Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

В поисках Истины.

Русский Царь - глава Церкви??

Ту корону Ея Императорское Величество, приняв от Архиерея с подушки, изволила возложить на свою главу... (выделено мною. – Ю. Р.)» [Описание коронации 1742 года; цит. по: 5, С. 152]. Так Елизавета стала первым в России монархом, короновавшим самого себя. (Пример заразителен: все последующие монархи поступали так же.) В чём причина столь неслыханного самовольства, на которое не решился даже её отец, отношение которого к Церкви не нуждается в комментариях? Было бы упрощением объяснять это лишь фактором удачного переворота, возведшего её на трон. Дескать, Елизавета демонстративно взяла корону из рук первоприсутствующего члена Синода Новгородского архиепископа Амвросия (Юшкевича)
{2} «и сама возложила её себе на голову, подчёркивая тем самым, что обязана властью только самой себе» [1, С. 349]. Всё дело – в особом статусе монарха в Русской Церкви и государстве.
Известно, что ни в Византии, ни на Западе помазание миром при коронации не отождествлялось с таинством Миропомазания [см.: 6]. В России такое отождествление произошло. Константинопольский патриарх, помазуя императора, возглашал «Свят, Свят, Свят!» {3} , что отсылает нас к ветхозаветной символике посвящения на служение. Русский же патриарх (митрополит), помазуя царя, произносил формулу «Печать и дар Святаго Духа» (в позднейшей редакции – «Печать дара Духа Святаго»), то есть слова из чина Миропомазания [4, С. 55]. При этом в Константинополе помазывалась лишь голова коронуемого монарха, а в Москве – и другие части тела, как это делается при обычном Миропомазании. Согласно святому Симеону Солунскому († 1429), в Византии помазание производилось от имени Христа: на голове василевса (императора) с помощью мира изображался крест, ибо «Сам Христос помазует василевса, ограждая его Своим крестом от поражений, давая ему власть и делая его главой» [6, С. 17–20], – ясно, что главой лишь государства, ибо Глава Церкви – Христос.

Как видим, смысл помазания существенно различен: в Византии (как и на Западе) монарх при помазании уподобляется Израильскому царю (наёмному служителю народа), в России же – Самому Христу! Историк церковного права Н. С. Суворов даже считал это «царское» миропомазание особым – «восьмым»! – таинством, в котором «русский православный царь получает благодатные дары для управления не только Русским государством, но и Церковью (выделено мною.– Ю. Р.)» [6, С. 28]. Составители русского чина помазания на царство в XVI веке (митрополит Московский Макарий и его сотрудники) существенно отклонились от византийской православной традиции, и это имело далеко идущие – и роковые – последствия
{4} . Действительно, если русский император «уподобляется» Христу и становится «главой» Церкви, то кто же другой может возлагать на него корону? Больший ведь не благословляется меньшим!
{5}

azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/xristos-i-imperator.2133/

20 ноября 2020 в 10:02

«Соизволила» причаститься...


Особый статус российского монарха находит своё крайнее выражение в месте и времени его причащения, которое также входит в коронационный обряд. Как же причастили нашу Елизавету? Читаем.


После венчания и помазания на царство «Ея́ Императорское Величество Архиерейскою ру...

Развернуть

20 ноября 2020 в 10:07

Монархия на Руси с какого то времени обрела форму папизма...


***Все-таки «крайняя судия»


Но не будем столь суровы. В целом же, исходя из «духа времени», Елизавета была, по словам А. В. Карташева, «церкволюбивая» императрица [2, С. 448], поэтому именно ей в период коронации архиепископ Новгородски...

Развернуть

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама: