла. Для меня " ПЯТЕРНЯ " несет большой смысл в себе. В одной из молитв СВ отцов о ней вспоминается, Постараюсь ее найти, прочла об этом три года назад и очень была рада что нашла сред...
Развернуть
Олег,
Во первых благодарю за ответ. Прочла. Но убедительных фактов для себя не нашла. Для меня " ПЯТЕРНЯ " несет большой смысл в себе. В одной из молитв СВ отцов о ней вспоминается, Постараюсь ее найти, прочла об этом три года назад и очень была рада что нашла среди св отцов единомышленника. Интересовалась у батюшек о том можно ди мне так делать ? Ответ был что можно. Только если иду на исповедь то нужно перекреститься так, как принято в православии. Значимость каждого пальца я разобрала.
И что такое значит КИСТЬ. И почему у нас на руке 5 пальцев, а не шесть. Вообще если ИНТЕРЕСОВАТЬСЯ КТО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК ? То нужно разбираться с каждым словом - частью физического тела РУКА НОГА ГОЛОВА ГОРЛО УХО и так далее. Сколько человеческое тело несет в себе подсказок для понимания евангелие..
Свернуть
Олег,
Во первых благодарю за ответ. Прочла. Но убедительных фактов для себя не нашла. Для меня " ПЯТЕРНЯ " несет большой смысл в себе. В одной из молитв СВ отцов о ней вспоминается, Постараюсь ее найти, прочла об этом три года назад и очень была рада что нашла сред...
Развернуть
Олег,
Во первых благодарю за ответ. Прочла. Но убедительных фактов для себя не нашла. Для меня " ПЯТЕРНЯ " несет большой смысл в себе. В одной из молитв СВ отцов о ней вспоминается, Постараюсь ее найти, прочла об этом три года назад и очень была рада что нашла среди св отцов единомышленника. Интересовалась у батюшек о том можно ди мне так делать ? Ответ был что можно. Только если иду на исповедь то нужно перекреститься так, как принято в православии. Значимость каждого пальца я разобрала.
И что такое значит КИСТЬ. И почему у нас на руке 5 пальцев, а не шесть. Вообще если ИНТЕРЕСОВАТЬСЯ КТО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК ? То нужно разбираться с каждым словом - частью физического тела РУКА НОГА ГОЛОВА ГОРЛО УХО и так далее. Сколько человеческое тело несет в себе подсказок для понимания евангелие..
Свернуть
Мария - Вы можете походить на занятия в Воскресной Школе и узнать ответ как на эти, так и на многие другие вопросы для тех кто хочет приобщиться к Православной Христианской Вере.
Приобщилась так - что в ней живу и ни каких других дел не имею ! Мне показалось, что вы это заметили.
Приобщилась так - что в ней живу и ни каких других дел не имею ! Мне показалось, что вы это заметили.
Мария, - я заметил что у Вас возникает множество вопросов которые разъясняют в Воскресной Школе для начинающих изучение Библии и основы Православной Веры.
Проводить полноценный курс персонально для Вас на страницах Проповедей о. Анрея Ткачева было бы очень странным и вряд ли кто возьмется.
Просьба - пожалуйста указывайте дату записи проповеди ! И пожалуйста, указывайте место в писании, Много тратишь время на перечитывание большого текста, пока найдешь строки о каких говорит проповедник.