- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 4866
- |
- Видео 302
- |
- Мероприятия 0
Неизвестные высказывания Иисуса Христа. Священник Константин Пархоменко.
Мы продолжаем разговор об аграфах – изречениях Иисуса Христа, не попавших в Новый Завет.
1. Святой Иустин Философ в начале 2-го века пишет: «Поэтому-то наш Господь Иисус Христос сказал: «В чем Я найду вас, в том и буду судить» (Диалог с Трифоном иудеем 47).
Нам знакомы эти слова по распространенному варианту: «В чем застану, в том и сужу». Слов этих нет в Евангелии, но они встречаются в христианской литературе первохристианского времени. В сирийской рукописи читаем, что Иисус сказал: «В чем найдут вас, в том и возьмут» (Liber Graduum 3.3; 15.4 и др.).
Скорее всего, это подлинные слова Христовы. Они о том, что всю свою жизнь нужно стараться проводить нравственно бодро и по-христиански. И дело даже не во внезапном Втором Пришествии. Катастрофы, несчастные случаи, террористические акты ежедневно, словно рыболовным неводом, захватывают нас с вами и переносят из этого в иной мир. А там – лицом к лицу с Господом. И исправить, переиграть что-то будет невозможно…
2. А вот цитата из Евангелия от Фомы:
«Царство подобно мудрому рыбаку, забросившему сеть в море; он вытащил ее из моря полную мелкой рыбы, и среди нее нашел одну рыбу крупную и ценную; тогда рыбак выбросил всю мелкую рыбу обратно в море и без сожалений предпочел ей крупную».
Для тех, кто знаком с Евангельскими притчами, здесь слышна тема абсолютной ценности Царства Небесного. Притча о жемчужине, ради которой купец продает все свое имение, притча о сокровище, зарытом в поле… Царство Небесное – дороже всего! Нужно быть внимательным, чтобы не прозевать это и не предпочесть мелкое великому!
3. Проси о великом, Бог даст тебе и малое. Эта аграфа зафиксирована в самом начале 3-го века у св. Климента Александрийского в Строматах 1.24.158. Впоследствии ее повторяли в 3-м веке Ориген (см.: Комментарии на Псалмы. 4.4.), в 4-м веке Евсевий Кесарийский (см.: Комментарии на Псалмы 16.2).
Несомненно, что эти слова перекликаются с известным: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33).
Нужно искать главного: Спасения, жизни с Богом, Правды и Истины. А житейские вопросы Бог устроит.
Когда вам будет грустно оттого, что в жизни все не очень удачно складывается, напоминайте себе эти слова…
4. Одно из самых известных высказываний, приписываемых Иисусу: «Будьте искусными (или опытными) менялами».
Эта фраза встречается у многих авторов 2-го – 3-го столетий. Все приписывают ее Христу; скорее всего, она действительно Ему принадлежит.
А означает эта фраза следующее: В нашем мире много не подлинного, мнимого. Так вот, христианин должен распознавать, что есть подлинное и важное, что есть то, ради чего нужно жить!
В этих словах используется образ тогдашней жизни. Каждый иудей знал, что перед Иерусалимским храмом за столами сидели профессиональные менялы денег. Они меняли монеты с изображением цезаря на священную храмовую монету. Столы именно этих меновщиков Христос как-то раз опрокинул: «И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков» (Мф. 21, 12).
Меновщики (или менялы) были мастерами своего дела. Они безошибочно могли отличить поддельную монету от настоящей.
Христос говорит, что христиане должны быть такими же искусными менялами в отношении того, что видим в мире.
5. Все знают такую историю, записанную в Евангелии: «В субботу, первую по втором дне Пасхи, случилось Ему проходить засеянными полями, и ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками. Некоторые же из фарисеев сказали им: зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботы? Иисус сказал им в ответ: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? Как он вошел в дом Божий, взял хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме одних священников, и ел, и дал бывшим с ним? И сказал им: Сын Человеческий есть господин и субботы» (Лк. 6, 1-5).
В древнем кодексе Евангелия встречаем продолжение, которого нет в других рукописях:
«В тот же день увидел он человека, работающего в субботу. Тогда он сказал ему: «Человек! Если знаешь, что делаешь, — ты благословен. Но если не знаешь — ты проклят как нарушитель закона» (Кодекс Безы: 5-й век).
Смысл тот, что, если человек не соблюдает прежние предписания потому, что он перерос их как христианин, – будет благословение Божие на этом человеке. А если человек просто религиозный анархист или грешник, который не соблюдает предписания по лени, – да будет проклят. Не надо пугаться слова «проклят». Это совсем не то, что вкладывают в это понятие обыватели. Проклят – это отлучен от общения церковного (в Ветхом Завете проклятие отлучало человека от Народа Божьего – Израиля).
6. «Кто близ Меня – близ огня; кто далеко от Меня – далеко от Царства».
Эту аграфу встречаем в Апокрифическом евангелии от Фомы, у Оригена (Гомилии на Иеремию 20.3), у Дидима Слепца (Комментарии на Псалмы 88.8).
Обратим внимание на замечательную максиму: Кто близ Меня – близ огня… Сразу вспоминаются слова Иисуса: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лк. 12, 49)
Речь идет об очистительном огне, переплавляющем Вселенную для новой блаженной Жизни, для Царства Божьего. «Придет же день Господень, как вор ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Петр. 3, 10).
Быть со Иисусом значит быть уже причастным Новому Миру, преображенному Мирозданию. Как страшно… Но более, чем страшно, – прекрасно!
7. Мы уже говорили про блаженного Иеронима, который жил в пещере Рождества в Вифлееме. (Об этом можно почитать и посмотреть фотографии: azbyka.ru/forum/blog.php?b=832)
Блаженный Иероним собирал сведения, которые могут нам позволить больше узнать о Христе. В частности, он был знаком с интересным документом: евангелием от евреев. Сегодня до нас дошли только маленькие фрагменты этой апокрифической книги. И вот там содержатся слова, которые Иероним приписывает к подлинным словам Иисуса: «И радуйтесь лишь тогда, когда смотрите на брата вашего с любовью» (Иероним «Комментарии на Послание к Ефесянам» 3).
В особом комментарии эти слова не нуждаются, а нуждаются лишь в том, чтобы мы их запомнили крепко-накрепко.
8. В папирусе Оксиринх 1224, относящемся к первым векам христианства, есть такие слова Христа: [Кто ныне] далеко, завтра будет [близко].
Это очень важные слова. Они показывают, что даже те, кто сегодня враждует против нас, кто не понимает смысла христианства, тот скоро может изменить свое мнение. Даже самый злой грешник и борец против религии может прийти к вере, если мы своей любовью, терпением, доброжелательностью не помешаем ему это сделать.
Всякий раз, когда столкнетесь с человеческим заблуждением, а то и злобой в адрес Церкви, напоминайте себе: Кто ныне далеко, завтра будет близко.
Вот такие неизвестные высказывания Иисуса. Для тех, кто ждал разоблачительной сенсации… это разочарование. Действительно, все они, согласитесь, в русле Евангельского богословия. Иисус нам виден через призму этих слов именно таким, каким мы Его представляли, читая Новый Завет…
Оказалось все не так интересно, как вы ожидали? Но, тем не менее, именно эти цитаты являются, по мнению современных ученых, подлинными, а остальные – фантазии и еретические измышления.
Предлагаю вновь и вновь углубляться в познание Нового Завета, этого экстракта мудрости, в который, как заботливые пчелы, Евангелисты собрали практически все, что можно было узнать о Иисусе. Углубляться в познание того, что бережно хранит и возвещает Церковь, а суесловным и скандальным статьям и якобы разоблачительным фильмам НЕ ВЕРИТЬ!