- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 40195
- |
- Видео 142
- |
- Мероприятия 0
Обрезание Господне и память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской
14 января (по старому стилю 1 января)
Суббота пред Богоявлением
Обрезание Господне (1/14 января)
Это – великий христианский праздник, установленный в воспоминание обрезания, совершенного во исполнение Моисеева закона над Богомладенцем в восьмой день по рождении, при этом ему дано и имя Иисус, то есть Спаситель. Установление праздника относится к первым векам христианства. В IV в. встречаются несомненные следы его существования, в беседах отцов и учителей Церкви (ср.: Энциклопедический словарь / Брокгауз Ф.А, Ефрон А.И. – СПб, 1892, т. 42, с. 583).
«Господь Иисус Христос, воплотившийся Сын Божий, конечно, не нуждался в обрезании. Его миссия спасения рода человеческого превышала все. Зачем же Господь принял обрезание? Он исполнил этот обычай, чтобы всем нам дать правильное понимание того, что есть религиозный обычай, религиозный обряд» (Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл).
«Обрезание было дано Аврааму прежде закона, после благословений, после обетования, как знак, совершенно отделявший его, и его детей, и его домочадцев от народов, с которыми он сходился (Быт. 12, 3). И ясно: ибо когда Израиль провел в пустыне сорок лет отдельно – сам по себе, не войдя в смешение с другим народом, то те, которые родились в пустыне, не были обрезаны. Когда же Иисус [Навин] перевел их через Иордан, то они были обрезаны, и явился второй закон обрезания… (Нав. 5, 2; 5, 6–7). Поэтому обрезание было знаком, отделявшим Израиля от народов, с которыми он обращался.
Но оно было образом крещения. Ибо подобно тому, как обрезание отсекает не полезный член тела, но бесполезный излишек, так и через Святое Крещение у нас обрезывается грех. Ясно же, что грех – излишек желания, а не полезное желание. Ибо невозможно, чтоб кто-либо даже совершенно не имел желания или был совсем не знаком с удовольствием. Но бесполезность удовольствия, то есть бесполезные и желание, и удовольствие, это есть грех, который обрезывает Святое Крещение, дающее нам в качестве знака честный крест на челе, не отделяющий нас от народов, ибо все народы получили крещение и запечатлены знаком креста, но в каждом народе совершенно различающий верного от неверного. И потому, после того как явилась истина, бесполезен образ, также и тень. Поэтому обрезываться теперь – излишне и противно Святому Крещению. Ибо обрезывающийся должен есть весь закон творити (Гал. 5, 3). Господь же был обрезан для того, чтобы Он исполнил закон; а также Он соблюл и весь закон, и субботу для того, чтобы Ему исполнить и укрепить закон (Мф. 5, 17). А с того времени, как Он принял крещение и Дух Святой явился людям, сходя на Него в виде голубя, с того времени стало возвещаться духовное служение, и образ жизни, и Царство Небесное» (Точное изложение Православной веры / Прп Иоанн Дамаскин. – М., 2012, с. 452–454).
«Иудеи хвалились обрезанием. Апостол [Павел в Послании к Римлянам] пишет: «Обрезание должно быть знамением обрезания сердца от всего нечистого и страстного». Такое обрезание бывает только в нас, верующих во Христа. Как? Благодатью Святого Духа. И такое только обрезание сердца Духом делает настоящим обрезанным (см. Рим. 2, 29). Это говорил он в побуждение иудею оставить иудейство и обратиться к вере во Христа Господа, чтоб стать истинно обрезанным» (свт Феофан Затворник) (Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни / Свт Феофан Затворник. – М., 2013, с. 258).
«Господь наш Иисус Христос, когда придёт во славе Своей, тогда введёт в Своё вечное царство одних сынов Израиля, то есть одних истинных христиан, обрезанных не плотским обрезанием, но духовным. Израильтяне Божии – избранный народ, составленный из всех народов, имеют обрезание сердца и сохраняют субботу, то есть упразднили в себе грех» (прп Исаия, отшельник Египетский) (Отечник / Сост. свт Игнатий (Брянчанинов), 2016, с. 192).
«Господь Иисус Христос, воплотившийся Сын Божий, конечно, не нуждался в обрезании. Его миссия спасения рода человеческого превышала всё. Зачем же Господь принял обрезание? Он исполнил этот обычай, чтобы всем нам дать правильное понимание того, что есть религиозный обычай, религиозный обряд» (Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл) (Православный ежедневник на 2017 г. – М.: Изд. МП РПЦ).
Тропарь, глас 1 (праздника Обрезания Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа):
На Престоле огнезрачнем в Вышних седяй со Отцем Безначальным и Божественным Твоим Духом; благоволил еси родитися на земли от Отроковицы Неискусомужныя, Твоея Матере, Иисусе; сего ради и обрезан был еси, яко Человек осмодневный. Слава всеблагому Твоему совету, слава смотрению Твоему, слава снизхождению Твоему, едине Человеколюбче.
Кондак, глас 3 (праздника Обрезания Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа):
Всех Господь обрезание терпит, и человеческая прегрешения, яко Благ, обрезует, дает спасение днесь миру; радуется же в Вышних и Создателев иерарх, и светоносный, божественный таинник Христов Василий.
Величание
Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея законное обрезание.
О Великом празднике Обрезания Господня, тексты тропаря, кондака, величания, задостойника в книгах: Молитвослов. Последование ко Святому Причащению. – М., 2022, с. 215–217; Жития всех святых. – М., 2018, с. 5–6; Последование вечерни, утрени и Божественной литургии. – М., 2016, с. 187–188.
Тропари праздников и святым www.pravmolitva.ru/articles/tropari-prazdnikov-i-svyatym.html