Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Вера православная

Современное осознание традиционного православного катехизиса. Часть 16/3

КАТЕХИЗИС Христианской - Восточной Православной Церкви.

XVI. Истинная вера и ее ложный «двойник».
XVI.I Истина «ведущая в вечную жизнь».

1. Когда дело заходит о догматической и канонической правильности, о нравственно-практической спасительности религии, не только православные христиане, но и христиане инославных конфессий - католики и протестанты, а также верующие нехристианских религий одинаково утверждают - именно они являются исповедниками единственно «истинной веры».
Понятие «истинности» подразумевает, что данная религия или вероисповедание имеет неискаженные богооткровенные догматы, каноны и обряды, которые формируют правильную практику религиозной жизни в соответствии с волей Божией, правильно отражают сущность Творца, мироздания и самого человека, полноценно приводят верующего к соединению с Богом.
Абсолютно ложных или абсолютно правильных религий просто не существует по причине несовершенства земного человека. Здесь наблюдается иное явление - есть одна религия, которая предельно возможно приближает нас к Божественной Истине, хотя в Христианстве-Православии мы пока не получаем всего возможного знания. И есть остальные религии, которые в разной степени "стоят ниже" по степени богооткровенной истинности. Есть религии "светлой направленности", высшей из которых является Христианство-Православие, и есть религии "темной направленности", в той или иной мере зараженные демоническим влиянием.
Здесь же необходимо сразу сказать о проблеме экуменизма - взаимоотношениях Христианства-Православия и всех остальных вероисповеданий. Есть ложный и демонический "неограниченный" экуменизм, утверждающий полную равноценность всех и любых верований. И есть истинный богооткровенный экуменизм, который, несмотря на трезвое признание православным христианином частичной истинности остальных вероисповеданий и религий, решительно утверждает - единственно полноценно истинной религией является Христианство. Или точнее изначальное и традиционное Восточное Христианство-Православие - его догматы и Таинства, каноны и практика духовной жизни.

*******
Если говорить о полноте духовного знания, то абсолютная Истина подвластна только Творцу Вселенной. Когда несовершенное человеческое сознание воспринимает абсолютное знание, исходящее от Бога, оно, даже в самом лучшем случае, создает упрощенные и ограниченные варианты духовно-религиозных учений. Отворачиваясь от Бога-Творца, земной человек действует наоборот и при отрицательном воздействии падших ангелов создает искаженные и ложные демонизированные "религиозные" учения.
До Воплощения Сына Божия богооткровенная Истина наиболее точно отразилась в иудаизме - религии еврейского народа. Но иудаизм был только начальным откровением Единого Бога через праведных людей-пророков, со всеми вытекающими отсюда недостатками. В этом отношении учение Христианства-Православия представляет высшую ступень богопознания и единственное исключение из правил. Это вера "высшего богообшения", «ведущая в вечную жизнь» несмотря на сохранившиеся в христианском мире ветхозаветные искажения.
Все остальные религии, несмотря на различное присутствие богооткровенной Истины, являют собой преимущественно результат человеческого познания Бога. В Христианстве, первый и единственный раз в истории мира, Творец Сам наиболее ясно, близко и понятно открывает Себя человечеству через Воплощенного Сына Божия Господа Иисуса Христа. Можно твердо сказать, что Христианство есть единственно полноценная богооткровенная религия.
Принимая во внимание внешнюю схожесть обрядов, религиозной практики и даже догматов различных религий, бессмысленно доказывать высшую Истину Христианства-Православия в богословских спорах. Тут действует иной принцип, основанный на реальном творении воли Божией. Например, если верующий человек искренне почитает Единого Творца Вселенной и исполняет Его волю, выраженную в десяти ветхозаветных заповедях (создать иные нравственные законы просто невозможно), он непременно поймет и примет учение Сына Божия Господа Иисуса Христа. А неверующему или тому кто поклоняется силам тьмы, это вовсе и не нужно - для них все религии или одинаково являются "результатом чисто человеческой мысли" или ведут к иному злому "властелину".
Провести всесторонний сравнительный нравственно-богословский анализ мировых религий способны немногие духовно и научно образованные люди. Это весьма сложная задача. И одновременно любой мыслящий - верующий и неверующий человек, беспристрастно сравнивающий мировые религии в их практическом отношении к добру и злу, естественным образом приходит к следующему выводу - Христианство есть предельно чистое и эффективное религиозное учение.

*******
В Христианстве-Православии мы находим наиболее важное и одновременно понятное знание о мире, Боге и человеке, доступное для нашего несовершенного ума. Богооткровенное христианское знание лишь отчасти зиждется на познании устройства духовного мира. Истинная вера открывается тому, кто традиционно понимает противостояние добра и зла как борьбу смирения и гордости, любви и эгоизма, праведной и грешной жизни.
Если человек стремится реально познать богооткровенную Истину о Боге, мире и человеке, он изучает Христианство не столько догматически и канонически, в виде богословского знания и видимой церковной жизни, сколько на практике исполнения христианских заповедей. Наилучшая проповедь Христианства также происходит через праведную жизнь самих христиан. Именно такое духовно-мистическое изучение религии дает человеку полноценную возможность познать сущность Творца, созданного Им мироздания и человеческого бытия.
Назначение истинной веры заключается в том, чтобы вести человека путем сознательной праведности к «вечной жизни», помогая избежать суда своих земных дел, легко перейти от земной «смерти в жизнь» и благодатно соединится с Богом. А также по мере сил показать путь к реальному богообщению и богопознанию другим людям.

*******
Многие люди верят в существование некой отвлеченной «высшей силы», неопределенной «космической энергии» и призрачного «духовного» мира, которые лишь отчасти влияют на развитие земного человечества, предоставляя человеку возможность «самому творить свою судьбу». Подобное мировоззрение находится весьма далеко от истинной веры, но зато оно весьма привлекательно для самолюбивого и гордого земного человека.
Обретение истинной - христианской православной веры неотделимо от ясного познания Бога как разумной Личности - средоточия абсолютной Святости, Добра и Любви. Всемогущий, Всезнающий и Всеблагой Творец всегда находится рядом с нами, с любовью заботясь о нашем земном существовании, духовном спасении и благодатном преображении.
Сознательная вера, являющаяся первой из трех основных христианских добродетелей - веры, надежды, любви, лишь в малой мере зиждется на правильном логическом и догматическом знании о Едином Боге Творце. Христианская вера означает живое, непосредственное общение человека с Богом в духе взаимной любви.
Когда верующий начинает исполнять Божественные заповеди, на практике подражая Любви и Святости Творца, вера благодатно приводит его к неискаженному осознанию и всестороннему исполнению спасительной Божественной воли, к освобождению слабого тварного человека от власти смерти и зла, к обретению богоподобной вечной жизни. Настоящий верующий не только верит в бытие Единого Бога на основе правильных догматов. Он неукоснительно творит волю Божию во всех проявлениях духовно-религиозной жизни, направляя свою деятельность духом сознательной святости, бескорыстного добра и самоотверженной любви по отношению к Богу и людям. Имея целью не только личное спасение, очищение и преображение, но также обязательную помощь погибающему человечеству.

1 После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим... 5 Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. 6 Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? 7 Больной отвечал Ему: так, Господи.. 8 Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. 9 И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. 10 Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели... 16 И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу. Ин 5 (1-16)

Вслед за проявлением богооткровенной Истины обычно возникают ее искажения или прямое демоническое противодействие правде Божией. Так у истинной веры появляется ложный «двойник», повторяющий видимый образ традиционной религиозной жизни, но имеющий совсем иную внутреннюю сущность.
Земная жизнь воплощенного Сына Божия Господа Иисуса Христа являет нам высший, вечный пример истинной веры. Тем не менее формально верующие люди, понимавшие служение Богу, как буквальное исполнение обрядового закона и религиозные фанатики, превращавшие богооткровенную веру Израиля в некую национально-религиозную идеологию, постоянно обвиняли Спасителя в нарушении «чистоты» веры.
Христос специально творил чудеса, исцеляя неизлечимых больных в день субботы, посвященной духовному творчеству. Тем самым, Господь ясно показывал верующим сущность истинной веры, ее подлинный смысл и настоящую цель. Большая часть израильтян, представляла субботнее поклонение Богу в виде совершение храмового богослужения и безукоризненного соблюдения обрядового закона, хотя данные признаки веры являются второстепенными. Мало кто осознавал веру, как искреннее исполнение Божественных заповедей, выраженное в праведной жизни, в творчестве бескорыстного добра и самоотверженной любви по отношению к людям.

*******
Учение Богочеловека Иисуса Христа является полноценным откровением воли Единого Бога Творца Вселенной. Когда верующий человек «не просто верит» в бытие Божие, а искренне призывает Единого Бога и действительно исполняет волю Небесного Отца, он естественным образом признает необходимость практического воплощения заповедей Сына Божия.
Главными качествами Творца, наиболее понятными и близкими земному человеку, являются Его абсолютная Святость, то есть чистота от зла, и Его самоотверженная Любовь, делающая всё для нашего блага. Мы не можем подражать Богу в Его абсолютном знании и творческой силе, которые, тем не менее, становятся доступными человеку по мере его благодатного обожения. Для земного человека наиболее важно другое - личное освобождение от власти греха и зла через праведную жизнь, через стяжание благодатного духа богочеловеческой святости и любви. Очищая себя от власти телесных и душевных страстей, эгоизма и гордости, преображая свою жизнь духом самоотверженной любви к Богу и людям, христианин напрямую общается с Богом и познает Его Сущность, обретая неискаженное знание истинной православной веры.

*******
Подлинный смысл и цель истинной христианской веры заключаются в достижении человеком сознательного богоподобия. Праведная жизнь, реализуемая в духе любви к Богу и людям, благодатно соединяет человека с Творцом и делает его богочеловеком, преображая «просто верующего» в истинного христианина. Христианство вовсе не отменяет видимый религиозный закон, признавая роль и значение Священного Писания и Священного Предания, догматов и канонов, храмовой дисциплины и церковных Таинств, земной церковной организации и священства, проповеди и миссионерства, молитвы и поста, обрядового уклада жизни и православных обычаев. Но данные средства духовного развития должны занимать подобающее им место, не претендуя на главенствующее значение.
Соборный опыт Церкви, формирующий религиозную практику христианской жизни, предоставляет верующему все необходимые, весьма полезные средства для исполнения воли Божией. Однако средства спасения можно применять самым различным образом, в том числе и вопреки воле Бога, что хорошо видно на примере ветхозаветного фарисейства. Православные верующие также нередко принимают «инструменты» религиозной жизни за некое «волшебное средство», с помощью которого верующий якобы должен «угождать» Богу, буквально «выторговывая» себе земные блага и спасение души.
Нормальный христианин обязательно исповедует православные догматы, исполняет каноны и обряды, ходит в храмы и поступает по Божественным заповедям, молится и принимает Таинства Церкви для того, чтобы с благодатной помощью избавиться от власти зла, стать на путь праведной жизни, спасти свою душу и научить творить волю Божию окружающих людей. Это и есть основное отличие истинной богооткровенной веры от ее лживых, искаженных вариантов –фарисейства и магического обрядоверия, которые создаются гордыми и злыми грешниками под влиянием демонических сил на погибель души верующих, для ослабления и разрушения земной Христианской Церкви.

17 Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю. 18 И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу. 19 На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также. 20 Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь. 21 Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. 22 Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, 23 дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его. 24 Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Ин 5 (17-24)

2. Если человек не хочет принимать знание истинной христианской веры, он не поверит ни догматическому учению Православия, ни соборному опыту Церкви, ни явному Божественному откровению, ни чудесным делам, совершаемым Его праведными посланниками.
Фарисеи не признавали Христа Сыном Божиим, оправдывая себя тем, что земной человек якобы не имеет права даже думать о подобии человека Творцу. Одновременно они странным образом были уверены в своей обрядовой «святости» настолько, что буквально "торговались" с Творцом насчет "награды" за обрядовое благочестие.
Есть всего одна единственно стоящая причина отрицания православного учения. Подлинная причина подобной духовной «слепоты», целенаправленной отвергающей спасительный Божественный Промысел, заключается в гордой человеческой греховности, которой Бог и Его заповеди просто напросто мешают жить в свое удовольствие. Люди, искренне служащие Богу, наоборот "слушаются" голоса Божия. Именно поэтому они признают учение истинной веры, благодатно "знают" Бога и идут в жизнь вечную путем праведной жизни.

"Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления, и была зима. 23 И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом. 24 Тут Иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо. 25 Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне. 26 Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам. 27 Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. 28 И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. 29 Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего. 30 Я и Отец - одно. 31 Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его. 32 Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями? 33 Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом. 34 Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги? 35 Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, -- 36 Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий? 37 Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; 38 а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем". Ин 10 (22-38)

Христианское знание только с виду кажется сложным, непонятным и противоречивым. Учение Христа легко познается смиренным, добрым и праведным верующим. Земной человек может и должен становится «богом» по дару благодати, но для этого необходимо искренне творить волю Божию, а не просто «ходить в храм» в житейских и духовных проблемах.
Сознательный, смиренный и добрый верующий, с помощью Божией легко отличает религиозную Истину от ее ложных, внешне похожих двойников. Христианская жизнь есть органичное соединение религиозной теории и практики. «Творить дела Божии» - значит верить откровению Божественного Промысла, а верить Богу - значит жить по заповедям Творца.
Когда люди впервые сталкиваются с познанием духовного смысла жизни, они обычно задаются вопросом: «что значит жить по православной вере, согласно христианским заповедям?». И тут из-за греховности человека начинается путаница и "бросание в крайности". Одни верующие стремятся к каким-то особым обрядам и делам, якобы дающим гарантированное спасение души. Другие наоборот утверждают, что нас спасают не дела, а только «чистая вера» в бытие Единого Бога.
Сын Божий Господь Иисус Христос ясно говорит о нераздельности знания о Боге, веры и духовной практики. Истинная вера неразрывно совмещает правильное догматическое знание и исполнение воли Творца в конкретных делах праведной жизни. Знание о Боге и полное доверие-вверение себя Творцу, благодатное богообщение и «дела Божии» - искреннее исполнение заповедей Творца, не существуют по отдельности. Если православный человек желает обрести подлинную веру благодатного богообщения и богопознания, и стать настоящим христианином, он обязан принять и до конца жизни воплощать на практике данное правило.

*******
Господь открывается человечеству и каждому человеку при каждом удобном случае. Творец абсолютно бескорыстно показывает людям прямой путь истинной веры, приводящий к спасению души и ее благодатному обожению. Для познания Бога и обретения христианской веры, человеку необходимо добровольно ответить на Божественный призыв, сделав благоприятный выбор пути праведной жизни для собственного блага.
Однако многие люди сознательно делают противоположный - ложный и губительный выбор в сторону гордости и самолюбия, решительно отказываясь творить волю Божию. И неважно, каким обличьем прикрывается поклонение злу - идет человек путем грешной мирской жизни или притворяется верующим, формально принадлежа к земной церковной организации. Грешный - злой и гордый человек, так или иначе, не желает слушать голос Божественной Любви, отвергая слова и дела Божественного откровения, посылаемого в мир через Христианскую Церковь и ее праведных служителей.
Потворствуя религиозной гордости, самолюбивые ветхозаветные фарисеи гнали посланных Богом пророков. В завершение они отвергли Воплощенного Сына Божия и Спасителя мира Господа Иисуса Христа. Страшно и горько видеть, как подобные ситуации создаются теперь уже «православными» фарисеями. Впрочем удивляться тут нечему, поскольку выбор истинной веры в любые времена ставит человека перед отречением от гордого самолюбия, перед добровольным принятием творчества праведной жизни и смиренной любви, который многие не выдерживают или вернее не хотят принимать по своей греховности.

*******
Принятие истинной веры налагает на христианина величайшие труды и обязанности по ее практическому исповеданию, которое весьма неприятно грешному человеку. Мы фактически не хотим исполнять волю Божию. Отсюда проистекает тот печальный факт церковной жизни, когда человек осознает спасительную необходимость веры, оставляет мирскую жизнь, приходит в Церковь и в итоге все равно не отрекается от удовлетворения телесных страстей, эгоизма и гордости, прикрывая свои грехи лицемерным обрядоверием.
По сути дела подобный «верующий» так и остается грешником, который сам губит свою душу. Его даже нельзя назвать верующим, потому что Христианство и христианская жизнь твердо призывают нас к благодатному очищению и обожению человеческого естества. Богу не нужны формальные обряды и чисто логическое признание Божественного бытия, которое само по себе духовно бесполезно, ибо даже падшие ангелы-бесы «веруют и трепещут». Христианин принимает учение Христа для того, чтобы с Божией помощью подражать Сыну Божию, преображаясь в обоженного богочеловека, с любовью творящего волю Небесного Отца. Это и есть настоящая вера, которая учит человека исполнять Божественные заповеди с полным доверием и любовью к Богу, которая дарует нам спасение души и помогает спасению мира.
Божественное откровение действует на земле преимущественно через праведных творцов Божественной воли. Через поведение христианина в смысле творчества богочеловеческой святости и любви по отношению к Богу и людям, Господь неограниченно посылает верующему благодатную силу Святого Духа, изменяющую самого человека и окружающий его мир.
Только вера, основанная на праведном служении Богу и людям, дает человеку возможность обрести верное спасение души. Добровольно отрекаясь от грешной жизни, верующий входит в вечную жизнь уже здесь на земле, активно уничтожая личную греховность творчеством бескорыстного добра. Это единственный путь ведущий к победе над злом и смертью, к обретению вечной жизни с Богом. Бог спасает любого и каждого человека, но происходит это только в том случае, если верующий добровольно стремиться к спасению, смиренно и бескорыстно принимая спасительную волю Творца.

"Итак, когда народ увидел, что тут нет Иисуса, ни учеников Его, то вошли в лодки и приплыли в Капернаум, ища Иисуса. 25 И, найдя Его на той стороне моря, сказали Ему: Равви! когда Ты сюда пришел? 26 Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. 27 Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог. 28 Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии? 29 Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал. 30 На это сказали Ему: какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что Ты делаешь? 31 Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть. 32 Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. 33 Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. 34 На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб. 35 Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда. 36 Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете. 37 Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон, 38 ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. 39 Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день. 40 Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. Ин 6 (24-40)