Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Служение

КАТЕХИЗАТОРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ

"Проклятые вопросы" катехизации

Дорогие участники! Наверное, у каждого, кто занимается катехизацией, есть связанные с ней нерешенные вопросы и проблемы, которые он хотел бы обсудить.
Выношу на ваше рассмотрение те вопросы, которые сложились у меня. Конечно, какой-то вариант ответов и сам нащупываешь, но смысл общения в том, чтобы услышать другого и обогатиться, а не остаться с тем, с чем ты и пришел. Поэтому жду с нетерпением ваших комментов.
Итак, мои вопросы:

1. Является ли целью огласительных бесед (если их немного) непременно привести к таинству человека, явно к нему "неготового" (не в плане морали, а - хотя бы знания о Христе, чтения Евангелия, желания жить церковной жизнью и узнавать свою веру)?
Классический случай - родители, которые крестят своих детей, "чтоб защита была", и крестные-друзья семьи.

Знаю, что есть два радикальных решения: крестить всех, потому что Господь их привел, и крестить только тех, кто "готов" (каковы тогда критерии этой готовности и кто их будет определять?). Уважаю сторонников обоих мнений и потому жду аргументов и тех, и других, и всех прочих.

2. Крещение детей. Оправдано ли оно, если родители невоцерковлены и катехизатор видит, что и не собираются? Существуют ли вообще аргументы "против" крещения детей в такой ситуации, корректно ли ставить такой вопрос? Если родители говорят (мне - очень часто): "мы сейчас покрестим ребенка, а когда он вырастет, сам сделает свой выбор" - станет ли в таком случае крещение навязанным, ведь оно само по себе уже является выбором (хотя родители об этом и не знают))? Является ли крещение в таких случаях профанацией - ведь выбор Христа и Его Церкви на деле не сделан не только детьми, но и родителями?

3.Отдельная больная тема. Считаете ли вы верой Церкви - позицию, согласно которой все умершие некрещеные младенцы лишаются Царства Небесного, чем обычно и аргументируют необходимость крестить всех детей независимо от уровня воцерковленности их родителей?

4. Является ли целью оглашения - рассказать человеку "весь минимум" знаний о христианской, православной вере, - например тот, что содержится в Символе веры? Рекомендовать ли крестным, прошедшим 2-3 беседы, выучить Символ, или достаточно понимания?
Иначе говоря, какова цель кратковременного оглашения: дать человеку все, во что верует Церковь, или скорее "зацепить" его, пробудить интерес, чтобы дальше он уже сам изучал?

5. Темы огласительных бесед (если их 2-4). Существует ли обязательный минимум и структура бесед, или они должны вестись в свободной манере, согласно видению священника, катехизатора и применительно к конкретным слушателям?

6. Стиль огласительных бесед: диалог или монолог, формат "лекции" или "семинара"?

8. Молитва и Слово Божие на огласительных беседах: в каких формах должны присутствовать (и должны ли)?

7. Суть и содержание исповедальной беседы со священником перед крещением взрослых. Это обычная исповедь? Как проводить ее с человеком, впервые переступающим порог храма? Какие акценты делать? (вопрос к священникам).

7. В каких случаях следует отказывать в совершении таинства?

8. Несет ли катехизатор частичную духовную ответственность за людей, которые к нему приходят? Должен ли он молиться о них, держать связь с ними после бесед? Каково здесь соотношение функций священника и катехизатора?

Посмотреть предыдущие комментарии
19 февраля 2015 в 12:57

Хотела поговорить на "больную" тему о загробной участи некрещенных младенцев. Я работаю в больничном храме института акушерства и педиатрии г. Ростова-на-Дону. Сюда обращаются за медицинской помощью люди со всего Северного Кавказа. Наш батюшка постоянно крестит младенцев в реанимации "ради страха...

Развернуть

20 февраля 2015 в 21:47
Наталия# 19 февраля 2015 в 12:57

Хотела поговорить на "больную" тему о загробной участи некрещенных младенцев. Я работаю в больничном храме института акушерства и педиатрии г. Ростова-на-Дону. Сюда обращаются за медицинской помощью люди со всего Северного Кавказа. Наш батюшка постоянно крестит младенцев в реанимации "ради страха...

Развернуть

Наталия, помощи Божией Вам и батюшке.Спаси Бог !

06 октября 2016 в 08:03

Цель огласи тельных бесед, это не столько подготовка и приведение неготовых к таинству, сколько разъяснение всей полноты и глубины ответственности. Необходимо, чтобы люди осознавали всю серьёзность происходящего. Чтоб они сами осознано, обдумано, трезво приняли решение, надо ли им это, готовы ли...

Развернуть

06 октября 2016 в 08:15

Считаю, что отказать в крещении детей можно, если видно, что родители будут препятствовать его воцерковлению. А если они, просто, сами не достаточно воцерковлены, — не повод. С такими можно и желательно дополнительно работать, например перед праздниками, именинами, просто раз в пару месяцев звони...

Развернуть

06 октября 2016 в 08:20

Полагаю, что нельзя однозначно решать, что вот, если кто-то умер некрещеным, то не видать ему Царствия Божия. На мой взгляд правильнее утверждать, что "по умолчанию" они его лишаются, но на всё воля Господа.
И это не повод крестить всех подряд. Но "ради страха смертного", — можно.

06 октября 2016 в 15:55

Огласительные беседы необходимо строить в формате взаимообщения. Времени мало, информации много. Нужно понимать кругозор человека. Первая беседа должна быть ознакомительной, — надо познакомиться с людьми, понять ем они живут. И исходя уже из этого строить остальные встречи.

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама: