Петров Пост (15 июня - 12 июля) Подать записки на ежедневное поминовение о здравии на все дни Петрова поста в 7 монастырей за себя и близких, чтобы о вас и ваших родных возносилась монастырская молитва каждый день в Семи монастырях Отправить записки

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Бог каждого из нас призывает к святости...

Прежде всего, нужно рассмотреть вопрос, что значит соединить свой ум с молитвой, как это сделать?

Насколько понимаю, молитва человека бывает духовна (а не душевна) тогда, когда ум соединяется благодатным действием с сердцем и молится там, в сердце. Тогда ум, входит в Царство Небесное, которое внутрь нас есть, спускаясь в глубины духовного сердца, которое не есть плотяное сердце.

Часто у отцов говориться о неком сочувствии сердца уму, о молении ума с теплотой сердечной. И это, насколько понимаю, ещё душевная молитва а не духовная.

Вот что говорит о.Рафаил Карелин о том что отцы называли моением ума в сердце:

**Благословите, о. Рафаил. Как научиться удерживать ум в сердце во время молитвы?

***Прежде всего, нужно рассмотреть вопрос, что значит соединить свой ум с молитвой, как это сделать? В аскетической литературе нет четкой терминологии, так как религиозный опыт в определенной степени – субъективный опыт и под одной и той же формулировкой можно подразумевать разные состояния. В некоторых случаях держать ум в сердце – это направить ум к сердцу, обратить его извне вовнутрь и держать в области груди.

В других случаях, собирать ум в сердце – освобождать его от посторонних помыслов, стараться делать ум свободным, прозрачным и как бы кристалловидным. Ум в сердце образно можно сравнить с черепахой, которая втягивает свои лапки под панцирь и становится неуязвимой для врага. В третьем случае, соединение ума с сердцем означает то состояние, когда слова молитвы воспринимаются не только рассудком, но на них откликается сердце эмоциональным переживанием. Четвертое, это раскрытие сердечного места – так называли святые отцы тайную область сердца, в которой душа озаряется благодатью, и молитва превращается уже не в эмоциональную расшифровку слов, а в их целостное, мистическое восприятие.

Первые три состояния естественны, они во многом зависят от человеческой воли и усердия; а четвертое – дар благодати: оно открывается внезапно и неожиданно для самого человека.

В аскетических произведениях много говорится о соединении ума с сердцем, но надо учесть, что они писались в другой эпохе и были преимущественно обращены к монахам-аскетам. Это драгоценное святоотеческое наследие дано нам, но современное духовное состояние мира и образ нашей жизни такие, что, пользуясь святоотеческими писаниями, мы должны соблюдать разумную осторожность. Все, что совершается в спешке, непоследовательно или безвременно, в лучшем случае, не приносит пользы и быстро разрушается, а в худшем случае, наносит человеку психическую травму и духовную болезнь.

Через безконтрольную информацию засоряется ум, а через страсти и похоти засоряется сердце. Ум у современного человека дистанцирован от сердца. Гордый ум и похотливое сердце отталкивают друг друга; значит, прежде чем думать о соединение ума с сердцем, надо в какой-то мере исцелить и одно и другое. Ум исцеляется волевым сокращением информации, сначала греховной, а затем вообще ненужной, очищением памяти от картин прошлого и борьбой с помыслами. Через молитву и хранения пяти чувств сердце очищается от похоти и сладострастия. Человек должен научиться обращать силу гнева против страстей, возникающих в сердце и пользоваться всяким случаем, чтобы внутренне смирять свою гордыню.

Если человек научиться хранить от греха ум и сердце, то сам ум найдет сердце и соединится с ним. А если человек захочет сочетать внешнюю, мирскую, пропитанную страстями жизнь с высокими степенями молитвы и с силой воли будет втискивать ум в сердце, то результатом будут: нервность, припадки раздражительности, иногда боль в сердце, тяжесть в голове, утомляемость, быстрая перемена настроений, плаксивость, желание смерти и т.д.

В духовной жизни необходимо сначала разрушить (то есть очистить), а потом созидать. Здесь нужна крайняя постепенность: все, что быстро строиться, еще быстрее разрушается. Если даже человек не будет стремиться соединять ум с сердцем, а творить с покаянием Иисусову молитву и хранить себя от душевной грязи, то в свое время сам ум найдет сердце и отзовется с радостью, как жених, встретив свою невесту.

Призываю на вас Божие благословение. Помоги Господи.

karelin-r.ru/faq/answer/1000/6320/index.html

18 июня 2019 в 10:39

Хочется акцентировать на следующем в словах о.Рафаила:


* В аскетической литературе нет четкой терминологии, так как религиозный опыт в определенной степени – субъективный опыт и под одной и той же формулировкой можно подразумевать разные состояния.


Под одной и той же формулировкой можно подразу...

Развернуть

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем