Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Православная литература. Читаем вместе.

1. Человек и духовный мир

Вхождение современного человека в духовный мир.
В современном мире сосуществует большое количество разнообразных вероисповеданий и религиозных учений. Духовно неопытный человек, будучи не в силах разобраться в их истинности и ложности, защищается от них, и такая защитная реакция может привести к атеизму, который является не столько отрицанием бытия Божия и реальности духовного мира, сколько попыткой устраниться от проблемы выбора. Однако отрицание и попытка игнорирования духовных реалий не защищают человека от воздействия на него духовного мира. “Всюду, где человек пытается замкнуться от трансцендентной реальности, жить только в себе и из себя самого, силою своего субъективного произвола, – писал философ С.Л. Франк, – он именно в силу этого гибнет, становясь рабом и игрушкой трансцендентных сил – именно темных, губительных сил. И притом именно в этом положении, в опыте рабства, подчиненности чуждым силам, с особенной болезненностью и жуткостью узнается чистая трансцендентность – сверхчеловечность и бесчеловечность – этих сил. Ибо именно тогда, когда трансцендентная сила как бы насильно врывается в замыкающийся от нее и мнимо замкнутый внутренний мир чистой субъективности, она врывается как чуждая, враждебная, порабощающая нас, чисто трансцендентная нам сила, которая лишена успокои-тельного, утешительного момента ее имманентности мне самому, ее интимного сродства со мной и сопринадлежно-сти глубочайшему средоточию моего личного бытия” (4.405).
Другая реакция на обилие существующих конфессий связа-на с признанием реальности духовного мира и стремлением расширить рамки своего осознанного бытия за пределы ви-димого материального мира. Условно ее можно назвать “практическим идеализмом”, поскольку отсутствие знаний о духовном мире, и тем более отсутствие духовного опыта у большинства наших современников делают их беззащит-ными перед разрушительными демоническими силами, ко-торые, часто маскируясь под светлые ангельские образы, приносят непоправимый вред психическому и душевному здоровью человека.
Все попытки как теоретического, так и практического освоения духовного мира можно систематизировать в две группы: религиозный и псевдорелигиозный путь вхождения в духовный мир.

Религия и её основные признаки
Слово “религия” имеет два основных значения – благогове-ние и соединение. Таким образом, религия понимается как таинственный духовный союз, живое, благоговейное едине-ние человека с Богом. Профессор А.И.Осипов приводит признаки, без которых (или хотя бы без одного из них) ре-лигия теряет самое себя, вырождаясь в шаманство, оккуль-тизм, сатанизм и так далее.
Первым и главным признаком является исповедание лично-го, духовного Начала – Бога, являющегося источником (причиной) бытия всего существующего, в том числе и че-ловека. По христианскому учению, Бог Триипостасен, Он есть Любовь (1Ин. 4, 8), и “мы Им живем и движемся и су-ществуем” (Деян. 17, 28). Бог есть конечная цель духовных устремлений человека. Этим признанием религия принци-пиально отличается от тех мировоззрений, в которых выс-ший идеал реально не существует, а является не более как теоретической моделью, продуктом разума, его надежд и мечтаний.
Важнейшим элементом, присущим религии, является убеж-дение в том, что человек способен к духовному единению с Богом. Это единение осуществляется через веру, под кото-рой подразумевается не просто убежденность в существо-вании Бога, но особый характер всей жизни верующего, со-ответствующий догматам и заповедям данной религии.
Указанный элемент неотделим в религии от ее учения о том, что человек принципиально отличается от всех других творений, что он есть существо не просто биологическое, но, в первую очередь, духовное и обладает не только телом, но и душой – носительницей личности, ее ума, сердца (ор-гана чувств), воли. Отсюда проистекает в религии учение о загробном существовании человека. В христианском От-кровении находим даже существенно большее – учение о всеобщем телесном воскресении и вечной жизни, придаю-щее земной человеческой жизни полноценный смысл. Именно в решении вопроса о конечной цели и смысле жиз-ни с наибольшей очевидностью обнаруживается в человеке его духовная ориентация: избрать ли веру в Бога и вечную жизнь, веру в правду, добро и Истину, хотя бы их нигде не осталось на земле, с вытекающим отсюда законом нрав-ственной ответственности за все свои деяния, или остано-виться на вере в окончательный и абсолютный закон смер-ти, перед которой не только бессмысленны все идеалы и все противоборство между добром и злом, истиной и ложью, красотой и безобразием, но и бессмысленна сама жизнь. В любом случае знания, принуждающего его к выбору, человеку не дано. Выбором веры человек свидетельствует о том, к чему он свободно стремится и, следовательно, кто он есть и кем может стать.
Важным признаком религии, прямо вытекающим из преды-дущих, является утверждение первичности для человека ду-ховных и нравственных ценностей по сравнению с ценно-стями материальными.
Немаловажно отметить также, что религия – это не средство особой терапии от заболеваний физических, нервных, психических и так далее. Ее цель другая – сделать человека человеком, исцелив его от нравственных и духовных недугов (страстей), которые являются причинами всех бед человеческих, соединить его с Богом (обожить), ввести в жизнь вечную.
Необходимо указать и на наличие культа как совокупности всех богослужебно-обрядовых правил и предписаний, при-сущих религии. Богослужение Православной Церкви со-ставляют молитвословия и священнодействия, которыми православные христиане выражают Богу свои чувства веры, надежды и любви и посредством которых они входят с Ним в таинственное общение и получают от Него благодатные силы для святой жизни.
Сформулировав основные признаки религии как мировоз-зрения, А. И. Осипов подчеркивает, что все они являются лишь той необходимой формой, в которой содержится дей-ствительная ценность религии. Она не только отвечает на вопрос о смысле жизни, но и являет этот смысл с порази-тельной силой в душе каждого, полноценно вступившего на религиозный путь жизни, что и выразил апостол Павел словами: “Не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его” (1 Кор. 2, 9). Достигая единения с Богом, человек тем самым приобретает и ведение Истины, и созерцание ее нетленной Красоты, и познание сущности всех творений. Существо религии, таким образом, коренится в идее Богообщения. (2.10-13)
Церковь Христова – новый Ноев Ковчег
Теоретическое и практическое освоение духовного мира мы будем рассматривать только в рамках религиозной жизни. И не просто религиозной, а православной, церковной жизни. В Церкви происходит Богообщение, соединение человека с Богом. “Церковь, – говорит архимандрит Платон (Игумнов), – не только существующая историческая и культурная реальность. Это нечто большее. По сакраментальной сущности Церковь – это дело Божие, особый замысел Бога о мире, божественная реальность, которая придает жизни мира и высший смысл, и оправдание, и ценность.
По определению митрополита Филарета Московского, Цар-ство Божие включает в себя три сферы бытия: Царство Природы, Царство Благодати и Царство Славы. Церковь Христова с ее учением, с ее благодатными таинствами и с ее сакраментальной духовной жизнью есть Царство Благодати. Это Царство уже наступило, и мы живем в нем. И сейчас все должно быть освящено Божественной благодатию, все должно получить свое оправдание и смысл, все должно быть приведено к Богу. Но Царство Благодати – это еще не будущее Царство Славы, которое должно явиться в своем эсхатологическом завершении. Все творение, все человечество находится между двумя онтологическими пределами – между творением и обожением. Творение – это начало, обожение – это конец. И, чтобы достичь этого конца, в поток человеческой истории включается Церковь. Творение завершено, и сейчас идет обожение мира.
Церковь Христова – это новый Ноев ковчег. Если в ветхоза-ветном ковчеге произошло спасение жизни твари и челове-ка, то в Церкви Христовой, в этом новом Ноевом ковчеге, происходит их таинственное обожение: входит волк, а вы-ходит агнец; влетает орел, а вылетает горлица” (1. 30-31).
Православие, по словам протоиерея С. Булгакова, есть Цер-ковь Христова на земле. Церковь Христова – это жизнь со Христом и во Христе, движимая Духом Святым. На этом основании Церковь можно рассматривать как благодатную жизнь в Духе Святом, или, по встречающемуся иногда вы-ражению, она есть Дух Святой, живущий в человеке (3. 211). Церковь есть Тело Христово, новая тварь, восстанов-ленная Христом, Тело целостного Христа, объемлющего в Себе людей, членов Церкви, имеющая воскресшего Христа своим Главой.
Тайна Личности Господа Иисуса Христа заключается не только в Божественности, но и Богочеловечестве. Христи-анское благовестие свидетельствует не только о восхожде-нии тварного человека до высот Божественности, не только об обожествлении во Христе человеческой природы, но и о снисхождении Божества, Сына Божия, до падшего человека. Поэтому утверждение, что Иисус Христос есть совершенный Человек, что Он при Своем сущностном единстве с Богом Отцом и Богом Духом Святым не только принял человеческое тело, но и человеческую душу, человеческое сознание, человеческую волю, человеческие чувства, что Он в полном и истинном смысле стал, как один из нас, кроме греха, – есть основное положение христианской веры, как и утверждение, что Этот Человек есть Бог. Таким образом, Святая Церковь исповедует, что Христос, Сын Божий, есть Богочеловек. (3. 130)
Не всякому духу верьте…
Сегодня учителям, родителям, да и всем взрослым и юным нужно быть особенно осмотрительными, когда дело касает-ся духовного мира. Надо помнить, что не каждый дух от Бо-га. “Возлюбленные! – восклицает Иоанн Богослов, – не вся-кому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Бо-жия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, кото-рый исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Хри-ста, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух анти-христа, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире… Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге” (1Ин. 4, 1-3, 15).

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама: