- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 570
- |
- Видео 1678
- |
- Мероприятия 1
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЯ (продолжение). свщ. Константин Пархоменко
Подойдя к пещере, заваленной камнем, Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон.
Христос молится, как бы утверждая этим, что Он связан с Отцом: Он от Отца и творит волю не Свою, но волю Отца Небесного.
Однако не молитва Отцу воскрешает Лазаря, эту молитву Христос творит «для народа». Лазарь воскресает по воле и по зову Самого Христа!
…На многих древних иконах изображены сестры Лазаря, зажимающие нос от запаха тления. Но Иисус не зажимает нос, не отворачивается от смерти в ее неприглядности. Потому, что смерть должна быть побеждена. Он восклицает: Лазарь! иди вон!
Блаженный Августин как-то заметил, что, если бы Христос не прибавил имени Лазарь, в этот миг из своих могил вышли бы все умершие…
И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет.
Обратим внимание на одну деталь. Евангелист намеренно акцентирует наше внимание на том, что воскрешенный обвязан погребальными пеленами.
Он связан! Был повит пеленами и связан лентами и умерший и погребенный в пещере Иисус. Но когда Он воскреснет, Он пройдет сквозь повязки. Эти белеющие во тьме гроба пелены будут замечены и запечатлены в памяти, о них расскажут Евангелия. Здесь пелены, и в Гробе Христа – пелены.
Лазарь обвязан пеленами. Он пока еще пленник этого мира. Воскресший Христос – воскресает в преображенном человечестве. Он свободен от этого мира, и поэтому Его пелены остаются лежать во Гробе. Лазарь доживет отмеренный ему остаток лет и умрет, Воскресший Иисус никогда не умрет. Воскресение Иисуса – не шаг назад, к прежней жизни, а шаг вперед, к новой.
Итак, чудо. Но, как уже говорилось, чудо, прежде всего, – не эффектная демонстрация Божественного Всемогущества (хотя и это тоже), а – знак, знамение.
Говоря о событии воскрешения Лазаря, нужно увидеть больше, нежели возвращение к жизни покойника.
Во-первых, весь рассказ о Лазаре насыщен темой смертной угрозы. Смерть Лазаря, смертельная опасность, грозящая от иудеев Иисусу, готовность Апостола Фомы умереть вместе с Учителем (11:16). И на этом фоне разворачивается учение о Воскресении и Жизни в диалоге Марфы и Христа. Из этого диалога мы что-то начинаем понимать. Что? То, что Христос – начало жизни для всякого человека, все равно – живого или умершего. Христос – есть Сама Жизнь.
Далее: рассказ о Лазаре, несомненно, параллелен рассказу о Смерти Самого Христа. Три дня во Гробе, камень, которым закрыт вход в могилу, погребальные повязки… Эти подробности врезаются в память читателя, который усматривает некий параллелизм между погребением Лазаря и погребением Христовым. Трудно думать, чтобы этот параллелизм был случайным.
Этот рассказ в самом деле запараллелен рассказу о Смерти и Воскресении Христа. Он сохранен раннехристианским преданием и вставлен в Евангелие перед повествованием о Страданиях и Смерти Христовой, чтобы показать – смерть не одолеет Иисуса!
Иисус расторгнет узы смерти так же легко, как сделал это в случае с Лазарем.
Победа над смертью была одержана в случае с Лазарем, в случае с Самим Господом Иисусом она будет силою Христовой осуществлена и для нас!
Именно так понимали событие воскрешения Лазаря святые отцы и сама Церковь. Именно поэтому Церковь празднует воскрешение Лазаря за несколько дней до Пасхи, а в тропаре праздника поет: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря Христе Боже…»
Празднуя память воскрешения Лазаря накануне Входа Господня в Иерусалим, то есть связывая это событие с темой Страстей, Смерти и Воскресения Христовых, Церковь нарушает хронологию событий. Согласно свидетельству Священного Писания, Вход Господень в Иерусалим отделен от воскрешения Лазаря неопределенной продолжительности пребыванием Иисуса с учениками в стране близ пустыни, в городе, называемом Ефраим (ср. Ин. 11:54). «Литургическое предание не оставляет места для этого перерыва. Но нарушение евангельской хронологии оттеняет внутреннюю связь между двумя событиями, из которых одно – Торжественный Вход – есть Предпразднство Воскресения Христова, а другое – Воскрешение Лазаря – есть прообраз его» (еп. Кассиан Безобразов).
Примечательно, что чудо воскрешения вызвало ненависть иудеев. Одних людей чудеса, совершенные Христом, приводят к вере. Других – замыкают в ненависти. Но ни остановить, ни затормозить процесс обращения ко Христу Его ненавистники не могут. В Ин. 12:19 фарисеи исповедуют свое бессилие перед Иисусом словами: весь мир идет за Ним.
Весь мир идет за Ним! Ненависть противников Христа, противников Света и Жизни, сторонников тьмы и преходящего века сего, была и две тысячи лет назад, есть она и сегодня.
Но Христос говорит Марфе: Если будешь веровать, увидишь славу Божию. Так сказано Марфе, но эти же слова обращены и к нам.
Веровать – значит видеть за рассказом о чуде его духовный смысл. Веровать – значит доверять Богу. Он воскресил Лазаря – Он Сам Воскрес – Он нас воскресит!
Но трудно верить, когда не видишь глазами. Но верить нужно не только в видимое, иногда нужно доверять сердцу: Блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20:29)…
Лазарь вернулся к жизни. Древнее предание сообщает, что после пробуждения от смертного сна Лазарь спросил Христа: «Должно ли ему будет умереть во второй раз?..»
Впоследствии Лазарь удалился из Вифании, где его как живого свидетеля силы Христовой преследовали иудеи. В скором времени его поставили епископом на острове Кипре, где он и скончался через тридцать лет.
И еще одно, последнее.
Все толкователи Нового Завета отмечали странную неторопливость Христа, получившего известие о болезни друга. Христос находится на расстоянии трех километров («стадий пятнадцати») от больного друга и не спешит прийти к нему на помощь. Сам Спаситель объясняет причину: болезнь Лазаря – к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий.
Воскрешение Лазаря – предваряет и победу над смертью, которая осуществится в жизни Самого Христа.
Но отметим и еще одну деталь. Если бы Иисус поспешил в Вифанию, пришел бы и исцелил Лазаря, «то этим, – как верно замечает архим. Амвросий (Погодин), – было б восстановлено мирное благополучие этой благочестивой семьи и ничего более, и так бы они жили, пока последующая война с римлянами, если бы они дожили до нее, не смела бы с лица земли и их дом, и все их безобидное благосостояние. А так как это случилось: произошло потрясающее событие в их жизни: Лазарь умер при безутешной скорби его сестер, но, вот, пришел Христос и воскресил его от смерти и даровал ему новую жизнь. После сего, Лазарь быть тем, кем он был до сих пор, уже не мог, и с новой жизнью он стал и новым человеком. Ни Марфа, ни Мария уже не оставались теми, что были… Им всем было суждено от мирного домашнего благополучия перейти к взлету и подвигу и вписать свои имена в Книгу Жизни и даже в книгу Жития Святых».
Очень часто и нам кажется, что Христос должен вмешаться в нашу жизнь, прийти и совершать чудо. Но Он медлит. Медлит не потому, что равнодушен или не слышит. Просто Он знает, как лучше и что лучше. А мы должны Ему доверять. Ибо все, что ни случается, – к Славе Божией!
Итак, три воскрешения. Воскрешения в Евангелии указывают на то, что пришел Победитель смерти. И смерть, и ад содрогнулись и отдали троих. А потом иных.
Вспомним постоянно повторяющийся мотив: смерть – сон.
Девица не умерла, но спит.
Лазарь, друг наш, уснул.
Это потому, что с приходом Христа смерть перестала пугать. Смерть – это сон (успение), это покой (отсюда слово покойник). Верующий во Христа если и умрет, оживет (Ин. 11:25).
И тут мы подошли к самому прекрасному чуду, которое явил Христос, – чуду Его Собственного Воскресения, победы над смертью в Самом Себе.