Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Вокруг семьи: дети, книги, православие

Читаем Евангелие

"Из десяти верующих личные отношения понадобились только одному. И то – иноплеменнику"

Лк. 17:12-19
"И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.
Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.
Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.
Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?
как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?
И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя".

***

В ближайшее воскресенье в Церкви будет прочитан евангельский рассказ о том, как Господь исцелил десять прокаженных. Одному из них - тому, который вернулся отблагодарить Спасителя, Он ответил: «Вера твоя спасла тебя». Но почему - вера? Разве не чувство благодарности побудило этого человека вернуться ко Христу? Отвечает протоиерей Алексий Потокин:

Бывает вера формальная – так же, как, например, формальное добро или формальная правда. Земные представления о вере таковы: это свод правил, традиция и т.д.
Но вера, которую (как мне кажется) имеет в виду все Священное Писание – и Ветхий, и Новый Завет, - это видение невидимого мира. Внешне человек может быть к нам расположен, улыбчив, вежлив, - но где-то внутри, мы догадываемся, он может быть опасен или злоумышлять против нас. То есть нам открывается нечто невидимое.
Сколько всего мы делаем, когда – не хочется, устали и т.д. Я знаю, какие чувства, мысли, желания сопровождают мои действия, и это - невидимая правда, невидимая очевидность.
Все, что касается невидимых, но зримых вещей, - это вопрос веры. Такие вещи не доказуемы, но они есть.
Сказать «я верю в Бога» означает: я знаю, что Бог есть, я Его видел, только не могу нарисовать или доказать. Я ведь могу знать наверняка, что между мной и человеком есть дружба, могу ощутимо чувствовать, что человек мне доверяет. Это тоже невидимая очевидность: я верю в то, что этот человек открыт для меня.
Вера возможна только в личных отношениях. Если личных отношений нет, то ее можно назвать магией, дурной мистикой, но не верой. И вера никогда не возникает без желания другого. Если другой закрыт для меня, я не «увижу» его. Поэтому Священное Писание мы называем Откровением: Бог хочет, чтобы мы Его знали, беседует с каждым из нас…
В сегодняшнем Евангелии мы читаем о прокаженных. А что такое проказа? Христос говорил, что мы все – единое тело; но бывает, что некоторые органы, части тела отваливаются. Это и есть проказа, и она видимым образом свидетельствует о невидимой правде: мы разваливаемся, живем все врозь – и чем дальше, тем больше. Все болезни, о которых упоминает Евангелие, свидетельствуют о болезни нашей невидимой природы.
У прокаженных этот процесс распада стал явным, очевидным.
Иудейский закон гласил, что прокаженный должен быть отделен от людей. Интуитивно с этим согласен и любой из нас: если я вычислил, что вот этот человек – грешник, злодей, я от него отделяюсь.
Не так Себя вел Христос. Он пришел выручать плохих. Любой погибший человек для Него – это Его поражение, Его несчастье. Это часть Его Самого погибла. И когда Христос говорит прокаженным: пойдите покажитесь священникам, Он напоминает о формальной норме иудейского закона: чтобы вернуться к людям, вы должны пойти к священнику, и он вам даст справку, что теперь можно.
То есть Он их послал на хорошее дело, и те, которые пошли выполнять сказанное, «не потеряют награды своей» (ср.: Мф. 10:42).
Но был среди них человек, не так погруженный в выполнение законов, многие из которых он, иноплеменник, просто не принимал. Он не чувствовал, что предписания закона нужны и важны окончательно; осознавал, что они – только средство, промежуточный этап.
И вот ему открылось, что он – ожил: Некто его помиловал, и теперь он живет, он больше не один. Он вернулся и засвидетельствовал это, сказал: благодарю Тебя за то, что теперь я не одинок. И Христос ему ответил: да, теперь ты никогда не будешь одинок, ты всегда будешь жив вместе со Мной.
Из десяти верующих личные отношения понадобились только одному. И то – иноплеменнику.
Я прихожу ко Христу, и передо мной встает вопрос: что мне нужно от Него? Его "хозяйство" или Он Сам? Это не значит, что я не могу просить для себя чего-то из Его "хозяйства". Но, давая мне что-то Свое, Он приносит мне и Себя. А я очень часто отвечаю: нет, знаешь, помог – и уходи.
Даже если я что-то маленькое от Него принял, то буду спасен, но – в будущем. А можно спасение обрести уже сейчас и жить в этом спасении!
Христос дал нам заповедь: радуйтесь! Но может ли радоваться человек, который сомневается, что его спасут? Получается, вся радость, которую мы видим вокруг, - притворна...
Я часто вспоминаю про письмо, которое святой праведный Алексий Мечев написал на собственные похороны. Он говорит о себе: я – человек спасенный. И это – нормально! Иисус значит «Спаситель». Это я живу во времени, а Он – в вечности. И если я вижу, что Эта Личность из вечности меня приняла – никто уже не сможет меня оттуда вырвать. Бог не может измениться. Я могу, а Он – нет, и, даже если я предам наши отношения и умру, Он спустится ко мне в могилу и все равно будет со Мной. Он сошел в самую преисподнюю земли – и Он достанет меня оттуда.
В одной из молитв есть слова: «Господи, или хощу, или не хощу, спаси мя». Когда Он взошел на крест, то простил нам всё – что было, что есть и что будет. Прощение дано, о нем уже не нужно просить, но его нужно – принять. И это самое трудное…Ну, а благодарность для человека, который исцелен и вернулся в первозданное состояние, будет не актом вежливости в ответ на полученный подарок, а естественным выражением радости перед лицом Того, Кто тебя каждую секунду делает счастливым.