Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Служение

Молодежное служение

Протоиерей

Выставка «Духовное краеведение Северного Кавказа состоит из десяти блоков».блок 9.

1. Наша девятая поездка – в исторически важную для Кубанского казачества станицу Тамань. И в начале посещения мы заехали в старейший на Кубани храм Покрова Божьей Матери. Храм был построен в 1794 году через год после высадки запорожских казаков в Тамани, на землю, подаренную им Российской императрицей Екатериной II. И в алтаре Покровского храма на горнем месте, находится икона Вседержителя, подаренная Екатериной II казакам для храма.
Храм построен в виде базилики. Подходя к храму посетитель в первую очередь видит портик, поддерживаемый колоннами. Снаружи этот храм напоминает о богатой греческой культуре, тысячелетиями, оказывавшей свое влияние на эти места. Изнутри этот храм напоминает об эпохе правления великой императрицы Екатерины II. Рядом с восточной стороны, древние казачьи и современные захоронения.
Далее наш путь пролегал на место археологических раскопок древнегреческого поселения, называемого «Таманским городищем» IV века до Р.Х. – X века Р.Х. В этом месте ребята не только увидели и узнали как ведутся раскопки, но и пощупали историю своими руками. Так как рядом с раскопками мы обнаружили множество глиняных черепков, найденных при раскопках и оставленных археологами. После часового перебирания осколков, ребята, с полными карманами и руками, отправились в автобус.
Еще мы посетили филиал музея имени Е.Д. Фелицына, где познакомились с уникальной коллекцией каменных баб и колонн древнегреческого христианского храма, остатками культур, проживающих на этой территории народов: древнегреческой, тмутараканской, хазарской и других.
Прекрасным завершением нашей поездки была прогулка в сквере и по набережной, рядом с домом-музеем и памятником М.Ю.Лермонтова, а также памятником, высадившимся на этом месте Тамани, казакам.
Как стайка воробьев, наши путешественники облепили морской берег. Бросая плоские камни, они соревновались, кто сделает больше «блинчиков». Сама погода сопутствовала тому, чтобы настроение было великолепным и именно в таком настроении мы возвращались домой.
Город "Росия" Тмутороканского княжества, ст. Голубицкая

Поселения и крепости средних веков в Причерноморье

Исторические хроники сохранили воспоминание о находившемся на Тамани городе Росия (Россия, Руссия, Русия), от которого и произошло название нашей страны.

Есть основания предполагать, что верхний слой городища возле станицы Голубицкой («Суворовский редут») является детинцем (военно-административным центром) древнерусского города конца X-XII вв., а окружающее городище поселение — его посадом (торгово-ремесленным предместьем).

По данным латинских, византийских и арабских источников па территории Таманского полуострова, на его Азовском Побережье, находился город Россия или Руссия, который возник и 30-х годах IX века (т. е., намного раньше древнего Киева и Новгорода) и существовал до XIV в. Арабский историк Идриси, живший в XI в., дает расстояние от города Тмутаракани до Руссии в 27 арабских милях, что в переводе па современное измерение составляет 54 км. Эта цифра точно соответствует расстоянию от Таманского до Голубицкого городища.

В науке известна свинцовая печать византийской принцессы Феофании Музалоние жены Тмутараканского князя Олега Святославича, в которой Феофания названа «архонтессой Руссия», т. е. княжила в городе Руссии. Все эти факты позволяют с уверенностью идентифицировать Голубицкое городище и поселение с остатками древнерусского города Россия (Руссия). Площадь детинца города России равна 7 га, что намного превышает площадь детинца древнего Чернигова (4 га) и Новгорода Северского (2, 5 га). Это свидетельствует о больших размерах города и его значении в древности.
Станица Голубицкая стояла у истоков зарождения Руси. Свидетельством тому являются археологические раскопки на Голубицком городище и латинские, арабские и византийские источники, по данным которых на Таманском полуострове, на побережье Азовского моря находился город Россия или Руссия.
Город этот возник в 30-х годах IX века, то есть намного раньше древнего Киева и Новгорода. Это поселение на берегах Азовского моря просуществовало до XIV века. Арабский историк Идриси, живший в XI веке, дает расстояние от города Тмутараканя (современная станица Тамань) до Руссии на Азовском море в 27 арабских миль, что составляет современных 54 км. Это точно соответствует расстоянию от Тамани до станицы Голубицкой на Азовском море.
Отсюда, с берегов Азовского моря пошло православие еще задолго до официального крещения Киевской Руси.
Таманский полуостров единственное место в нашей стране, где христианство пустило свои корни со времен первых апостолов. В 40-е годы по азиатским берегам Боспора Киммерийского (Керченского пролива) прошел апостол Андрей Первозванный, неся людям знания о Христе.
В III – IV веках на Тамани уже существовала самостоятельная епархия, епископы которой участвовали в Первом, Втором, Третьем, Четвертом, Пятом, Седьмом Вселенских Соборах в 325, 381, 431, 451, 553 и 787 годах, о чем свидетельствуют их подписи под решениями этих Соборов.

В «Повести временных лет» - первой русской летописи сказано, что руссы, проживавшие на Таманском полуострове, после их похода на Царьград (Константинополь) в 860 году приняли крещение от патриарха Фотия в городе Руссии на Азовском море. Таким образом первое «Фотиево» крещение наших предков произошло на земле Таманской в станице Голубицкой на берегах Азовского моря.
Киевская же Русь возникла значительно позже и крещение приняла в X веке.
Свое современное название станица Голубицкая получила от имени казака Григория Голубицкого. После переселения казаков на Тамань в 1792 году полковой хорунжий Голубицкий основал возле Старого Темрюка хутор на берегу Азовского моря, на месте которой позднее разрослась станица Голубицкая.
Греческие колонии на Кубани.
С древних времен, а именно с эпох бронзы (3-2 тыс. до Р.Х.) Западный Кавказ был населен племенами, культура которых, ввиду полного отсутствия письменных памятников, изучается исключительно путем анализа археологических материалов. С 1 тыс. до н. э. о них уже больше сведений. Это благодаря письменным источникам, которые нам предоставляют античные (греко - римские) историографы: Гекатей Милетский, Геродот, Галланик Митиленский, Скилак Кариандский, Диодор Сицилийский, Страбон, Птолемей, Плиний, Полиен, Помпоний, Мела и др. Из их сочинений впервые стали известны названия племен Северо_Заподного Кавказа, данные об их культуре, политической и экономической истории.
В трудах греко-римских авторов 5 в. до Р. Х. впервые упоминается меоты (или манты). Этноним меоты – собирательный термин для обозначения близкородственных племен синдов, псессов, гениохов, дандариев, фатеев, кркетов, тореатов, тарпетов, досхов, зихов и др. в их этнической близости сомнении нет. Таким образом, под именем «меот» скрывалась древнеадыгская этническая группа и, возможно, политические объединение.
Не касаясь сложной проблемы локализации каждого отдельного племени (Этот вопрос не до конца разрешен), рассмотрим распространения меотских племен в целом. Западная и южная границы определяются легче – они имеют естественно – географические преграды: с запада – Черное море, Керченский пролив и Азовское море, с юга – Кавказский хребет. На севере меоты граничили с ираноязычными иксоматами, жившими по северо-восточному побережью Азовского моря до реки Танаиса (река Дон). Восточной границей меотских племен служила река Лаба.
Наиболее подробные данные о меотах сообщает греческий географ Страбон. По Страбону, «к числу меотов принадлежат сами синды, затем дандари, тореаты, агры и аррехи, а также тарпеты, обидиакены, ситтакены, досхи и многие другие» первыми в списке племен названы синды. Известно, что меотское племя синдов, занимавшие земли Таманского полуострова и примыкающие к ним побережья Черного море вплоть до современного г. Новороссийска, создало свое государство, одно из древнейших на территории нашей страны.
Синдика и дальнейшая ее судьба были тесно связанны с пребыванием древних греков в бассейне Понта Евкинского (Гостеприимное море – так греки называли Черное море). Поэтому совершим небольшой исторический экскурс, с целю показать ситуацию, возникшую на Западном Кавказе в первой половине 1 тыс. до Р. Х. греки интенсивно начали осваивать Северное и Восточное Причерноморье примерно в 7 в. до Р.Х.Для греков в то время Кавказ представлялся.«краем земли», а также кавказские горы – крайне известными горами на востоке, на что указывали поздние античные историки и географы. Проникновении греков на территорию Западного Кавказа в то отдельное время нашло отражение в их мифологии. Вспомним их аргонавтов (буквальный перевод «плывущие на Арго»).
Подобное мифы на пустом месте не возникают. Происходили, видимо, события, заставившие древних греков сочинить эпическую поэму о походе аргонавтов.
К 7-6 вв. до Р. Х. относится начало колонизационной активности греков в Причерноморском ареале. Процесс расселения был обусловлен экономическим и социальным развитием греческого общества. Античные государства (города - колонии) являлись рабовладельческими по своей природе. Они принесли развитую античную цивилизацию на берега Черного и Азовского морей. Одним из важнейших особенностей греческих городов Причерноморья было взаимодействие с окружающим их племенным миром. Это способствовала ускорению распада родоплеменных и вызреванию классовых отношений у племен скифов, сарматов в Северном Причерноморье синдо – меотов на Северно-Заподном Кавказе. Местное население познакомилось с передовой греческой культурой и искусством. На Восточном побережье Черного моря были основаны колонии: Фасис (Поти), Диокуррия (южнее Сухуми), Питиунт (город получил название от соснового леса на берегу море; от греч. Питиус-сосна.)
Большая группа городов образовалась на берегах Боспора Киммерийского – Керченского пролива. Крупнейшим из них был Пантикапей.
В дельте Кубани и на таманском полуострове была также группа городов: Фанагория (на берегу Таманского залива), Гермонасса, Кепы, Патрей, Тирамба.
Первоначально это были самостоятельные города-государсва-полисы. Около 480 г. до н.э. произошло объединение этих городов в Боспорское государство.
Имея ряд удобных гаваней, греки сосредоточили в своих руках все товары (в основном продукты сельского хозяйства), стекавшиеся с плодородных берегов Меотиды (Азовского моря), скифских степей и Боспора Киммерийского (Керченского пролива), куда впадал Гипанис (р. Кубань). Греки делали все для расширения торговли и освоения новых плодородных земель. Важнейшей статьей дохода был вывоз зерна (пшеницы, проса, ячменя). Боспор снабжал хлебом города континентальной и островной Греции, Малой Азии.
Боспорские правители опирались на скифскую, сарматскую и синдо-меотскую знать. Они стремились иметь дружественные отношения с «варварами», прежде всего, для налаживания бесперебойных торговых отношений – ведь посредническая торговля была основной экономики греческих понтийских городов, и без этой торговли они существовать не могли.