Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Иеромонах Макарий (Маркиш) - православные ответы.

О гордости.

http://www.youtube.com/watch?v=dQJL7sa-DyM&t;=19
Иеромонах Макарий (Маркиш):
— Говоря о гордости, мы должны помнить и признавать, что здесь мы имеем
главный форпост дьявола в своей душе. Замечательная есть книжка отца Александра Ельчанинова, довоенного священника, называется она «Демонская твердыня» - о гордости. Что характерно, ничего нового он не пишет, но он излагает тот материал, который нам необходимо знать. «Демонская твердыня»: - Почему? Бог есть любовь.
А что такое любовь?
- Отдать себя, а гордость это противоположность: поставить себя выше. Отвернуться от окружающих, перевести взгляд с мира и с Бога, и смотреть только на себя: - Вот Вам гордость!
Есть некоторые грехи, от которых мы избавляемся самим актом покаяния. Например: я верил в гороскопы, потом опомнился, покаялся и теперь я в гороскопы не верю. То есть мое покаяние избавило меня от греха.
Есть другой уровень греха, когда покаяния не достаточно для избавления, требуется борьба, и тогда победа возможна. Например, человек может сказать: «Я раньше курил! Долго с этим боролся и теперь не курю!» Он, правда, больше не курит. Это факт! Здесь нет речи о самолюбовании, человек действительно бросил курить.
Но представьте себе человека, который скажет: «Знаете, раньше я был гордый, а теперь такой смиренный!» Уже без усмешки это услышать невозможно. Отсюда вывод, что гордость, как и некоторые другие наши качества всегда остается в нас. Всегда, остается нам присуща, и с ней борьба позиционная, тяжелая борьба идет от первого сознательного взгляда на себя, до последнего вздоха. Борьба у разных людей идет с разной степенью интенсивности, но это всегда продолжительная военная компания. Если мы сам этот факт заложим себе в сознание, уже будет гораздо легче. Потому что мы эту борьбу ведем: где-то бывают поражения, где-то победы, где-то мы должны удерживать фронт, а где-то отвоевывать территорию у противника. Вспоминается такой святой, как святитель Феофан Затворник. Ему в свое время была пожалована награда, и он, получая ее говорит: «Ведь я и знаю, что сам я ничтожество, а все-таки горжусь!». Что это такое? Ведь это не каламбур! Это по существу публичное покаяние в гордости. Того самого факта, который он в душе ощутил в данный момент, и счел необходимым самого себя обличить в гордости, и сделал это в виде шутки. Очень правильно, без театральных жестов, а спокойно признать и продолжать эту борьбу. В книжке отца Александра Ельчанинова, приведены симптомы проявления или фазы гордости. Очень важные для современного человека. Манера поведения, манера держаться, манера говорить – до мелочей. Например, манера перебивать собеседника, переводить тему разговора на себя, казалось бы, что-то совершенно невинное, обычное в современном разговоре. И вовсе это не значит, что человек, который так себя ведет должен сразу биться головой об стену: - Нет! Просто обрати внимание, проверь, проконтролируй. Сначала подумай, а потом промолчи! Вот когда мы начинаем помнить об этой борьбе, об этом плацдарме сатаны, неистребимом в нашей душе, тогда начинаем достигать каких-то успехов.
Также важно помнить, что язык наш, которым мы пользуемся, наши слова, они далеко не всегда однозначно и адекватно отображают реальность. Это не математические формулы и не компьютерные программы. Поэтому, когда мы говорим: «гордость», «горжусь» - мы должны видеть здесь, явно, двоякий смысл. Я могу быть гордецом неисправимым или трудно исправимым, который находится не на христианском пути. И тоже самое слово, может быть, вполне благозвучным и благонамеренным в отношении нашего окружения. Человек может сказать: «Я горжусь за свою страну!». И в этом случае, мы не должны видеть греха, и не должны видеть повода для того, чтобы обличать этого человека в чем-то. Но надо видеть эту разницу! Граница этой разности очень простая: когда «Я горжусь» относится к себе – это проблема, когда «Я горжусь», относится к внешнему, когда я только элемент, частичка этого внешнего, будь то спортивная команда или школа, допустим: «Я горжусь, что закончил школу с золотой медалью, потому что мои учителя так меня хорошо учили» - тогда это совсем другой феномен, но надо здесь опять так быть трезвым и смотреть на эти вещи без формализма. Потому что формализм – это замена реальности словами, которые нас подводят.
В этой связи можно вспомнить замечательное стихотворение Хомякова Алексея Степановича, которое сегодня не очень популярно, быть может из-за вот этого двоякого смысла слова гордость. Называется, насколько я помню «Россия».
Гордись, тебе льстецы сказали,
Земля с увенчанным челом….
И вывод из этого достаточно длинного стихотворения: – Не гордись! Не надо тебе гордиться Россия. Потому что гордость – это грех. Здесь непростая логика, потому что Россия в целом, так сказать коллективный разум, коллективное сознание, то значит ей присуще тоже самое суждение о гордости, которое присуще каждому из нас. И, видимо, России в целом, гордиться не следует. Но каждому из жителей России, каждому из россиян, граждан нашей страны, вполне можно и нужно гордиться тем добрым, что у нас есть: что было в прошлом, что есть в настоящем, и чего мы обязательно добьемся в будущем – гордиться именно в этом втором смысле, чтобы добиться этого доброго качества, относя эти победы, эти добрые качества ни к себе лично, а к нашему общему подвигу, к нашим предкам, которые отдали жизнь за нас, и к тому общему делу, которое мы сегодня делаем.

10 марта 2015 в 22:39

«Ведь я и знаю, что сам я ничтожество, а все-таки горжусь!»


Святые себя ничтожествами считали, а кем себя считаем мы?

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама: