- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 4
- |
- Видео 258
- |
- Мероприятия 0
По какому принципу канонизируют или не канонизируют святых?
Отвечает профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов:
– Благочестивым человеком мы называем каждого человека, который исполняет все церковные предписания. Мы говорим: «Благочестивый человек. Он ходит в храм, соблюдает посты…» И так далее. Такой человек, зачастую, и внешне отличается: и по своей одежде, и по своему поведению.
Святой же человек – это человек, который победил свои страсти и, может быть, даже достиг бесстрастия. Тот, кто достиг стяжания Духа Святого, который часто проявляется даже очевидным образом в определенных дарах: дар назидания, дар чудотворения, дар прозрения и так далее. А о благочестивых людях мы часто даже и не можем судить: а что стоит за этим благочестием? Иногда человек действительно благочестивый – то есть верно идущий. А иногда благочестие носит всего лишь внешний характер, и тогда не вздумайте затронуть это «благочестие» – сразу же получите «на орехи».
Поэтому к вопросу канонизации церковь всегда относилась в высшей степени осторожно. Мы ничего не потеряем, если не канонизируем даже святого, но мы очень много потеряем, если канонизируем не святого, факты жизни которого могут послужить для нас соблазнительным примером.
Был любопытнейший случай при канонизации Николая II. Одна знакомая рассказывала: «Я поехала в Москву к своей сестре, которая замужем за священником. Захожу к ним, а они – в карты играют! Я им говорю: “Вы с ума сошли?” Ответ: “А Николай II с Александрой Федоровной играли в карты до конца своей жизни!”»
Поэтому еще раз повторю: церковь всегда относилась с большой осторожностью к канонизации, и принцип был такой: мы ничего не потеряем, если кого-то не канонизируем, потому что если человек был святым – он и будет святым. Но если с жизнью святого связаны факты, которые могут кого-то соблазнить, а соблазнительные примеры могут вызвать подражание вещам совсем не церковным – в таком случае лучше подождать.
Вот таков принцип, потому что канонизация – не есть выведение из ада в рай. Я помню, как через год после канонизации Николая II один его ревностный почитатель писал в журнале «Русский Дом»: «Уже целый год августейшая семья наслаждается радостью в Обителях Небесных!» А до этого? Теперь понятно, почему этот человек ратовал за их канонизацию: чтобы спасти их от преисподней! Ну, что ж, слава Богу, что у него были такие добрые чувства…
Чтобы нагляднее объяснить, что такое канонизация, возьму образ из нашей земной жизни. Многих ли представляют к высшей награде – герою страны – во время войны? Только самых отличившихся, не правда ли? А почему? Потому что – вот вам примеры того, как нужно воевать! Точно так же поступает и церковь, выделяя некоторых людей и говоря: «Вот вам примеры того, как надо жить!»
Интересные личности
- Священник
- Священник
- Протоиерей
Большой ошибкой, с моей точки зрения, было канонизировать Николая и Аликс.Мы дали лишний козырь нашим врагам.Из того сонма мучеников которые умирали за Веру, эти персонажи явно выпадают.Я немного изучал истории и думаю, что говорю объективно.