Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Изречения Святых Отцев, высказывания и цитаты священников, монахов, старцев, цитаты из Священного Писания

СВЯТОГОРСКИЙ ОПЫТ ДУХОВНОЙ БРАНИ Игумен N (Ефрем)

СВЯТОГОРСКИЙ ОПЫТ ДУХОВНОЙ БРАНИ

Доклад, прочитанный на «Рождественских чтениях» в январе 2013 года

Внутренняя война между добрыми побуждениями и греховными, своекорыстными желаниями, которая совершается в душе каждого человека на протяжении практически всей его жизни, хорошо известна любому из нас. Святые отцы называют эту войну «духовной бранью». Те, кто не знаком с евангельским учением, кто не изучал духовный опыт святых отцов Церкви (а такими были многие из наших соотечественников еще каких-нибудь 25-30 лет тому назад) думают, что это противостояние в нашем сознании греховных влечений и противостоящих им добрых помыслов – есть внутренняя борьба человека с самим собой. Она описана во многих произведениях литературных классиков всего мира. Каждый из нас хорошо помнит те эпизоды своей молодости, когда греховное влечение побеждало нашу совесть, которая тщетно пыталась удержать нас от недоброго поступка, за последствия которого мы сами потом краснели. На эту общечеловеческую трагедию ясно указывает апостол Павел, который как бы от лица всего человечества говорит: «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7; 18-19). Заметим, однако, что здесь Апостол говорит о человеке, который хочет делать добро, но грех его увлекает и побеждает. А теперь представим себе: может ли победить добрый помысел или голос совести в человеке, если в нем, в этом человеке, нет не только желания добра, но, более того, он сознательно стремится ко греху? Наверное, многие из здесь присутствующих вспомнили сейчас себя в юности.

Но что же тогда получается? Если все люди испытывают подобную борьбу внутри себя, если все они борются с самими собой, то значит — во всех произошло раздвоение личности? Все стали шизофрениками? Но это — неверный и слишком поверхностный взгляд на проблему! Мы имеем глубокое и, можно сказать, богооткровенное учение по этому вопросу. Его суть раскрывает в своем послании к эфесским христианам апостол Павел, который поясняет, что «…наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф., 6; 12).

Итак, апостол Павел утверждает, что всем нам хорошо известная внутренняя борьба не является симптомом шизофрении с эффектом раздвоения личности. Раскрывая тайну этой духовной брани, Апостол говорит о том, что с личностью человека, причем, внутри самого человека, в его душе, борется другая личность. И этой второй личностью (или личностями) является один или несколько падших ангелов, которых Апостол называет «мироправителями тьмы века сего, духами злобы поднебесными». При этом Апостол отмечает интересную деталь, а именно то, что после своего падения, демоны, т.е. падшие ангелы, сохраняют различие между собой в иерархических степенях, называя их: Начала, Власти, Силы и проч.

Кто-то может возразить, что, мол, есть люди, которые, совершая злой поступок, не только не испытывают внутренней брани, т.е. борьбы с голосом совести, который почему-то в них вовсе не звучит, но даже наоборот, испытывают удовольствие при совершении зла. Но подобные случаи указывают лишь на тот факт, что человек, когда-то имевший голос совести, «победил» его, заставил его замолчать, добровольно предав себя всем греховным пожеланиям, которые внушал ему его собственный демон-куратор. Такие люди, по меткому народному выражению, становятся воистину «без-совестными», поскольку от них отступает их Ангел-хранитель, а с ним уходит и совесть, которая больше ни в чем их не обличает. Демонам нет нужды бороться с добровольно подчинившимися им людьми, которые становится продолжателями их злых дел и делаются как бы «манипуляторами» злых духов в нашем материальном мире. Падшие ангелы не только не мешают таким ценным для них людям, они наоборот, тщательно оберегают своих соработников, чтобы как можно дольше и как можно больше сеяли зла в окружающем их мире эти «послушники дьявола». Однако, заметим, что по беспредельному милосердию Божию, и таким людям дается иногда шанс ко спасению, и тогда, несмотря на множество злых дел своих, они вдруг начинают ясно слышать забытый и давно затихший голос обличающей их совести.

***

Но сегодня мы поговорим о других людях, о тех, кто ведет непрестанную брань с грехом, а полем этой яростной битвы, по образному выражению Ф.М. Достоевского, становится сердце человека. Кто же они, эти люди? Безусловно, в первую очередь, это те, кто сознательно избрал для своей жизни тяжелый путь борьбы со своими грехами, греховными привычками и наклонностями, кто вышел на поле брани в рядах воинов Христа-Бога, чтобы сразиться в невидимой брани с полчищами падших духов. Конечно, вы уже догадались, что я говорю об авангарде христианства, которым всегда было и до сего дня остается православное монашество.

Как было отмечено выше, демоны не нападают на людей, которые слушают и подчиняются им. Они воюют лишь с тем человеком, который пытается противостоять их влиянию на свою душу и тело, кто ведет против них бой. Такие люди, как мы знаем, собираются обычно в своеобразные воинские формирования, называемые монастырями и скитами. Однако до сих пор существует и такая форма, можно сказать, «партизанской» войны, которую ведут духовные воины индивидуально или в составе маленького братства из 5-6 человек. Монахов-одиночек называют отшельниками или анахоретами, а живущих малым братством – келиотами. Но есть на нашей планете такой особый клочок земли, где практически все его обитатели являются солдатами «духовного гарнизона Божией Матери» и непрестанно, днем и ночью ведут смертельный бой за Вечную жизнь, поскольку поражение в этой войне означает Вечную смерть. Этот клочок суши, с трех сторон омываемый водами Эгейского моря, называется Афонским полуостровом или, кратко, — Святой Горой. Все ее жители непрестанно ведут войну, которую по справедливости следует назвать освободительной, потому что ее цель – освобождение души от власти порабощающих ее демонов. И, хотя не слышно на Святой Горе ни грома пушек, ни шипенья снарядов, ни свиста пуль — война эта не менее кровопролитна, потому что и на ней, порою, гибнут воины, а иные получают тяжкие ранения. В течение шестнадцати веков, т.е. со времени поселения на Святой Афонской Горе первых монахов, легионы злых духов пытаются уничтожить, но, по милости Божией, не могут одолеть этот форпост Православия, со всех сторон окруженный ныне враждебными силами «постхристианской» Европы. Именно эта невидимая миру духовная брань, которую ведут Святогорские монахи в монастырях, скитах и каливах Афонского полуострова, и является темой нашей сегодняшней беседы.

***

Однако прежде чем мы остановимся на конкретных случаях и эпизодах духовной борьбы, нам следует вспомнить о стратегии и тактических приемах, а также о вооружении и местах дислокации нашего общего врага, поскольку без точного знания всех этих разведывательных данных о противнике невозможно даже и надеяться на успешность ведения духовного боя, а тем более на победу в нем.

Все святые Отцы, в полном согласии между собой, говорят о том, что отверженные духи, т.е. демоны, выражаясь армейским языком, дислоцируются в околоземном пространстве, в том воздушном слое, который принято называть атмосферой. Однако современные научные данные, непреложно свидетельствующие о наличии вокруг нас разумных «не молекулярно-биологических объектов» (как их называют ученые), заставляют нас говорить об ином, своего рода «сверхтонком поле» или духовном пространстве, которое пронизывает собой все виды материи. Именно это духовное «поле» и является местом обитания тех разумных нематериальных существ, о которых сегодня идет речь. Возможно, более точным названием сферы, в которой обитают эти разумные существа не белково-нуклеиновой формации, был бы термин «ноосфера», предложенный акад. Вернадским. Этот термин образован от греческого слова «ноос» — разум. Но пока оставим эту терминологическую проблему будущим исследователям.

Общеизвестно, что для демонов, как впрочем, и для всех духовных сущностей, не является преградой ни воздух, ни толща воды, ни горные породы любой глубины залегания, ни стены крепостей и железобетонных бункеров, ни металлические экраны, ни двери, ни даже безвоздушное космическое пространство. Что же заставляет демонов ограничивать сферу своей деятельности почти исключительно околоземным пространством? Такую дислокацию можно объяснить только исходя из тех целей и задач, которые они ставят перед собой. Весь многовековой опыт христианского подвижничества, отраженный в писаниях св. Отцов, свидетельствует о том, что главной своей задачей демоны считают месть Богу, Которого обвиняют в жестокой несправедливости по отношению к ним, когда-то бывшим ангелам света. Игумен афонского монастыря Филофей, архимандрит Ефрем, ученик старца Иосифа Исихаста, рассказал, что говорил по этому поводу демон, обвиняя в своем падении Бога. Когда братство старца Иосифа перешло в Новый Скит, к ним пришел один бесноватый послушник, который тоже решил заняться Иисусовой молитвой. Однажды он спросил отца Ефрема:

– «Можно, я помолюсь и о том, который у меня внутри, чтобы и его помиловал Бог?
Мгновенно бес им овладел, поднял на воздух и грохнул о земь! Аж земля задрожала. Улетела его торба, улетела скуфейка. Я опять схватил юношу, чтобы он не ударился обо что-нибудь и не убился. Голос его изменился, и бес закричал из него:
– Заткнись, паршивый! Заткнись, говорю тебе! Что это ты говоришь? Какая еще милость? Никакой милости! Не хочу милости! Нет! Что я сделал, чтобы просить милости? Бог несправедлив! За малый грех, за какую-то гордость Он меня лишил моей славы. Мы не виноваты! Это Он виноват! Пусть Он кается, а не мы! Долой эту милость!»*

Однако навредить лично своему Творцу–Богу, при всем своем страстном желании, демоны не могут и поэтому с такой яростной злобой пытаются оторвать от Бога, осквернить и духовно уничтожить любимое создание Божие – человека.

Рассмотрим теперь вопрос о том, каким образом бесплотные духи, «мироправители тьмы века сего», – как их называет Апостол, – невидимые и неосязаемые ведут свою тайную вековую борьбу с людьми, облеченными в материальную плоть.

Напомню, что демоны, будучи отпавшими от Бога ангелами, являются, тем не менее, интеллектуально более высокоразвитыми существами, чем люди, на что ясно указывают преп. Иоанн Дамаскин, а также святители Григорий Палама и Игнатий Брянчанинов. Они обладают способностями, которых лишен человек в его современном состоянии падения, в частности, такими, как:

способность передавать мысли на расстоянии (так наз. «телепатия»),
способность энергетическими импульсами воздействовать на сенсорно-перцептивную (т.е. чувственно-воспринимающую) сферу человека.
Демоны, могут подвергать все органы и системы человеческого организма, такому разрушительному воздействию, которое оборачивается для человека тяжелейшими заболеваниями.
И, наконец, демоны, будучи падшими ангелами, так же, как и Ангелы Божии (вспомним хотя бы архангела Рафаила из Ветхозаветной книги «Товит» или Ангела, с которым боролся Иаков), обладают способностью материализации и дематериализации. Четырьмя этими способностями и обусловлены четыре основных метода или четыре формы воздействия демонов на людей, подробно описанные в книге «От чего нас хотят спасти…»*.
Думаю, что и нам полезно сейчас хотя бы кратко остановиться на этих тактических приемах борьбы, с помощью которых демоны овладевают сознанием, чувствами, эмоциями и даже телом человека.

1. Суггестивно-телепатический метод

Объектом для этой формы воздействия является ментальная сфера человека (от лат. mens – разум). Демоны применяют этот метод воздействия для весьма продуктивной обработки сознания и памяти человека в нужном для них направлении. В данном варианте воздействие на сознание человека производится с помощью телепатического внушения трех видов информации: мысленной, звуковой и зрительной.

а. Мысленная информация телепатически вводится демонами в сознание человека настолько аккуратно, что подавляющее большинство обитателей нашей планеты даже не подозревают, что множество мыслей, побуждающих людей к тем или иным действиям, а также многие решения, которые они принимают, не являются их собственными. Отличить собственные мысли от чужих, внушаемых демонами, могут лишь те, кто, стоя на позициях православного мировоззрения, сознательно ведут духовную брань с невидимым врагом, опираясь на богатейший опыт наших предшественников – святых Отцов. Наиболее известное всем нам воздействие такого рода демоны оказывают на всех христиан во время молитвы. Они, незаметно для молящегося, вводят в его сознание посторонние мысли, уводящие его в сторону от молитвы.

К сожалению, даже монахи, если они неопытны в духовной брани, но при этом, по самомнению, не пользуются советами опытных старцев, а полагаются на собственную духовную проницательность, могут погибать в этой духовной войне, несмотря на то, что рассматриваемый нами вариант боя не является самым сложным и опасным. Приведу здесь пример того, как демоны, постепенно овладевая умом людей, могут вложить в них губительную мысль под, якобы, благовидным предлогом. Но люди, по причине гордыни лишенные благодатного просвещения, не только не видят опасность, но и выполняют внушение дьявола. Эта история, рассказанная старцем Паисием Святогорцем, произошла на Афоне, куда в начале ХХ века пришли двое друзей и там приняли монашеский постриг. Хотя они были еще совсем молоды, однако не хотели слушать советов старших, доверяя только своему младенческому уму. Начитавшись Святых Отцов, они то постились до изнеможения, то впадали в многоядение; то пытались жить как затворники и безмолвники, то начинали бесконечно празднословить с посетителями. Тем не менее, они имели между собой согласие и братскую любовь, слушаясь только друг друга. Однако, повредившись из-за крайнего самомнения умом, они дали друг другу клятву не разлучаться ни в этой жизни, ни в будущей. Этим и воспользовался лукавый. Однажды один монах говорит другому:
– «Мне, брат, пришел помысел, что то, в чем мы поклялись друг другу – умереть в один день, – может и не случиться. Чтобы исполнить клятву, давай зашьем себя в один мешок, как зашивают мертвых, и бросимся в море».
Чем закончилось для них принятие помысла от дьявола нетрудно себе представить. Мешок с их телами был выброшен на берег далеко от Святой Горы, в районе Волоса около 1912 года*.

Здесь вставим небольшую ремарку, отметив, что все сказанное выше о телепатическом внушении мысленной информации относится, по разработанной мной терминологии, к криптогенной (т.е. скрытой) форме воздействия на сознание большинства людей. Однако ныне немало встречается людей, которые испытывают отчетливо осознаваемое ими насильственное воздействие на свое сознание в виде потока мыслей, воспринимаемых ими как чужие (так наз. идеаторный автоматизм в форме ментизма), а также в виде тяжелых навязчивых мыслей, неотступно преследующих человека (обсессия). Последние два варианта, относящиеся к прессинговой форме воздействия, часто приводят человека к тяжелейшему моральному состоянию, которое нередко заканчивается суицидом (т.е. самоубийством).

К результатам суггестивно-телепатического воздействия демонов на сознание людей следует отнести также и многочисленные мнестические расстройства, т.е. расстройства памяти. Очень часто именно их воздействием объясняются такие разные, а точнее - противоположные явления, как парциальная амнезия и конфабуляторный бред. Кстати, на тот факт, что демоны могут похищать целые блоки информации из памяти человека указал Сам Господь в притче о сеятеле, где описан пример именно парциальной амнезии. Причем, здесь идет речь не какой-то второстепенной информации, а о том знании, которое необходимо, полезно и спасительно для души – в первую очередь, о слове Божием. Именно об этой способности демонов Господь предупредил нас говоря: «Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их» (Мк. 4; 15). Под словом «сердце» здесь понимается душа человека, а в душе конкретным вместилищем посеянного слова, т.е. знания, является та непостижимая субстанция, которую мы называем памятью. Именно из этого хранилища знаний и крадут демоны ту информацию, которая крайне необходима нам в борьбе за свое спасение от их власти. Думаю, что каждый из нас может вспомнить немало случаев из своей жизни, когда он напрочь забывал полезнейшую, с духовной точки зрения, информацию именно в тот момент, когда ее можно было бы применить, чтобы избежать, например, неправильного поступка. Или, другой пример: многие жалуются, что годами не могут запомнить какой-нибудь небольшой тропарь праздника, хотя прекрасно помнят ненужные, глупые анекдоты или эстрадные песни тридцатилетней давности.

Другая мнестическая патология, за которой тоже скрывается демоническое воздействие на память человека, является прямой противоположностью только что описанного явления парциальной амнезии. Это противоположное явление, называемое конфабуляторным бредом, характеризуется тем, что демоны телепатически вводят в память человека «воспоминание» о событиях, которые, на самом деле, с ним никогда не происходили. Причем убедить человека в том, что всё то, о чем он, якобы, «помнит» на самом деле не никогда не было и быть не могло, не смогут даже 10 свидетелей.

б. Звуковая информация телепатически вводится в сознание человека, во-первых, в вербальной (т.е. в словесной) форме, а, во-вторых, в звуковой и, в частности, в музыкальной, форме. Так, например, Николай Аверин по приказу некого «голоса» убил трех монахов в Оптиной Пустыни на Пасху 1993 года. По его собственному признанию, «голос» стал им руководить после того, как Аверин начал практиковать черную магию. А магия, как известно – есть искусство контакта и взаимодействия с миром падших духов.
В такой же форме получал информацию Алан Чумак, о чем он откровенно рассказал корреспонденту «Московской Правды» в своем интервью. На вопрос был ли у него учитель, передавший ему экстрасенсорные методы лечения, он ответил: «Нет, учителя не было. Я слышу голос. Как хотите, так и понимайте. Обычно “сеансы связи”, так я их называю, идут ночью с одиннадцати вечера до четырех утра. Я сижу, а голос мне рассказывает о методике лечения, об энергии и о многом другом. Голос внутри меня. Я вижу картинки. Ясновидение, яснослышание»*.
О телепатическом получении музыкальной информации очень откровенно рассказывают обычно рок-музыканты, поскольку практически все они увлекаются сатанизмом, а некоторые, как например, Мерилин Мэнсон, являются священниками церкви Сатаны. О том, как приходит музыкальная информация, рассказал газете «Версия» в 1999 году известный автор и исполнитель рока Ник Кейв: «Я пишу, когда абсолютно трезв; когда абсолютно пьян, просто никакой, да и когда под наркотиками – я все равно пишу… Я знаю лишь, что мое участие здесь минимально: я просто механизм, который это записывает».

в. Зрительная информация телепатически вводится демонами в так наз. «зрительную кору головного мозга», минуя естественный путь получения такой информации через сетчатку глаза и зрительные нервы. Контактеры-медиумы, т.е. люди, открытые для контакта с демоническим миром, очень часто получают зрительную информацию с помощью «внутреннего экрана». На этом экране внутренним взором они могут видеть, например, текст письма или картинку, даже если те находятся в запечатанном конверте, как это неоднократно демонстрировал знаменитый медиум Ури Геллер. Иногда контактер видит перед внутренним взором «бегущую строку», которая содержит неизвестный ему текст. Именно так, по признанию самого Владимира Высоцкого, этот популярный бард и актер писал тексты своих песен, записывая слова, которые, одно за другим, появлялись «бегущей строкой» на его внутреннем экране*.

Кроме того, практически все галлюцинаторные явления объясняются телепатическим воздействием демонов на «зрительную кору головного мозга», благодаря чему человек может ясно видеть то, чего на самом деле не существует. При этом, в том случае, если зрительная информация вводится демонами в сознание одного человека, окружающие его люди не будут видеть того, что видит он. Но известны случаи массового воздействия демонов на большие группы людей, которые одновременно видели нечто несуществующее, что подтверждалось видео- и фотосъемкой, поскольку камеры фиксировали только то, что происходило в реальном физическом мире, а вовсе не то, что видели люди в своем сознании.

Здесь уместно вспомнить хотя бы эпизод из жития преп. Макария Египетского, где описывается массовое воздействие демонов на людей. Интересно то, что даже священники, а затем и монахи – ученики аввы Макария, в галлюцинаторной форме видели вместо молодой женщины кобылу. Только после совершения преп. Макарием молебна и отгнания им беса от женщины, окружающие вдруг увидели пред собой человека, а не лошадь. Отметим здесь одну важную особенность: телепатическое внушение ложной зрительной информации, направленное на всех окружающих, не подействовало на самого Преподобного. Он, будучи защищен божественной благодатью в значительно бoльшей степени, чем другие, продолжал видеть перед собой не кобылу, а обыкновенную женщину.

2. Сенсорный (сенсорно-энергетический) метод
а. Сенсорное воздействие, направленное на сенсорно-перцептивную, т.е. на чувственно-воспринимающую сферу человека. Оно заключается в том, что демоны энергетическим воздействием на определенные отделы коры головного мозга человека (например, на тактильные, вкусовые и обонятельные анализаторы) вызывают фантомные (т.е. ложные) ощущения, абсолютно неотличимые от истинных. Именно таким образом возникают ложные, обонятельные (парагевзия), вкусовые (аллотриосмия) или осязательные (тактильные) галлюцинации.

Искажая своим воздействием перцептивные возможности (т.е. восприятие) человека, демоны могут добиться, например, искажения восприятия им формы собственного тела (аутометаморфопсия). В указанном случае, например, толстый и уродливый человек будет ощущать себя стройным и красивым, и наоборот, красивая и стройная девушка будет казаться себе толстой и уродливой.

Благодаря искажению перцепции, демоны могут также заставить человека реально ощутить, например, как у него под кожей ползают, прогрызая себе ходы, несуществующие черви. В иных случаях демоны вызывают невыносимое ощущение жуткого холода даже у здорового человека в теплом помещении или, наоборот, невыносимо болезненное ощущение огненного пламени, которое, как бы изнутри, сжигает внутренние органы человека (так наз. сенестопатия).

Точно таким же образом, воздействуя на гипоталамус, ретикулярную формацию ствола и кору головного мозга, отвечающие за репродуктивную сферу человека, демоны могут вызывать устойчивое сексуальное возбуждение, не зависящее ни от каких внешних факторов. Подобным сенсорно-энергетическим воздействием демоны могут вызывать сильнейшее плотское разжение у подвижников и постников, живущих в абсолютном уединении, причем даже у тех, кто никогда не имел сексуального опыта, т.е. у девственников. Это хорошо известно из житий многих святых и, в частности, из жизнеописания такого известного и глубоко почитаемого во всем православном мире афонского старца ХХ века Иосифа Исихаста. Его ученик, Иосиф Ватопедский, подчеркивал, что вся сложность борьбы с плотской похотью происходит исключительно из-за воздействия на половую сферу человека со стороны демонов. «Когда причины, вызывающие похоть, находятся в естественных пределах, тогда благоразумие (другое значение этого слова в переводе с греческого – целомудрие. Иг. Е.) с легкостью одерживает победу и нравственный закон торжествует. Но когда чрезъестественно вмешивается сатанинское воздействие и тирания, тогда дело принимает другой оборот и начинается жестокая и неравная борьба»*. Сам старец Иосиф Исихаст, испытав на себе всю силу этого воздействия, не только видел блудного беса телесными очами, но и осязал материализовавшегося демона, когда пытался схватить его и ударить. Вот что Старец писал об этой войне: «Я плакал. Постился чрезвычайно строго, как можно больше пребывал во бдении, но состояние не менялось. Ненадолго затихали приступы плотской брани, но потом начинались с новой силой. Я так избивал палкой свое тело, что от пояса и ниже оно все превратилось в сплошной синяк, однако брань оставалась сугубой. Единственным моим утешением были слезы и молитва, но я видел, что страсть жива и не отступает ни на шаг»…

«Один раз, подавленный, я пришел в свою каливу, закрыл дверцу и сел на скамейку, чтобы сосредоточиться на молитве, и потихоньку начал успокаиваться. Внезапно я услышал, как будто бы открывается дверь, но не пошевелился, потому что подумал, что это, может быть, отец Арсений. Но вдруг я почувствовал, как кто-то разжигает мои нижние члены. Что же я увидел, открыв глаза? Нечистого блудного духа! Он был таким, каким его описывают Святые Отцы: плешивая зловонная голова с маленькими прямыми рожками, бледное лицо. Круглые, полные лукавства красные глаза и смрадное тело с кабаньими волосами! Я тут же кинулся на него со всей своей силой, но, разумеется, удержать его было невозможно. Он стал невидим, и только осязание мое запомнило шершавость его кожи, а на моих руках и на этом месте осталось зловоние, похожее на смесь серы и болотного ила»*.

Но если монахи, упражняющиеся в духовной брани, которые сознательно используют необходимые орудия, чтобы «угасить все раскаленные стрелы лукавого» (Еф., 6; 16), с великим трудом, но все-таки побеждают демонов в этой тяжелейшей для них войне, то люди, не защищенные верой, молитвой и Святыми Таинствами Церкви, в результате подобного воздействия демонов становятся эротоманами, сексуальными маньяками или входят в состав так называемых «сексуальных меньшинств». Последний фактор является показателем одной из высших степеней одержимости человека злым духом.

б. Сенсорное воздействие, направленное на «двигательную кору головного мозга». Люди, которые в очень значительной степени лишены божественной защиты благодатью Святого Духа, благодаря сенсорно-энергетическому воздействию демонов на «двигательную кору головного мозга» становятся своего рода инструментами, а иногда репродукторами, как бы «мегафонами», из которых демоны изрыгают всевозможную хулу на Бога или вещают ложное религиозное учение. Указанное явление «насильственного говорения», как и другие формы «двигательных автоматизмов» были хорошо известны еще с глубокой древности, о чем свидетельствует, например, молитва святителя Василия Великого, которую мы читаем в Последовании ко святому Причащению. Обращаясь ко Господу, вместе со Святителем Василием мы просим, чтобы Причастие Святых Христовых Таин было нам «во отгнание всякого мечтания и лукаваго деяния, и действа диавольского, мысленне во удесех моих действуемаго»*. Здесь речь идет именно о мысленном действии демонов «во удесех» (слав. уды – члены тела), иными словами, говорится об управлении членами нашего тела с помощью внушения. Этот феномен хорошо известен психиатрам во всем мире, однако никто из них до сих пор не знает этиологию, т.е. причину возникновения подобной патологии, которая еще в ХIX веке была подробно описана русским психиатром Христофором Кандинским.

Результаты сенсорно-энергетического воздействия демонов на «двигательную кору головного мозга» наблюдал позднее и французский врач-психиатр Г. Клерамбo, который в 1936 году описал это, до сих пор необъяснимое наукой, патологическое явление. Таким образом, в научной литературе появился широко известный ныне термин: «синдром двигательного автоматизма Кандинского-Клерамбо», в составе которого различают:

а) Общий двигательный автоматизм (включая автоматизмы в состоянии помраченного сознания, при сомнамбулизме, при развернутых эпилептических припадках, а также амбулаторный автоматизм).
б) речевой автоматизм,
в) письменный автоматизм.
К первой категории двигательного автоматизма, причем в наиболее легкой форме, принадлежат такие распространенные явления как, например, «привычка» грызть ногти «до мяса». Или такое, знакомое многим и как бы безобидное явление: человек, взяв в руки молитвослов, встает у икон и начинает молиться, но через некоторое время обнаруживает себя сидящим в кресле и листающим журнал или книгу. Он сам удивляется тому, что даже не заметил, как от молитвы перешел к чтению посторонней литературы. Эти и подобные им явления могут происходить в состоянии бодрствующего сознания, но при потере самоконтроля. В аналогичных случаях, по причине низкого потенциала Божественной благодати у человека (т.е. нетварной Божественной энергии) демоны, воздействуя на двигательную кору головного мозга, способны иннервировать необходимые эффекторы и тогда человек выполняет, как говорится, «автоматически» какие-то ненужные действия. Как тут не вспомнить слова преп. Серафима Саровского, призывающего нас к стяжанию, то есть к постепенному накоплению нетварной Божественной энергии, называемой в просторечии «Благодатью Святого Духа». Вспомним также, что выполнение именно этой задачи и было главным и целожизненным делом всех православных подвижников на протяжении последних 2000 лет.

Более агрессивные, т.е. прессинговые формы демонического воздействия, проявляющие себя в виде двигательного автоматизма, характеризуются выключением сознания человека от нескольких минут или часов (при помраченном состоянии сознания, при сомнамбулизме или эпилептических припадках) до нескольких суток (при амбулаторном автоматизме). В указанных случаях, отключая сознание человека, демоны пользуются его телом совершенно свободно, точно так же, как кукловод пользуется марионеткой.
igumen-n.logoslovo.ru/papers.php

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем

    Новости Елицы

    Сообщество