Настоящий подарок с любовью и заботой! Подарите вашему близкому Именной Сертификат о том, что за него была подана записка и отслужен Молебен о его Здравии и Благополучии всем Святым в Даниловом монастыре. Подать записку на молебен и получить Сертификат. Пример Сертификата можно посмотреть ЗДЕСЬ

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

День в истории

335 лет назад были казнены лидеры старообрядческого раскола

14 (27 по новому стилю) апреля 1682 года в городе Пустозерске были казнены через сожжение идейные лидеры и вдохновители раскольников-староверов протопоп Аввакум (Кондратьев), инок Епифаний, священник Лазарь и диакон Феодор (Иванов).

Казнь через сожжение была проведена по настоянию патриарха Иоакима, сменившего низложенного на Соборе 1666 года патриарха Никона, против церковных реформ которого выступали старообрядцы. Однако сама эта идея принадлежала Лазарю, священнику города Романова-Борисоглебска, который, выступая на Соборе, в присутствии вселенских патриархов предложил «взойти на костер для доказательства правоты старой веры», однако тогда власти не позволили ему сделать это.

Противостояние старообрядцев и церковных реформаторов началось в феврале 1653 году, когда патриарх Никон единоличным циркуляром объявил об отмене земных поклонов в великопостной молитве Ефрема Сирина и о замене двуперстного крестного знамения на трехперстное. Патриарх Никон, пользуясь своей властью и покровительством при дворе царя Алексея Михайловича, начал проводить репрессии против ревнителей старой веры. Протопоп Аввакум подвергся гонениям первым – в августе 1653 года он был отправлен в ссылку в Андроньев монастырь, а через месяц - в Тобольск; в 1655 году в Тобольск был сослан и священник Лазарь. Однако обличительные проповеди, рассылаемые ссыльными священниками, привлекали большое количество людей к борьбе против никоновских нововведений.

В ноябре 1665 года протопоп Аввакум и иерей Лазарь были привезены в Москву, чтобы быть заслушанными на Соборе 1666 года. Они продолжали свидетельствовать о необходимости сохранения старой веры и обличать реформы Никона. На стороне старообрядцев выступали и приглашенные в качестве свидетелей диакон Феодор и инок Епифаний. Тем не менее, Собор поддержал нововведения патриарха Никона, а священнослужители-старообрядцы были расстрижены и снова сосланы, на этот раз в заполярный город Пустозерск, где были посажены в земляную тюрьму. По преданию, во время заключения они подвергались пыткам и истязаниям; в августе (сентябре) 1667 года Епифанию, Лазарю и Феодору были усечены языки, однако они чудесным образом отросли снова. В апреле 1670 года Лазарю повторно был отрезан язык, а также отрублена правая рука.

Несмотря на перенесенные мучения, заключенные продолжали проповедовать старую веру и призывать к борьбе с церковными реформами. По настоянию патриарха Иоакима, 14 (27) апреля 1682 года, в Страстную Пятницу, Аввакум, Епифаний, Лазарь и Феодор были сожжены в срубе в Пустозерске. При казни присутствовало множество народа. Умирая, Аввакум высоко поднял руку с двуперстным крестным знамением и закричал: «Будете этим крестом молиться – во веки не погибнете!» Многочисленные свидетели утверждали также, что видели «из сруба пламенем отца Епифания на воздух вознесена вверх к небеси», чем объяснялось отсутствие останков инока Епифания на пепелище.

В Русской Старообрядческой церкви казненные мученики причислены к лику святых: Аввакум, Лазарь и Феодор – как священномученики и священноисповедники, Епифаний – как преподобномученик и исповедник. Официальная канонизация состоялась в 1916 году, однако уже в августе 1912 года в заволжском мужском Спасо-Преображенском монастыре епископом нижегородским Иннокентием был освящен придел во имя святых мученик и исповедников протопопа Аввакума, иерея Лазаря, диакона Феодора и преподобномученика Епифания. При этом, первые иконописные изображения священномученика Аввакума появились у старообрядцев в конце XVII века, а первая служба святым исповедникам и новым российским страдальцам была составлена в начале XVIII века.

В 1991 году в селе Григорово Большемурашкинского района Нижегородской области, на родине Аввакума, священномученику был поставлен памятник, а в 1993 году в селе Большое Мурашкино старообрядческим митрополитом московским и всея Руси Алимпием был освящен храм во имя священномученика и исповедника Аввакума.

Источник: Старообрядчество : лица, события, предметы, люди. М., 1996. 318 с.