Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

СОБОР ВСЕХ СВЯТЫХ В ЗЕМЛЕ ПЕРМСКОЙ И НА УРАЛЕ ПРОСИЯВШИХ. УРАЛЬСКИЕ ПОДВИЖНИКИ ВЕРЫ И БЛАГОЧЕСТИЯ

Иеромонах Феофан в миру Адаменко Василий Иванович

Феофан (Адаменко Василий Иванович)
Год рождения 1884
Место рождения Кубанская о., Армавирский округ, ст-ца Попутная
иеромонах
Родился в семье бедного кубанского казака. Закончил одноклассное училище.
С малых лет был очень религиозен. В юности был период бурных исканий смысла жизниСлужение
Одесская епархия
Должность книгоноша
Год начала 1909
Год окончания 1910
Путь его определился, когда Василию не было и 20 лет. Однажды он зашел в станичный
храм, где настоятелем служил о.Николай Полянский. Обратив внимание на юношу, он
пригласил его для беседы и посоветовал идти на миссионерские курсы в Одессе.
В 1909г. Василий выехал в Одессу, имея склонность пойти по духовному пути,
был принят в Одесскую епархию книгоношей
Одесская епархия
Должность псаломщик
Год начала 1910

Образование
курсы противосектантских миссионеров
Во время учения Василий жил на подворье Афонского Андреевского монастыря.
После курсов был сначала внештатным миссионером
Служение
Кубанская о., г.Армавир
Должность миссионер
Во время миссионерской работы на Кавказе у Василия Ивановича возникла идея
перевода богослужения на русский язык.
В 1908г. он писал с просьбой о благословении о.Иоанну Кронштадтскому, ответа не
получил, но почувствовал молитвенный ответ. Впоследствии (в 1918–1919гг.) просил
благословения и у Патриарха Тихона, но тот сказал: "Разрешить не могу, делай на
свой страх и риск"
Одесса
Должность миссионер
Год окончания 1916
Рукоположение
диакон
1916
День 13
Месяц 3
иерей
1917
День 13
Месяц 3
Служение
Одесса
священник
Год начала 1917
Месяц начала 3
Год окончания 1917
Месяц окончания 9
В конце июля 1917г. о.Василий возбудил ходатайство перед Кубанским епископом о
переводе его из Одессы на родину — на Кубань. В сентябре 1917г. о.Василий
был назначен священником-проповедником в г.Екатеринодаре, в обязанности которого
входили разъезды по станицам для беседы с инакомыслящими. Как миссионер, он
хотел примирить два враждующих лагеря: казаков и иногородних
Екатеринодар (Краснодар)
священник
Должность миссионер
Год начала 1917
Месяц начала 9
Последнее время у о.Василия был миссионерский вагон с походной церковью. Во
время своего миссионерского служения пользовался огромным успехом, проповедовал
иногда под открытым небом, перед огромной толпой
Екатеринодар, Ильинская церковь
священник
Должность миссионер
Год окончания 1919
В 1918г. за свою миссионерскую деятельность был преследуем властью белых, ибо
весьма резко протестовал против проводимых ими гонений, всегда сочувствовал
беднейшему классу, и вся его работа была направлена на защиту исключительно
этого сословия. Во время миссионерской работы у о/Василия возникла идея перевода
богослужебных книг на русский язык
Аресты
Екатеринодар
Год ареста 1919
Места заключения
Нижний Новгород, исправительный дом
Год начала 1919
После исправительного дома работал в Сормове, оформлял и выдавал пропуска на
железнодорожные билеты. В Сормове стихийно возникли первые диспуты. Вскоре
о.Василию было предложено выступать на официальных диспутах. Его выступления
пользовались громкой славой. Участвовал в диспутах в Москве. Однажды был
диспут: докладчик — Луначарский, оппонент — Введенский. Выступление о.Василия
вызвало восторг зала. Луначарский, проходя мимо него, обнял и сказал: "Ты
победил меня"
Служение
Екатеринодар
священник
Должность миссионер
Год окончания 1920
День окончания 11
Месяц окончания 12
После отступления Белой армии о.Василий остался в Екатеринодаре, продолжая
свою миссионерскую деятельность
Аресты
Екатеринодар
Год ареста 1920
День ареста 11
Месяц ареста 12
Арестован и решением КубчерЧК направлен в Ростов-на-Дону.
После ареста о.Василия граждане г.Екатеринодара неоднократно направляли прошение
предревкому Кубчерревкома с просьбой об освобождении священника под их поручительство
Осуждения
ПП ВЧК на Кавказе
22 /04 /1921
Приговор 3 года высылки
Места заключения
Центральные губернии России, г.Цярка (Цярку?)
Год начала 1921
Служение
Нижний Новгород, Ильинский храм
священник
Год окончания 1924
В 1920-е годы о.Василий примыкает к обновленцам.
В Ильинском храме о.Василием была создана община и сделаны следующие нововведения:
богослужение на русском языке, общая исповедь (для часто исповедующихся),
частое причащение, соборование каждый пост. Служба была ежедневной, утром и
вечером, часты были ночные службы. Вся литургия служилась при открытых дверях,
все священнические молитвы о.Василий произносил вслух. Хора не было, общее пение.
Переводились богослужебные книги; Библия не переводилась.
Были переведены на русский язык Служебник, сборник суточных церковных служб,
Требник. Переводы осуществлялись самим о.Василием, лицами, не принадлежащими
