Настоящий подарок с любовью и заботой! Подарите вашему близкому Именной Сертификат о том, что за него была подана записка и отслужен Молебен о его Здравии и Благополучии всем Святым в Даниловом монастыре. Подать записку на молебен и получить Сертификат. Пример Сертификата можно посмотреть ЗДЕСЬ

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Богословские вопросы

Мистика Божественная и бесовская

Мистика в Боге - это естественная вещь. Но так как сердце наше нечисто, то неразумный поиск мистики в Боге часто улавливает нас в сети бесовской мистики. Бог Сам всё подаёт в своё время, полезное нам. А если мы стремимся к мистике, фактически, стараясь получить то, чего не достойны в силу своей нечистоты, особенно гордости, то по гордости своей получаем что ищем - мистику, которая от беса, который нечистым подаёт нечистое, но обманчиво сверкающее "чистотой".

В Церкви всё мистично. Все Таинства - сплошная мистика. Таинство исповеди и покаяния - дивная мистика, когда человек мистическим образом получает прощение от Бога, очищение той грязи, в которой искренне раскаялся и покаялся. Мистична и та сила, которая при этом подаётся для дальнейшего очищения. Но эта мистика - она не проявляется в ярких состояниях видения света, восхищения в неведомые заоблачные дали и т.д.. Божественная мистика часто нам просто незаметна, а нечистая душа ищет эффектного. Мистика Бога всегда имеет в себе смысл и служит некой цели. При этом она часто сама остаётся как бы в тени, не распознанной. Потому мы часто пренебрегаем такой мистикой, которая именно от Бога. Мистика от дьявола всегда эффектна и заметна. Она не для цели очищения служит, а для ослепления нашей души. Можно много говорить об этом и все это знают на уровне "и так читал отцов". Но если мы не видим в своём сердце влечение к яркой мистике, эффектной и невнимание к "скромной, незаметной для нашего сознания" мистике Бога, то чтение отцов не оживляет душу, не оживляет в ней отвращение к яркой бесовской мистике и благоговение перед "привычной" и "обыденной" мистикой Бога. Как мы относимся к Причастию? Какие в душе оно вызывает чувства? Это же мистика из мистики! Бог вселяется в нас в этом Таинстве! И как мы его ощущаем - это одна из правдивых оценок нашего духовного состояния. Если нам этой мистики мало, если она для нас не ярка и не эффектна, то стоит задуматься почему для нас ярка и эффектна некая мистика вне Причастия, какой силой совершается эта эффектность в душе, не ощущающей яркого эффекта от реального соединения Бога с нашей душой и телом во время Причастия?

Мы привыкли к мистике от Бога, как привыкаем к еде. И чтобы усилить ощущения, мы добавляем в полезную еду приправы. А каков дух этих приправ? Кто их нам подаёт? Часто приправы делают и самую полезную еду вредной и опасной для жизни. А привыкание идёт именно к приправам. И сама по себе пища уже не влечёт, но влечёт вкус приправ, зависимость от них.