Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами и даёте разрешение на передачу необходимых для работы персональных данных. Политика конфиденциальностии
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами и даёте разрешение на передачу необходимых для работы персональных данных. Политика конфиденциальностии
Сообщество

Мужчина и женщина.

Стала христианкой — муж побоку?


— Отец Владимир, наверное, не ошибусь, если скажу, что сегодня значительную часть прихожан в храмах составляют женщины, находящиеся на той или иной ступени воцерковления. При этом их мужья за этим процессом с подозрением наблюдают, а то и препятствуют ему, а дети — между двух огней…

— Да, по крайней мере, моя пастырская практика свидетельствует о том, что если первым воцерковляется мужчина, то вскоре вся семья приходит в Церковь, и процесс этот, как правило, проходит безболезненно или с минимальным напряжением в отношениях между супругами. Но таких случаев — один из ста. А когда в семье, которая раньше жила без Церкви, к вере первой приходит женщина, все иначе — намного тяжелее. И от женщины требуются мужество, мудрость, терпение, такт, чтобы ее воцерковление не стало почвой для семейных конфликтов. Хотя на этапе неофитства очень редко без этого обходится. Обычно женщина настолько ошеломлена открывшимся ей миром, так полна желания поделиться своими новыми знаниями, новым опытом с близкими, что начинает весьма усердно тащить родственников в храм и тут же сталкивается с сопротивлением. Очень многое в это время зависит от священника, у которого женщина исповедуется, от того, насколько правильно, аккуратно он будет осуществлять духовное руководство, сможет ли объяснить, что на первый план должна выходить не скорость воцерковления домочадцев, а выстраивание с ними — и прежде всего с мужем — добросердечных отношений. Кстати, порой именно неурядицы, непонимание, неудовлетворенность в семейной жизни приводят женщину в храм, и в таком случае ее церковная жизнь при неправильном ее поведении может усугубить уже имеющиеся противоречия.

— И как нужно вести себя, чтобы этого не случилось? Возьмем стандартную ситуацию: воскресное утро, женщина собирается на службу. Муж злится: раньше они в выходной ездили на природу, ходили в гости, а теперь она на полдня уходит, и он остается один…

— На начальном этапе, если муж недоволен, может, и не стоит ходить на службы каждое воскресенье. Можно посещать храм через неделю или еще какие-то варианты с мужем обсудить: «Я понимаю, тебе скучно, но для меня это важно, меня в храм тянет. Ты не будешь возражать, если я иногда буду все-таки в церковь ходить?». То есть не нужно ставить главу семьи перед фактом: «Теперь мы живем только так, как я решила». Нужно договариваться. Если в проснувшейся религиозности жены нет противопоставления семейной жизни, такая договоренность обычно возможна. По крайней мере, как показывает опыт, нормальный муж, который любит свою жену, спокойно к этому отнесется.

Более серьезные проблемы возникают по другой причине: когда женщина ради церковной жизни забрасывает семью. Тогда можно от мужчины услышать: «У тебя в голове, кроме Бога, больше ничего нет». Это можно перевести как «я тебе не нужен». Он думает, что она его разлюбила. Примерно такая же ситуация возникает в семье, когда появляется первый ребенок. Раньше женщина заботилась о муже, уделяла ему внимание, а теперь все ее заботы сосредоточены на ребенке. Но с этим мужчина еще может примириться — все-таки это и его чадо тоже, а вот когда все внимание жены принадлежит «этим попам», конечно, это вызывает как минимум недоумение, а то и гнев. А ведь мужчина не виноват, что не он раньше к вере пришел. То, что случилось с женщиной, прекрасно, и у нее есть повод благодарить Бога за то, что Он ей открылся. А мужа нужно жалеть и проявлять снисхождение к его духовной немощи. Это и будет христианским проявлением любви. То же самое и в отношении других родственников. Ведь конфликты на религиозной почве возникают и между родителями и детьми, братьями и сестрами. И нужно обязательно учитывать духовную немощь ближних. Почаще вспоминать о том, что еще вчера мы были точно такими же, и тот мир, который открылся нам, для них просто все еще остается неизвестным. Об этом апостол Павел и говорил: Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал. 6, 2).

— И всё же, как быть с проблемами бытовыми и с тем, что «если Бог на первом месте, то всё на своих местах»? Так ведь оно и есть? Но когда молитва и богослужение действительно на первом месте, да к тому же еще и работа, требовать от себя полноценной готовки-стирки-уборки просто физически невозможно…

— Фраза о том, что Бог должен быть на первом месте, относится к внутреннему устроению человека, к его устремленности в целом. Либо человек стремится к Богу, и Он в его системе ценностей превыше всего, либо на первом месте у него какие-то материальные блага, деньги, власть и так далее. Но ведь даже в монастырях время пропорционально, разумно распределено на богослужения и послушания. Так же следует распределять его и в семье. Надо к домашним обязанностям относиться как к послушанию и выполнять их со всей ответственностью, а не спустя рукава.

Если мы возьмем период ранней Церкви, Апостольские послания, мы не найдем ни одного церковного установления, которое бы говорило: «Ну всё, если жена стала христианкой, значит, муж побоку». Напротив, женщина-христианка должна быть женой еще лучшей, чем была до этого. Воцерковление женщины не отменяет любви к мужу — это самое главное. А свои желания надо сообразовывать с жизненными реалиями: кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим. 5, 8).

— Но хочется же не просто бывать по воскресеньям на Литургии, а посвятить себя храму во все дни — именно жить в Церкви, участвовать во всем, что в ней происходит. Разве это плохо?

— Для человека, у которого дома семья, это позиция не трезвенная. Домашние дела, забота о детях, о муже ни в коем случае не должны осуществляться по остаточному принципу. Нужно учиться совмещать служение Марфы и Марии. Я вам так скажу: и в семьях священников иногда приходится ради благообразия бытовой стороны жизни жертвовать церковной службой. Так что, к примеру, если чувствует женщина, что запущен дом, а времени на уборку просто нет, то, может быть, стоит пропустить вечернее богослужение ради того, чтобы навести порядок. Ведь верующие врачи заступают на дежурства в воскресный день, потому что это их работа, то же самое с военными, спасателями. А содержать в порядке свое жилище — ничуть не менее важно, это такая же обязанность. Господь не похвалит, если женщина пойдет на Литургию молиться, а дома будут голодные дети и супруг.

Протоиерей Владимир Пархоменко

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Согласие на передачу  персональных данных

Защита от спама: