Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Вера православная

Современное осознание традиционного православного катехизиса. Часть 22/1

КАТЕХИЗИС Христианской - Восточной Православной Церкви.

XXI.II. Основы православной мистики.

1. Трезво осознавая свое греховное несовершенство, верующий человек мудро и смиренно принимает в основном «простое и действенное» знание христианского обожения, которое дается нам свыше для духовной пользы человечества. Вся история человечества показывает - без Божественной помощи люди не способны справиться со своими грехами и тем более победить силы зла, установив на земле настоящий мир и справедливость. Господь никогда не оставляет человечество без помощи и вразумления, но богоданное знание в первую очередь учит нас практике благодатного богочеловеческого просветления. Это наша первоочередная, наиболее важная и ценная задача, решение которой приводит к осуществлению всех остальных сторон земной гармонии.
Господь наставляет человечество на пути духовного очищения и развития самыми простыми и одновременно действенными способами. Их трудность в практическом применении объясняется в основном демоническим влиянием греховного самолюбия, не дающего человеку самоотверженно трудиться для блага ближних. Однако с благодатной помощью любой верующий способен пройти христианский путь духовного рождения «от воды и Духа», ведущий к реальному богообщению и богопознанию истинной - христианской православной веры. При желании каждый человек может обрести высшую богочеловеческую мудрость, присущую свободной человеческой личности, очищенной от власти зла и просветленной духом бескорыстной любви.

*******
Наравне с безбожными поклонниками науки и техники, гордые «космические» учителя и маги учат о возможности обретения всемогущества через познание «тайного знания о строении мира и человека». Если мы будем знать всё о мироздании, то якобы сможем решить главные «наболевшие» социальные, национальные, культурные и нравственные проблемы. Это самая бессмысленная, буквально глупая попытка разрешить «внутреннюю» проблему внешними воздействиями, не убирая её настоящую причину, заключенную в самом человеке.
Христианин не отрицает значимость полезного научного знания и справедливых социальных реформ. Но первым делом он стремится обрести духовно-религиозное знание, учащее нас не делать зла и свободно творить добро при содействии Божественной энергии-благодати Святого Духа. Без такого внутреннего изменения человеческой сущности, коренным образом преображающего наше тело и душу, ум и сердце, в мире просто не будет людей, могущих правильно использовать науку, власть и законы на благо общества. Только научившись жить праведно и творить добро, мы сможем решить все остальные вопросы.
Грешному миру весьма не нравиться данная постановка вопроса - люди хотят чтобы все было хорошо, ничего не делая и нисколько не поступаясь своим эгоизмом. Тем не менее это единственный выход, ради осуществления которого пришел на землю Спаситель мира Господь Иисус Христос. Ради которого Евангелие Нового Завета должно быть проповедано всему человечеству.

9 Но вы смотрите за собою, ибо вас будут предавать в судилища и бить в синагогах, и перед правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства перед ними. 10 И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие. Мк 13 (9-10)

Благодатное обожение личности, жизненно необходимое самому человеку для личного спасения, одновременно положительно влияет на окружающий мир, очищая его от власти греха и зла делами праведной жизни, добра и любви.
Магическое и научное знание, достигаемое без помощи Бога усилиями гордого человеческого разума, представляет ложную приманку демонических сил, влекущую человека в пропасть духовной и материальной погибели. Несмотря на рьяное провозглашение «торжества общечеловеческих теорий «свободы, равенства и братства», «властители» современного мира по прежнему применяют безбожное научное и магическое знание для захвата власти и порабощения простого народа. Научных знаний и материальных благ становится всё больше, но из-за нашей греховности они фактически не приносят человечеству реальной пользы. Образно выражаясь - «один процент населения обжирается, а девяносто девять голодают».
Верующий человек, обретший благодатное богооткровенное христианское знание, направляет его на одну единственную цель - научиться самому и научить людей творить добро, сознательно отрекаясь от творения зла. Побеждая самолюбивую гордость, христианские святые получают от Бога «чудесные» сверхчеловеческие способности, но они никогда не применяют их для самоутверждения, порабощающего влияния на людей и корыстного обогащения. Чтобы увидеть различие настоящего Божественного Знания и его «обманного двойника», достаточно проанализировать деятельность многочисленных «магов и целителей». "Одной рукой" они лечат от болезней, другой предлагают любые "черные услуги", вроде наведения порчи и любовных приворотов.
Сверхчеловеческие способности, спящие в нашей душе, сами собой начинают действовать в праведных и святых людях, как «естественное приложение» к познанию истинной христианской веры. Праведник не стремится поражать окружающих чудесами для удовлетворения гордости и властолюбия. Христианин, смиренно посвящающий свои дела Богу и людям, мало ценит сверхчеловеческие способности, понимая их как подсобное, не самое необходимое средство спасения мира. Прежде всего, христианин желает разбудить души людей от спячки и заблуждений греховной жизни, направляя их на путь духовного просветления собственным примером исполнения спасительной воли Божией.
В любом случае гордость и эгоизм это самые опасные и губительные грехи. Особенно если они основываются на логической силе разума и сверхчеловеческих психо-энергетических способностях. Такая гордость создает некое антибожественное откровение, внушаемое дьявольскими силами. Попробуйте только усомниться в неправоте гордого «учителя», в источниках его способностей. Человек, ревностно радеющий о «благе всего мира», тут же в один миг исполняется «бешеной» неприязнью и злобой по отношению к Христианству, ясно показывающей, откуда берутся его знания и «таланты».
Для христианина Господь является, прежде всего, Источником Святости и Любви, а не «носителем информации и силы». Совершенствуясь в творчестве самоотверженной любви к Богу и людям, верующий благодатно соединяется с Богом в Духе, возвращаясь к неискаженному безгрешному состоянию. Только личность, свободная от власти зла, получает свыше способность правильно познавать мир, осуществляя процесс спасения и творческого развития человечества.

