

- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 0
- |
- Видео 2
- |
- Мероприятия 0
Прежде всего, нужно рассмотреть вопрос, что значит соединить свой ум с молитвой, как это сделать?
Насколько понимаю, молитва человека бывает духовна (а не душевна) тогда, когда ум соединяется благодатным действием с сердцем и молится там, в сердце. Тогда ум, входит в Царство Небесное, которое внутрь нас есть, спускаясь в глубины духовного сердца, которое не есть плотяное сердце.
Часто у отцов говориться о неком сочувствии сердца уму, о молении ума с теплотой сердечной. И это, насколько понимаю, ещё душевная молитва а не духовная.
Вот что говорит о.Рафаил Карелин о том что отцы называли моением ума в сердце:
**Благословите, о. Рафаил. Как научиться удерживать ум в сердце во время молитвы?
***Прежде всего, нужно рассмотреть вопрос, что значит соединить свой ум с молитвой, как это сделать? В аскетической литературе нет четкой терминологии, так как религиозный опыт в определенной степени – субъективный опыт и под одной и той же формулировкой можно подразумевать разные состояния. В некоторых случаях держать ум в сердце – это направить ум к сердцу, обратить его извне вовнутрь и держать в области груди.
В других случаях, собирать ум в сердце – освобождать его от посторонних помыслов, стараться делать ум свободным, прозрачным и как бы кристалловидным. Ум в сердце образно можно сравнить с черепахой, которая втягивает свои лапки под панцирь и становится неуязвимой для врага. В третьем случае, соединение ума с сердцем означает то состояние, когда слова молитвы воспринимаются не только рассудком, но на них откликается сердце эмоциональным переживанием. Четвертое, это раскрытие сердечного места – так называли святые отцы тайную область сердца, в которой душа озаряется благодатью, и молитва превращается уже не в эмоциональную расшифровку слов, а в их целостное, мистическое восприятие.
Первые три состояния естественны, они во многом зависят от человеческой воли и усердия; а четвертое – дар благодати: оно открывается внезапно и неожиданно для самого человека.
В аскетических произведениях много говорится о соединении ума с сердцем, но надо учесть, что они писались в другой эпохе и были преимущественно обращены к монахам-аскетам. Это драгоценное святоотеческое наследие дано нам, но современное духовное состояние мира и образ нашей жизни такие, что, пользуясь святоотеческими писаниями, мы должны соблюдать разумную осторожность. Все, что совершается в спешке, непоследовательно или безвременно, в лучшем случае, не приносит пользы и быстро разрушается, а в худшем случае, наносит человеку психическую травму и духовную болезнь.
Через безконтрольную информацию засоряется ум, а через страсти и похоти засоряется сердце. Ум у современного человека дистанцирован от сердца. Гордый ум и похотливое сердце отталкивают друг друга; значит, прежде чем думать о соединение ума с сердцем, надо в какой-то мере исцелить и одно и другое. Ум исцеляется волевым сокращением информации, сначала греховной, а затем вообще ненужной, очищением памяти от картин прошлого и борьбой с помыслами. Через молитву и хранения пяти чувств сердце очищается от похоти и сладострастия. Человек должен научиться обращать силу гнева против страстей, возникающих в сердце и пользоваться всяким случаем, чтобы внутренне смирять свою гордыню.
Если человек научиться хранить от греха ум и сердце, то сам ум найдет сердце и соединится с ним. А если человек захочет сочетать внешнюю, мирскую, пропитанную страстями жизнь с высокими степенями молитвы и с силой воли будет втискивать ум в сердце, то результатом будут: нервность, припадки раздражительности, иногда боль в сердце, тяжесть в голове, утомляемость, быстрая перемена настроений, плаксивость, желание смерти и т.д.
В духовной жизни необходимо сначала разрушить (то есть очистить), а потом созидать. Здесь нужна крайняя постепенность: все, что быстро строиться, еще быстрее разрушается. Если даже человек не будет стремиться соединять ум с сердцем, а творить с покаянием Иисусову молитву и хранить себя от душевной грязи, то в свое время сам ум найдет сердце и отзовется с радостью, как жених, встретив свою невесту.
Призываю на вас Божие благословение. Помоги Господи.
Благословите, о. Рафаил. Как научиться удерживать ум в сердце во время молитвы?
Благословите, о. Рафаил. Как научиться удерживать ум в сердце во время молитвы?
Хочется акцентировать на следующем в словах о.Рафаила:
* В аскетической литературе нет четкой терминологии, так как религиозный опыт в определенной степени – субъективный опыт и под одной и той же формулировкой можно подразумевать разные состояния.
Под одной и той же формулировкой можно подразу...
Развернуть
Хочется акцентировать на следующем в словах о.Рафаила:
* В аскетической литературе нет четкой терминологии, так как религиозный опыт в определенной степени – субъективный опыт и под одной и той же формулировкой можно подразумевать разные состояния.
Под одной и той же формулировкой можно подразумевать разные состояния! Поэтому важно разбираться что имели ввиду отцы, когда говорили то или то. О.Рафаил отмечает:
1) ***В некоторых случаях держать ум в сердце – это направить ум к сердцу, обратить его извне вовнутрь и держать в области груди.
2) ***В других случаях, собирать ум в сердце – освобождать его от посторонних помыслов, стараться делать ум свободным, прозрачным и как бы кристалловидным.
3)*** В третьем случае, соединение ума с сердцем означает то состояние, когда слова молитвы воспринимаются не только рассудком, но на них откликается сердце эмоциональным переживанием.
4)***Четвертое, это раскрытие сердечного места – так называли святые отцы тайную область сердца, в которой душа озаряется благодатью, и молитва превращается уже не в эмоциональную расшифровку слов, а в их целостное, мистическое восприятие.
***Первые три состояния естественны, они во многом зависят от человеческой воли и усердия; а четвертое – дар благодати: оно открывается внезапно и неожиданно для самого человека.
Так все первые три состояния движения ума к сердцу - все они имеют место в период очищения сердца через покаяние - в деятельный период творения Иисусовой молитвы. И все они порой именуются соединением ума с сердцем (как некое незаконченное движение - нет ещё единства ума и сердца, но ум вниманием находится около сердца а не во вне и внимает сердцу а не внешнему, не внимает помыслам посторонним), сочувствие уму эмоциональными движениями сердца.
Это всё - молитва душевная, молитва ветхого человека, в котором страсти нечистого сердца - преграда общения с Богом, в котором ум и сердце духовное разобщены и ум не знает даже какого оно и где, это глубокое духовное сердце. Он только знает - наличие его можно ощутить только духовным чувством где то там, где и плотское сердце. Духовное же сердце- это некая духовная, невещественная сущность. И хотя душа в теле, но не тело содержит душу. Так и хотя духовное сердце где то в плотском сердце, но не плотское сердце содержит духовное. Плотское умрёт, а духовное вознесётся в мир иной со всем тем, что имеет в этой жизни. Если в нём страсти - со страстями и духом дьявола, если оно чисто - с добродетелями и Духом Святым.
И вот только четвёртое, когда раскрывается сердечное место и сердце поглащает ум, молящийся Иисусовой молитвой или иной, только это состояния единства сил души - духовное состояние, в котором добродетели становятся качественно иными - не душевными и не смешанными с душевностью, но чистыми, духовными, подчиняющими себе всю душевность в человеке. Это состояние и есть единство ума и сердца, в котором молитва становится самодвижно и творимой непрестанно умом человека в сердце Духом Святым. Молится дух человеческий, но молится движимый действием Духа Святого, а не своим действием. Потому говорят что Сам Дух Святой молится в чистом сердце, поглотившем молящийся человеческий ум.
Свернуть