Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

МИР ПРАВОСЛАВИЯ

Женщины-священники: готова ли РПЦ к новой революции?

Антон Скрипунов
"Главный угнетатель женщин — религия". Этот пропагандистский штамп времен СССР до сих пор жив. А между тем в христианском мире происходит своеобразная феминистская революция. Даже в консервативных православных церквах уже вовсю обсуждают вопрос о рукоположении женщин. О том, к каким последствиям это может привести, — в материале РИА Новости.

"Всю жизнь провела в храме"
Жительница Санкт-Петербурга Людмила вспоминает, как зашла в Троицкий собор и оторопела: из алтаря, в который у православных женщинам входить запрещено, вдруг выходит пожилая худенькая прихожанка. Оказалось, на матушке Тамаре, как ее все называли, держится практически вся приходская жизнь.

"Она приходила в храм самая первая и уходила самая последняя, даже позже свечниц, которые сидят за свечными ящиками до семи вечера. Уходила с пакетами и приходила с пакетами — там лежали выстиранные и выглаженные полотенчики, или покровцы, или облачения на аналои, или еще какое-нибудь храмовое облачение. В своей квартире она только ночевала и спозаранку снова спешила в свой единственный настоящий дом", — рассказывает Людмила.

И это лишь один из многочисленных примеров.
cdn4.img.ria.ru/images/151589/49/1515894984.jpg
В советские годы женщины, по сути, спасли Русскую православную церковь. Хотя власть рассчитывала, что на "бабульках в платочках" православие как раз и кончится. Ведь в богослужении участвуют только мужчины — они и в алтаре помогают, и читают. Без помощников священник долго не выдержит. И тогда практически все важные функции в церкви — кроме священнической — взяли на себя женщины. Такой порядок вещей прижился настолько, что и по сей день в большинстве храмов административные должности занимают вовсе не мужчины.

Впрочем, в Русской православной церкви подчеркивают, что отношение к "матушкам-алтарницам" неоднозначное, все зависит от конкретной епархии.

"У женщин другие функции"
В мае 2016 года чисто протокольная встреча итальянских монахинь с папой Франциском обернулась настоящей информационной бомбой. Понтифик заявил, что Ватикан создаст комиссию, которая изучит вопрос рукоположения женщин (что и было сделано спустя несколько месяцев). Хотя многие СМИ тут же заговорили о католических женщинах-священниках, речь шла о диакониссах.

О них упоминается еще в Новом Завете как о помощницах глав общин. Достоверно известно, что для диаконисс существовал особый обряд посвящения, у них даже было специальное облачение. Диакониссами становились либо вдовы, либо незамужние женщины в возрасте "не слишком юном, но и не слишком преклонном". Они помогали больным и наставляли новообращенных христианок. А вот насчет их статуса современные богословы ожесточенно спорят.

"До конца непонятно, кем они были. Высказывают разные мнения. Это не аналог дьякону (который помогает священнику во время службы. — Прим. ред.), но все же это попытка вхождения женщин в церковную иерархию, хотя бы и в малые чины. А может, это все же абсолютно внеиерархическая модель", — рассуждает религиовед Алексей Юдин.

Вот и папа, вторя исследователям, не стал делать однозначных выводов и призвал тщательно разобраться, кем они были на самом деле.

Между тем женщины-священники и даже епископы уже есть в ряде протестантских церквей: протестантские общины в Норвегии и Швеции на протяжении несколько лет возглавляют женщины, епископ Лондона — 55-летняя Сара Муллали. Причем и англиканская, и лютеранская церкви начинали феминизацию духовенства как раз с возрождения института диаконисс в XIX веке.
Неудивительно, что в Римско-католической или Русской православной церкви не особо любят говорить на эту тему.

"По крайней мере, в православной церкви, где рукоположение мужчин в духовный сан — это таинство, женское священство неприемлемо и невозможно в силу традиций. В Ветхом и Новом Завете мы не знаем примеров служения женщин-священников. Кроме того, у мужчин и женщин разные функции. Главная женская функция связана с семьей, рождением и воспитанием детей, помощью мужчине, что опять же нам известно из Ветхого Завета. У мужчин роль другая, и она в том числе связана с осуществлением священнических функций", — убежден декан исторического факультета ПСТГУ священник Андрей Постернак.
cdn4.img.ria.ru/images/151589/41/1515894169.jpg
А вот в Ватикане вопрос о диакониссах все же обсуждается, пусть и за закрытыми дверями. Правда, эксперты предупреждают: официальное появление женщин в церковной иерархии повлечет за собой кардинальные изменения.

"Это будет своего рода революция. А у революций бывают последствия", — подчеркивает религиовед Алексей Юдин.

Каждый третий "за"
В РПЦ дискуссии о женщинах в церкви велись еще на Поместном соборе 1917-1918 годов, однако все тем и ограничилось. Очередная волна предложений на этот счет посыпалась после того, как Александрийская православная церковь в прошлом году впервые за много веков рукоположила пять диаконисс, несмотря на протесты влиятельных мужских монастырей. Тогда в дело вмешались авторитетные теологи, встав на сторону патриарха Александрийского Феодора II.
cdn4.img.ria.ru/images/151589/35/1515893594.jpg

"Всем известно, что Александрийская церковь тщательно изучила вопрос и составила продуманный план возрождения института диаконисс", — подчеркивают богословы.

А вот в России обсуждение этой проблемы пока находится на уровне частных мнений священнослужителей. Хотя, по данным авторитетного исследовательского центра Pew, 39% православных россиян вовсе не против рукоположения женщин. В целом, отмечают социологи, православные разных стран мира, как ни странно, куда лояльнее относятся к данному вопросу, чем католики.

"Возрождение чина диаконисс в наше время, скорее всего, неактуально, потому что те функции, которые они выполняли в древности, либо давно ушли в прошлое, либо достались священникам. В первые века христианства диакониссы следили за порядком в храме, помогали при крещении, помазывая женщин миром, присутствовали на исповеди, то есть занимались тем, в чем сейчас нет особой необходимости", — отмечает отец Андрей Постернак.
Тем не менее известный публицист, настоятель храма Святой Мученицы Татьяны при МГУ протоиерей Владимир Вигилянский считает, что институт диаконисс нужно вводить постепенно. Он соглашается с Постернаком, что сейчас нет нужды в прислуживающих на литургии, их заменили мужчины-алтарники. Однако есть сферы, где без женщин никуда.

"Раньше диакониссы большей частью занимались вопросами милосердия. Думаю, это нужно развивать: все, что связано с проблемами общего благого дела, отдать в руки женщинам", — заключает священнослужитель.

Источник

Посмотреть предыдущие комментарии
01 апреля 2018 в 15:44

Нет, женщины не могут быть священнослужителями. Это абсурд. Наше дело - семья, тем более, что почти все женщины работают. Всё. На этом наши функции должны заканчиваться и конечно вопросы милосердия или благотворительности. А иначе - не будет порядка, ни дома, ни в Храме.

01 апреля 2018 в 16:03

В диакониссах проблем не вижу. Другой вопрос, насколько они действительно нужны. Здесь священникам виднее, конечно. Возможно, могли бы им помогать, а может, это лишний институт... А вот представить женщину иереем я, почему-то, не могу совсем. Хотя в остальном всеми четырьмя за равноправие полов. ...

Развернуть

02 апреля 2018 в 20:52
Аккаунт удалён# 01 апреля 2018 в 16:03

В диакониссах проблем не вижу. Другой вопрос, насколько они действительно нужны. Здесь священникам виднее, конечно. Возможно, могли бы им помогать, а может, это лишний институт... А вот представить женщину иереем я, почему-то, не могу совсем. Хотя в остальном всеми четырьмя за равноправие полов. ...

Развернуть

Кира,
женщине более приличествует образ Пречистой Девы Марии :)

03 апреля 2018 в 13:16
Евгений Ноздрев# 28 марта 2018 в 16:24

Апостол запретил женщинам учить, что непонятно? Даже спрашивать женщинам в храме запретил, дома у мужа должна спрашивать!

Евгений, никоим образом не ставя под сомнение написанное Св. Апостолом Павлом, попытаюсь, однако, представить, что начнётся, если немалое число наших православных женщин, явившись домой после службы, начнет задавать своим мужьям, порог Церкви не переступавшим отродясь, неудобные богословские вопр...

Развернуть

03 апреля 2018 в 18:59
Аккаунт удалён# 03 апреля 2018 в 13:16

Евгений, никоим образом не ставя под сомнение написанное Св. Апостолом Павлом, попытаюсь, однако, представить, что начнётся, если немалое число наших православных женщин, явившись домой после службы, начнет задавать своим мужьям, порог Церкви не переступавшим отродясь, неудобные богословские вопр...

Развернуть

Кира, конечно, с апостольских времён очень много изменилась жизнь, и задать вопрос в храме женщина вполне может, что и повсеместно происходит, но служить перед Престолом вряд ли будет полезно женщине. Служить не всякий и мужчина отваживается, даже из святых.

03 апреля 2018 в 20:24
Евгений Ноздрев# 03 апреля 2018 в 18:59

Кира, конечно, с апостольских времён очень много изменилась жизнь, и задать вопрос в храме женщина вполне может, что и повсеместно происходит, но служить перед Престолом вряд ли будет полезно женщине. Служить не всякий и мужчина отваживается, даже из святых.

Евгений, ну вот да... Ещё один аргумент по существу: известный медицинский вопрос (прошу прощения, что упоминаю), от которого мужчины таки избавлены. Правильно ли я понимаю, что, согласно канонам, если священник, допустим, порезался, и у него пошла кровь, он должен покинуть алтарь?

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама: