Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Вера православная

ОДНОЙ ГОРДОСТИ ДОСТАТОЧНО, ЧТОБЫ ПОГИБНУТЬ.

Однажды преп. Паисия Великого спросили, какая добродетель самая высокая. Он ответил: «Та, которая совершается тайно, и никто не знает о ней».

Гордость не выражается только в одной внешней надменности, в презрении к другим и в осуждении неприятных нам людей. Гордость имеет множество тонких и едва уловимых проявлений. Когда на нас косо посмотрят или скажут какое-нибудь оскорбительное слово, и нас это заденет, открывается, что мы горды. Когда к нам не проявят ожидаемого внимания, пройдут мимо, и мы вознегодуем в своей душе, – то опять проявляем гордость. Когда желаем слышать что-нибудь хорошее о каких-либо наших поступках или качествах, – снова нами руководит гордость. Когда Господь смиряет нас через какие-то обрушившиеся несчастья, а мы недовольны судьбой и ропщем на Бога, – и тут нас гнетет гордость, потому что мы считаем себя достойными лучшей участи.

Тот, кто себя судит честно, должен признать, что мы просто сотканы из тщеславия, самолюбия и гордости. Совсем не можем понести, если о нас скажут плохо или, не дай Бог, оскорбят в глаза. Напротив, мы жаждем почитания и уважения. Во всем хотим блеснуть: отовсюду ожидаем восхищения и похвалы.

Гордость является пружиной даже и нашей духовной жизни. Когда мы молимся, постимся, подаем милостыню или говорим о Боге, мы желаем услышать похвалу себе самим. И этим выдаем, что и добрые дела, которые совершаем, – от гордости, которую, может быть, мы и не осознаем. Но добродетели без смирения – фальшивые алмазы, негодные для Царствия Небесного.

Рассказывали об одном монахе, что он много постился и изо всех сил подвизался, пока жил среди братии в общежитии. Но когда удалился в пустыню якобы для более усердного подвига, впал в расслабление. Однажды его посетили некоторые монахи и, заметив в нем перемену, спросили: «Почему в монастыре ты столько постился, а здесь оставил свой подвиг?» – «Потому что там было кому посмотреть на меня и похвалить меня за мое усердие, – ответил тот, – тут же нет никого».

Не так ли и у нас? Не служат ли зачастую и у нас гордость, честолюбие, жажда похвалы скрытыми двигателями наших стремлений к добродетелям? А если это так и мы имеем видения, то какими же они могут быть, если не сатанинскими?

Св. Иоанн Лествичник рассказывает следующий случай: один мудрый старец духовно поучал некоего брата не гордиться. А тот, ослепленный, сказал ему: «Прости, отче, но я совсем не горд!» На что мудрый старец возразил: «Чем, сыне, яснее можешь доказать, что ты горд, как не тем, что утверждаешь: я не горд!»

Гордость – это не такой грубый грех, который можно заметить всегда. Гордость может скрываться и в лучших проявлениях смирения. Человек может любоваться тем, что поступает смиренно и имеет славу смиренного. Одним словом, человек может гордиться своим смирением, не замечая, что движется в порочном круге. Он может иметь честнейшие намерения спасти свою душу, может искренне стремиться избавиться от гордости. Но из-за духовной неопытности и неведения может, бегая гордости, возгордиться, что достиг смирения, т. е. выйдя из одной точки круга, обогнув его, вернуться в нее же.

Такова трагедия всех, которые подвизаются не по правилам (см.: 2 Тим. 2, 5), а бьют так, чтобы только бить воздух (1Кор.9:26). И молитвы, и пост, и добрые дела, и все подвиги таких людей бывают напрасными. Потому что через эти подвиги они не стремятся достигнуть глубин смирения, где бьют источники благодати, но незаметно увлекаются миражами пиков высокомерия, где веют холодные ветра духовной смерти.

Некий брат пришел к авве Серапиону. Старец предложил ему, по принятому среди монахов обычаю, сотворить молитву. Но гость отказался, назвав себя грешным и недостойным монашеского звания. Старец хотел умыть ему ноги. Но тот не допустил его, отказываясь с теми же словами. Тогда авва предложил гостю разделить с ним его скромную трапезу, и когда они трапезничали, старец начал с любовью говорить: «Сын мой, научись сидеть в своей келье и внимать себе. Потому что частое перехождение с места на место не может принести тебе никакую пользу, в отличие от безмолвия». Услышав это, брат так резко переменился, что выразившееся на его лице огорчение не могло укрыться от старца. Тогда авва Серапион сказал ему: «До этого момента ты назывался грешником и говорил о себе самом, что недостоин и жизни, а когда я с любовью сказал тебе о том, что для тебя полезно, ты сразу обиделся. Если хочешь приобрести истинное смирение, научись мужественно переносить все оскорбления, которые тебе наносят ближние, а не облекайся в праздное смиреннословие». Брат, услышав это, попросил прощения у старца, осознал ошибочность своего мнения и получил большую духовную пользу.

Здесь можно привести прекрасные слова св. Иоанна Лествичника: «Не тот проявляет смиренномудрие, кто осуждает себя (потому что кто же не понесет укор от самого себя?), но тот, кто, будучи укорен другим, не уменьшает к нему любви».

Архимандрит Серафим (Алексиев) .

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем

    Новости Елицы

    Сообщество