11 Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый. Мк 13 (11)

Христианские основы православной мистики напрямую служат практической реализации Божественной Истины. Исполнение заповедей Творца есть единственный путь к обретению неискаженного богооткровенного знания. Через христианское творчество праведной жизни, добрых дел и самоотверженной любви, православный верующий естественным образом обретает правильное знание о Боге, мире и человеке.
Православное богообщение и богопознание вовсе не значит, что верующий по своему желанию постоянно общается с духовным миром и духовными существами в стиле «аудио и видео связи». Христианское мистическое духовидение в основном проявляется через неискаженное слышание совести, выражающей волю нашего богосотворенного духа. Воспринимая Божественное откровение через голос «чистой» совести, душа праведного человека получает способность управлять нашим телесно-душевным естеством, без ошибок исполняя спасительную волю Божию.
Не менее важно научится смиренно слышать Бога и духовный мир через действия окружающих людей. Господь специально открывается нам через «ближних и дальних», чтобы мы находились под внешним контролем. Трезво контролировать самого себя весьма трудно, а со стороны наши ошибки и грехи заметны наилучшим образом. Особенно важно слышать духовных наставников Церкви, использующих для нашего воспитания и вразумления все богатство Священного Писания и Священного Предания Христианства.
То, что люди обычно принимают за «настоящую» мистику, в смысле различных «вещих снов» и прямых видений духовного мира, играет в жизни христианина последнюю роль. Христианин специально отказывается от получения подобных способностей по своей воле, чтобы не впасть в гордую «прелесть». Это именно «дополнение» к благодатной мистике праведной жизни, которое понимается христианином исключительно как дар свыше, посылаемый немногим людям в редких ситуациях.
Не менее бессмысленно приписывать некие "спасительно- мистические" качества тщательному магическому обрядоверию, соблюдению особых ритуалов, которые якобы даруют человеку очищение от власти греха и зла вместе с особым благорасположением Творца, буквально обязанным наградить нас в земной и вечной жизни за принесенные жертвы и обряды..

1 Собрались к Нему фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима, 2 и, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми, руками, укоряли. 3 Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук; 4 и, придя с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей. Мк 7 (1-4)

Праведный человек, озаренный искренней любовью к Богу и людям, неограниченно воспринимает богоданное духовное знание и благодатную силу, служащие спасению самого христианина и окружающего его мира. Это и есть обретение настоящей духовной мудрости, направленной на личное благо человека и всего человечества. Богоданная мудрость ясно различает дела по их «внутренней сущности», четко разделяя знание на истинное и ложное, смотря по тому, чему оно служит - добру или злу, праведной или грешной жизни.
Через видимое религиозное творчество православный христианин стремится к внутреннему благодатному озарению, которое раскрывает зрение и слух человеческой души, давая нам возможность правильного общения с Богом и духовным миром. Христианское богообщение смиренно отказывается от поиска явных мистических явлений, потому что настоящее видение духовного мира совершается по воле Божией и случается весьма редко. Большинству верующих Господь открывается в личном богообщении через голос совести, когда человек ясно слышит в душе волю Божию. Также воля Божия познается христианином через учение Христианской Церкви и послушание духовным наставникам, через обычное общение с верующими и неверующими людьми.
Процесс «внутреннего» личного богопознания не существует без участия богопознания «внешнего», основанного на смиренном внимании к откровению воли Божией в окружающих людях и учении Церкви. Господь ждет от нас личного, предельно сознательного творения Его воли, но при этом христианин обязан помнить о губительном влиянии религиозной гордости. Для правильного индивидуального воспитания христианской личности смиренномудрие учит нас отличать ложное откровение от Истины, используя соборный опыт Церкви и мнение окружающих. Это основной принцип восприятия Божественного откровения, одинаково обязательный для великих святых и простых верующих.
На всех уровнях духовного развития христианин смиренно осознает «личную» силу и знание как незаслуженный дар милости Божией. Христианское познание воли Божией неотделимо от постоянного контроля за гордым самоволием. Для обеспечения «техники безопасности» духовно-религиозной жизни, христианин предпочитает проверять личное духовное состояние и свои чувства с помощью соборного учения Церкви, окружающих людей и духовных наставников, целенаправленно отказываясь от пути «мистических явлений и откровений».
Данный принцип касается применения всех средств духовного развития - богословского знания и церковной жизни, исполнения канонов и обрядов, аскетизма и молитвы. Только смиренномудрие спасает человека от заблуждений гордости и творения зла по отношению к людям, благодатно-мистически открывая ему неискаженное восприятие спасительной воли Божией.

5 Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб? 6 Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, 7 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. 8 Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное. Мк 7 (5-8)

Если человек действительно стремится познать строение мироздания и духовные законы бытия, воспринимая Божественную силу и знание «светлой направленности», он добровольно выбирает служение добру, призывая на помощь Бога и силы Света. Единственный противоположный вариант предполагает служение силам тьмы. Иных путей просто не существует. Когда Господь показывает человеку спасительный путь самоотречения от грешной и злой жизни, необходимый для нашего же блага, нам это обычно не нравится. Тем не менее, праведная жизнь это единственная возможность познания реальной Истины.
Падшие ангелы-демоны являются средоточием лукавой и лживой гордости. Они в любом случае обманывают самолюбивого, гордого и потому глупого грешника. С первого взгляда кажется, что именно Всесильный Творец «подчиняет и порабощает» человека, «требуя» от нас служения праведной жизни и смиренной любви. Грешнику, который не желает ущемлять свои примитивные желания, закономерно «мерещиться», что демоны открывают человеку путь «безграничной свободы». На самом деле падшие ангелы посылают грешнику злую силу и губительное знание для собственной корысти, чтобы заполучить душу человека. Потворствуя губительному самоволию с демонической помощью, грешник действительно может неограниченно творить зло в короткой земной жизни, но потом неминуемо приходит ужасающая расплата вечности.
«Высшая» ложность безбожных и антидуховных учений, утверждающих первичную ценность «свободы человека от Бога», четко проявляется при сравнении жизни доброго праведника с жизнью злого грешника, при сопоставлении их конкретных дел по отношению к людям. Это правило относится также к области церковно-религиозной жизни. Мистический опыт и богословское знание, религиозное творчество и его источники легко проверяются по поведению человека - стремится ли он жить праведно и бескорыстно творить добро, или ищет гордой власти над людьми, разрушая себя и принося людям зло в погоне за греховными наслаждениями.

9 И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание? 10 Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. 11 А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, 12 тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, 13 устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное. Мк 7 (1-13)

Великих святых и праведников на земле всегда немного. Так же немного в мире сознательных исполнителей воли демонических сил. Большая часть человечества смутно представляет духовный смысл и цель нашего земного бытия. Одни - неверующие нецерковные люди из-за греховной «духовной слепоты», другие "религиозные" из-за «магических соблазнов мистической прелести».
Несомненно, что внешние - общественные и политические, экономические и воспитательные, духовно-религиозные и морально-нравственные условия «духовной слепоты» земного человечества играют свою важную роль. Одновременно в большинстве случаев здесь виноват только сам человек, потворствующий своей греховной самолюбивой гордости. Даже в том случае, когда гордый человек является членом Церкви, он просто не признает её спасительный авторитет. Сознание любого мирского и "церковного" грешника постоянно искажается влиянием телесных и душевных страстей, не давая ему понять, когда он грешит, а когда служит Богу.
Полноценное духовное знание дается только смиренному человеку, который ясно видит - мы чаще грешим, чем творим волю Божию, а для духовного развития нам жизненно необходимы богооткровенное знание и благодатная сила. Жить по Божественным заповедям трудно, но мы всё равно обязаны стремиться к исполнению воли Божией в процессе «простой» праведной жизни.

*******
Если говорить о мирской греховности, то здесь причины и следствия обычно "лежат на поверхности", показывая как возникает зло из-за безграничного стремления человека к земной власти, греховным наслаждениям и материальным благам. «Духовную» болезнь религиозной гордости, смертельно опасную для любого верующего в любой «пропорции», отличить труднее. Впрочем здесь проявляется та же тенденция - использовать свое церковное положение и авторитет верующего для удовлетворения гордого самолюбия.
Гордость быстро приводит верующего к бездумной и безумной «прелести», которая безоговорочно требует от человека слушать только себя самого, признавая только личный «духовный опыт», не обращающий никакого внимания на советы и помощь окружающих. В итоге самолюбивым и гордым человеком начинают безраздельно управлять темные силы.
Нередко, когда «прелесть» четко проявляется в виде психической болезни, бывает уже поздно - человек теряет рассудок под влиянием демонической энергии и даже может покончить жизнь самоубийством. Во избежание подобных ужасных падений верующий должен неукоснительно следовать путем смиренного послушания соборному учению Церкви, опыту её учителей и духовных наставников, хотя такое послушание сильно ограничивает его волю и желания. И тогда нелегкий путь традиционного христианского воспитания обязательно приводит верующего к обретению богоданной способности самостоятельно понимать и творить волю Божию, правильно различая добро и зло.

*******
Христианское «духовидение» напрямую связано с возрастанием сознательной веры через практику праведной жизни, бескорыстного добра и самоотверженной любви по отношению к Богу и людям. Если христианин самодовольно надеется достичь спасения души и благодатного просветления с помощью изучения богословского знания и тщательного исполнения обрядового закона, он неминуемо заблудится в лабиринтах «мертвого» логического знания и магического обрядоверия.
Гордый верующий фактически ничем не отличается от гордого атеиста-безбожника или сознательного богоборца - они одинаково творят одни и те же «дела тьмы». Гордое стремление верующего обрести спасение души и познание духовного мира «собственными» силами, так или иначе, отводит его от Бога и подчиняет падшим ангелам. Гордый человек, забывающий о смиренной основе истинной христианской православной веры, непременно лишается благодатной помощи и становится неспособен служить Богу и людям.
Неудивительно, что гордец нередко перестает исполнять даже обрядовый закон, заменяя его уродливыми, фальшивыми подделками. Церковные «активисты»-фарисеи и самодовольные книжники-«богословы», вполне серьезно обвиняли Спасителя, исцелявшего прокаженных и воскресавшего мертвых, в том, что Он и апостолы едят хлеб не помыв руки. Самым «страшным» в таком «нарушении» является небольшое отступление от физической гигиены. Да и вообще неизвестно, была ли в данном случае необходимость мыть руки. Подобные «предания старцев» хорошо показывают - видимое словесное почитание Бога может неимоверно далеко отстоять от исповедания истинной веры. Причем не только от исповедания догматов и канонов, но даже от простейшего обрядового благочестия.
Лицемерные верующие, целенаправленно отменяющие Божественные заповеди ради соблюдения бессмысленных, ни к чему не обязывающих «человеческих установлений», надеются «непонятно на что». Это даже не вера, а некие «национально-культурные» традиции. Только предельно глупый человек, духовно ослепивший себя непомерной гордостью, может пытаться обрести богоданное знание через подобное «благочестие».
Несмотря на ветхозаветные примеры, точно такие же ошибки нередко повторяют православные верующие, которые безумно надеются не на исполнение заповедей, пост и молитву, а на простейшие правила храмовой дисциплины. Главное правильно войти в храм, правильно поклониться, правильно поцеловать икону и выстоять службу. А потом можно спокойно считать себя благочестивым праведником, «достойным» спасения души и имеющим право самонадеянно учить, судить и укорять окружающих «грешников».
14 И, призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте: 15 ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека. 16 Если кто имеет уши слышать, да слышит! 17 И когда Он от народа вошел в дом, ученики Его спросили Его о притче. 18 Он сказал им: неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его? 19 Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища. 0 Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека. 21 Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, 22 кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, -- 23 всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека. Мк 7 (14-23)

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Интересные личности