общине и членами общины. Переписка, перепечатка, редакционная и издательская
работы осуществлялись членами общины. Печатали в тюремной типографии. Члены
общины вели корректорскую работу и иногда участвовали в наборе текста.
Это было единственным в обновленческом стане, действительно заслуживающим
внимания переводческим опытом. Особенностью переводов о.Василия является то,
что он знает и активно использует опыт предшественников. Он успел издать
переводы трех литургий, всенощного бдения, Требника, ряда молитвословий из
Триоди и Минеи. В рукописях остались переводы большого числа служб (почти
целиком была переведена Служебная Минея с апреля по июнь), акафистов,
последований архиерейского богослужения. Местонахождение этих переводов
неизвестно.
Деятельность о.Василия вызывала неодобрение обновленцев, обновленческие
"епископы" ставили перед собой задачу закрыть храм и удалить о.Василия
Рукоположение
монах
Феофан
1924
В 1924г., после того, как жена о.Василия, не выдержав аскетического уклада
жизни о.Василия, забрав детей, а их было шестеро (дети тоже порвали
с отцом), о.Василий принимает монашество с именем Феофан
Служение
Нижний Новгород, Ильинский храм
иеромонах
Год начала 1924
Год окончания 1931
В октябре 1925г. принимает активное участие в дискуссии о языке
в работе обновленческого "Собора III", выступает с речью в защиту реформ
церковной жизни и, в частности, о введении в практику богослужения русского языка,
как самую полезную меру для возвращения в лоно церкви православной отступников,
сектантов и неверующих.
3 февраля 1927г. произнес речь "Сектантство и борьба с ним" на Всесоюзном
Миссионерском Съезде в Москве. Эта речь была опубликована в Вестнике Священного
Синода Православной Российской Церкви, N 7–8, 1927г.
Желая вести службу на русском языке, примкнул к обновленчеству,
но потом увидел, что почти все обновленческое духовенство ищет мирского,
а не духовного и даже вовсе не религиозного и в 1931г. принес покаяние
в обновленчестве митрополиту Сергию (Страгородскому), который с 1924г. занимал
Нижегородскую кафедру и поддерживал о.Василия, а также благословил совершаемое
им богослужение на русском языке и некоторые особенности богослужения, как-то:
отверстие царских врат, чтение Св. Писания лицом к народу (как в греческой
церкви) и, "в виде исключения, чтение тайных молитв во всеуслышание"
Аресты
Нижний Новгород
Год ареста 1931
День ареста 9
Месяц ареста 12
Места заключения
Пермская о., Красновишерский р., с.Суянки
Год начала 1932
Пермская о., Красновишерский р., с.Чердынь
Год окончания 1934
Места проживания
Владимир
Год начала 1934
О.Василий, не имея права проживания в десяти крупнейших городах страны (минус 10)
прописался во Владимире, но жил в Нижнем Новгороде у своих духовных чад
Нижний Новгород
Год начала 1934
Год окончания 1935
День окончания 9
Месяц окончания 12
26 января 1935г. о.Василий получил
письменное благословение Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита
Московского Сергия (Страгородского) на совершение богослужения на русском языке
Аресты
Нижний Новгород
Год ареста 1935
Обвинение при аресте "совершение богослужения 1 мая 1935г."
Арестован вместе с митрополитом Евгением (Зерновым), священниками Николаем
Македонским и Петром Новосельским
Осуждения
Особое Совещание при НКВД СССР
04 /11 /1935
Обвинение "пропаганда к/р направленности против мероприятий советской власти"
Статья ст.58–10 УК РСФСР
Приговор 3 года ИТЛ
Места заключения
Казахстан, г.Караганда, Карлаг
Год начала 1935
Год окончания 1937
День окончания 16
Месяц окончания 10
В октябре 1937г. в Карагандинском лагере против группы духовенства и мирян,
в которую, помимо о.Василия, входил также епископ Елецкий Сергий (Зверев),
было возбуждено новое уголовное дело
Аресты
Казахстан, г.Караганда, Карлаг
Год ареста 1937
День ареста 16
Месяц ареста 10
Был арестован на том основании, что "отбывая наказание в Карлаге Адаменко В.И...
в составе группы бывших священников участвовал в организации "истинно-православной
церкви". На допросах о.Феофан "виновным себя не признал, участия же в собраниях
и религиозных обрядах не отрицал"
Осуждения
тройка при УНКВД по Карагандинской обл.
20 /11 /1937
Обвинение совершение тайных богослужений
Статья ст.58–10, 58–11 УК РСФСР
Приговор высшая мера наказания — расстрел
Групповое дело "Дело архиепископа Сергия (Зверева), иеромонаха Феофана (Адаменко) и др. Карлаг, 1937г."
Архив УДКНБ РК по г.Алматы и Алматинской обл. в г.Талдыкоргане. Д.0594.
Все заключенные, проходящие по этому делу, были приговорены к расстрелу и
приговор был приведен в исполнение
Кончина
1937
расстрел
Место Казахстан, Карлаг
По одному делу вместе с иеромонахом Феофаном были расстреляны и погребены
в безвестной общей могиле архиепископ Елецкий Сергий (Зверев), священник
Василий Краснов, протоиерей Николай Александрович Романовский со своим сыном
Антонием, а также Георгий Николаевич Юренев