Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

#ДХАРМА/Иноверие_восточное

Есть ли Бог в буддизме?

Данная серия постов как раз таки посвящена ответу на вопрос.
Которые могут быть полезным миссионерам, катехизаторам, всем кто интересуется религией и восточным миром, просто что бы понимать, кто и что.

Важно! Буддизм, или по самоназванию Дхарма Будды, является очень адаптивным мировоззрением.
Если буддизм приходит к атеисту, то становится атеизмом.
Если буддизм приходит к религиозному, то становится религиозным.
Буддизм не догматичен, как Христианство. Потому легко находит общий язык с разными группами людей и легко под людей подстраивается.

И так получилось, что русской современной культуре, буддизм представлен преимущественно через призму научно-атеистическую. И читая туже википедию о буддизме или встречая, так называемого "новоначального" буддиста, может сложиться крепкое убеждение, что буддизм - это религия без Бога или даже какая-то форма атеизма.
Хотя и сами современные буддисты, предпочитают использовать слово не атеизм, а не-теизм. Но это первое, очень поверхостное и обманчивое впечатление.

В буддизме есть Бог и на буддийском языке (пали например) Он именуется Брахма.
Важно, не путайте Брахму буддизма и Брахму индуизма - это разные понятия, хоть и произошедшие из одной культуры (индийской культуры). Мы вот русскоязычные говорим Бог, а они говорят Брахма.
Да, буддизм религия с Богом (с Брахмой). И да, в буддизме Брахма (Бог) даже рассматривается в монотеистическом смысле. Бог (Брахма) Творец всего и вся.

Но! Тут-то и начинается собственно тот самый буддизм и то чем буддизм отличается от других религий и почему, например, не стоит путать буддизм и индуизм (это очень разные религии, хоть и возникли в Индии имели между собой полемику).
Для нас, западных людей (Христиан) имеет смысл на начальном, ознакомительном этапе, сравнивать буддизм и индуизм, как атеизм и религию, где атеизм - это буддизм, а индуизм - это религия. Да, это грубый пример, но очень говорящий и понятный, это понимание сразу вам даст, ту позицию которую в общем-то занимал буддизм относительно индуизма (брахманизма). Просто как установка для понимания.

Тут же и проявляется отношение буддизма к Богу (к Брахме). И отношение это больше всего вам будет понятно, если рассмотрите его как агностический атеизм (агностицизм + атеизм).
Буддизму без разницы, есть Бог или нет Бога. Сотворена ли вселенная кем-то или возникла сама по себе. Это буддизм не беспокоить и не интересует от слова совсем. Ну есть Бог и ладно, ну нет Бог и ладно. Буддизму не холодно, не жарко.

Более того буддист активно игнорировать вопрос существования Бога или вопрос признания Бога или непризнания Бога. Для буддизма и буддистов это совершенно несущественный вопрос.

Более того, для буддиста могут возникнуть проблемы, если начнет задаваться этим вопросом которые будут приводить к когнитивному диссонансу и логическим ошибкам, типа: Вот если есть Бог, который Творец и все создал, то зачем Бог создал зло (страдания и муки), если Бог есть любовь и добро?, - данную тему не хочется разворачивать, она бы могла в отдельную статью уйти, просто это будут неразрешимые вопросы для буддиста, но неразрешимые во временном отношение.

И вот почему.
В буддизме есть идея Двух истин, которая очень проста.
Первая истина - это относительная истина, в которой пребывает все обычные существа (люди), т.е. существа которые еще не стали Буддами (Не пробудились, не стали просветленными), а если ты не просветленный, то и понять не можешь абсолютные, высшие истины, ну ум еще не созрел, не готов. А если так, то зачем задаваться вопросами на которые не можешь дать ответы? Станешь мол Буддой и вопросы сами по себе отпадут.
Вторая истина - абсолютная истина, которую постигают совершенные пробужденные нирванические существа, которые стали Буддами. Но проблема в том, что эту запредельную истину крайне сложно объяснить и донести обычным существам, которые пребывают в спящем режиме относительной истины.

Поэтому совершенно нет никакого смысла обсуждать с буддистами вопрос существования Бога. Буддистам такие вопросы, скорей мешают. Цель буддиста как можно скорей стать Буддой, а вот там уже и понятно будет, что да как, ну с точки зрения буддистов.

И еще, космология буддизма архаична и унаследована буддизмом от индийской культуры.
Но ее не стоит понимать как космологию. Это психокосм.
Буддисты свою космологию рассматривают только с точки зрения психологии.
И для буддистов там описаны не боги и божества, а психические состояния ума - это наиболее точное и приближенное объяснение космологии буддизма. И в это ключе, Брахма (Бог) так же еще рассматривается как целый класс/вид существ более высоко порядка, или более высокоразвитые существа. Для примера, вот люди - это один вид существ, ангелы другой вид существ, Брахмы - это вид существ которые выше ангелов.
Или другой пример, более современный. Люди - один вид. Брахмы - инопланетяне, которые летают на космических кораблях по вселенной и управляют всем силой мысли и живут почти вечно. Ведь технологии высокоразвитых цивилизаций могут более примитивным видам показаться магией и чудом и волшебством.
В этом смысле, Буддизм даже попускает трактовку Брахмы (Бога) как не единственного существа, а целого вида существ. Но это уже другая история.

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама: