Закажите Именной Кирпичик в Свято-Троицкой Серапионовой Пустыни. Имена с Именных кирпичиков поминаются в монастыре вечно, пока стоит монастырь. Внесите вклад в восстановление Святых Обителей за себя, родных и близких.

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Резные иконы

«Иконы на рези»

Когда появились русские резные иконы, почему их запрещали и как им удалось выжить

«Иконы на рези»

Традиция изготовления рельефных икон зародилась в Византийской империи. Их вырезали из дерева, слоновой кости, перламутра, мягких пород камня, а также отливали из золота, серебра и меди. Из Византии они пришли в Грецию, Сербию и Болгарию.

– В XI веке первые «иконы на рези» — так их называли в летописях — были привезены на Русь паломниками, возвращавшимися из Святой Земли, — рассказывает корреспонденту РП кандидат искусствоведения Елена Шаронова. — Русских мастеров сразу заинтересовали необычные образы, и они стали работать над созданием собственных икон. Первоначально они лишь копировали технику исполнения византийских мастеров, перенимали их стиль резьбы. Но уже к концу века начали работать в своей, оригинальной манере. В качестве образцов для подражания они использовали прориси икон, подлинные писаные образа, иллюстрации к Библии и другим священным текстам.

Русские резчики научились использовать не дорогие привозные, а местные сорта древесины — чаще всего в ход шли липа и сосна, реже — береза, ольха, осина и ясень. Импортные кипарис, можжевельник, черное дерево, кедр, груше и тис они оставили лишь для особых случаев, для самых ответственных заказов.

Как правило, объемные иконы расписывали, крайне редко поверхность древесины оставляли открытой. Поэтому русские мастера разработали оригинальные техники грунтовки — например, на основе бобрового жира и карлука — особого клея из осетровых рыб. Начали использовать для окрашивания рельефных изображений не только масляные, но также более долговечные восковые и смоляные краски. Стали украшать иконы сусальным золотом и серебром, драгоценными и поделочными камнями — особенно популярны были речной жемчуг и янтарь, металлическими вставками с чеканкой.

– При отделке «резчики иконописные» также использовали дорогие ткани — бархат, парчу, шелк, — продолжает Елена Шаронова. — А чтобы защитить готовое изделие от влаги и жучков-древоточцев, обрабатывали их специальными составами на основе олифы и пчелиного воска, покрывали лаком. Сложные техники обработки и декорирования деревянной поверхности превращали рельефные иконы в настоящие произведения искусства.
Путь к Мономахову трону

Резные иконы покорили Русь. Этому способствовало не только быстро растущее мастерство их исполнения, но и тот факт, что иконописцев в те времена было еще мало. Поэтому писаные иконы стоили очень дорого, и даже за большие деньги приобрести их было сложно. А обилие древесины и большое количество мастеров, имевших отличные навыки работы с ней, сделали деревянные образы не в пример дешевле и доступнее. Поэтому «иконы на рези» можно было увидеть не только в домах, но и в храмах. Вскоре получили распространение и вырезанные целиком из дерева иконостасы.

– Расцвет рельефных икон пришелся на XVI век, — продолжает рассказ Елена Шаронова. — Тогда множество «резчиков иконописных» работало в Киево-Печерской лавре, при Соловецком, Кирилло-Белозерском, Псково-Печерском, Михаило-Архангельском и Свято-Озерском Валдайском монастырях. Особенно знамениты были «древоделы» Троице-Сергиевой лавры, самым известным из которых был Амвросий. Авторство большинства объемных икон установить сложно, поскольку мастера не подписывали свои творения: создание святых изображений считалось делом соборным и молитвенным.

Тогда же, в XVI веке, начала свою работу Кремлевская оружейная палата, в составе которой была открыта мастерская резных дел. В 1551 году в ней было создано замечательное произведение русского искусства — Моленное место царя Ивана Грозного, которое и сегодня можно увидеть в Успенском соборе Московского Кремля. Этот Мономахов трон был изготовлен с использованием традиций резьбы по дереву, накопленных за века работы над резными иконами.

Отвергнутые Петром

В середине XVII века для резных икон наступили тяжелые времена. Раскол, возникший в русской церкви, привел к тому, что их изгнали из храмов.

– Во время церковной реформы, инициированной патриархом Никоном в 50–60 годах XVII века, резные иконы сочли пережитком язычества, влиянием «латинянства», римской католической церкви, и начали активно уничтожать, — рассказывает корреспонденту РП историк Владимир Манаев. — Но несравненно больший ущерб этому искусству нанес указ, изданный Святейшим Синодом 31 августа 1722 года, во времена правления императора Петра I. В указе «Об исправлении иконного изображения» постановлялось: «...резных икон и отливанных не делать и в церквах не употреблять, понеже в греческих и в других православных странах доселе не бывало и ныне не обретается».

После этого указа большая часть русских православных резных икон была просто уничтожена. Наиболее радикально настроенные реформаторы рубили их топорами, сжигали в синодальных кострах. Более лояльные — передавали в епархиальные хранилища. А пассивные противники реформ прятали храмовые святыни в укромные места в подвалах, кладовках, на чердаках церквей. Многие остатки таких тайников петровских времен обнаруживали в XX веке, когда советская власть занялась массовым сносом церковных зданий.

Изготавливать и даже просто иметь в домах объемные иконы и скульптуры было категорически запрещено. Исключение было сделано только для резных крестов и панагий.

– Однако полностью истребить древнее искусство изготовления резных икон не удалось, — говорит Елена Шаронова. — Старообрядцы прятали их в потайных «молельных местах» в своих частных домах, куда не могли прийти с проверкой. Раскольники уносили их с собой на русский Север, в Сибирь — туда, где до них не могли дотянуться карающие руки властей, хранили их в своих тайных скитах. Сегодня музейные собрания деревянной православной пластики Эрмитажа, Русского музея, Третьяковки, Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. Грабаря пополняются в основном из этих мест, где вдалеке от различных политических катаклизмов сохраняли традицию русского иконотворчества из дерева. Здесь продолжали работать мастерские, где обучали новых «древоделов», создавались новые резные образы, киоты и иконостасы.
Сибирское Возрождение

На Урале и в Сибири искусство создания объемных икон пережило новый расцвет не только в раскольничьей среде. Интерес к ним проявила и официальная православная церковь, которой приходилось учиться взаимодействовать и договариваться с многонациональным населением этих территорий.

– Большинство представителей коренных народов Зауралья и Сибири были язычниками, поклонявшимися деревянным идолам, — говорит Владимир Манаев. — Как может быть священным объемное изображение из дерева, им было близко и понятно. А плоские живописные изображение не внушали им доверия. И чтобы облегчить восприятие православия новообращенными христианами, во многих местных храмах стали с молчаливого согласия иерархов появляться объемные иконы Богородицы и Иисуса Христа. Они помогали удержать в лоне Церкви своевольных неофитов. Поэтому сейчас богатейшими коллекциями православной пластики располагают именно музеи Урала и Сибири. В них можно увидеть вырезанного из дерева скуластого Иисуса Христа в костюме финно-угорских охотников или Богородицу с раскосыми глазами.

Чтобы вновь очистить православные храмы от проникших в них резных изображений, Святейший Синод 30 ноября 1832 года утвердил новый указ — «О том, чтобы в церквах не иметь никаких изображений, кроме святых образов». После этого рельефные иконы подверглись новым гонениям.

Сейчас интерес к рельефным иконам растет. Появляется все больше мастеров, каждый из которых работает в своем оригинальном стиле и использует уникальные техники. Эти истинно верующие православные христиане, подвижники, работающие в разных регионах России, возрождают древнее искусство «икон на рези». Их произведения снова можно увидеть во многих православных храмах. А при монастырях сегодня заново создаются мастерские, специализирующиеся на резьбе по дереву

kirov.rusplt.ru/index/obraz-izgnannyiy-hrama-24269.html

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Интересные личности