- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 1112
- |
- Видео 1078
- |
- Мероприятия 0
Русский Царь - глава Церкви??
Ту корону Ея Императорское Величество, приняв от Архиерея с подушки, изволила возложить на свою главу... (выделено мною. – Ю. Р.)» [Описание коронации 1742 года; цит. по: 5, С. 152]. Так Елизавета стала первым в России монархом, короновавшим самого себя. (Пример заразителен: все последующие монархи поступали так же.) В чём причина столь неслыханного самовольства, на которое не решился даже её отец, отношение которого к Церкви не нуждается в комментариях? Было бы упрощением объяснять это лишь фактором удачного переворота, возведшего её на трон. Дескать, Елизавета демонстративно взяла корону из рук первоприсутствующего члена Синода Новгородского архиепископа Амвросия (Юшкевича)
{2} «и сама возложила её себе на голову, подчёркивая тем самым, что обязана властью только самой себе» [1, С. 349]. Всё дело – в особом статусе монарха в Русской Церкви и государстве.
Известно, что ни в Византии, ни на Западе помазание миром при коронации не отождествлялось с таинством Миропомазания [см.: 6]. В России такое отождествление произошло. Константинопольский патриарх, помазуя императора, возглашал «Свят, Свят, Свят!» {3} , что отсылает нас к ветхозаветной символике посвящения на служение. Русский же патриарх (митрополит), помазуя царя, произносил формулу «Печать и дар Святаго Духа» (в позднейшей редакции – «Печать дара Духа Святаго»), то есть слова из чина Миропомазания [4, С. 55]. При этом в Константинополе помазывалась лишь голова коронуемого монарха, а в Москве – и другие части тела, как это делается при обычном Миропомазании. Согласно святому Симеону Солунскому († 1429), в Византии помазание производилось от имени Христа: на голове василевса (императора) с помощью мира изображался крест, ибо «Сам Христос помазует василевса, ограждая его Своим крестом от поражений, давая ему власть и делая его главой» [6, С. 17–20], – ясно, что главой лишь государства, ибо Глава Церкви – Христос.
Как видим, смысл помазания существенно различен: в Византии (как и на Западе) монарх при помазании уподобляется Израильскому царю (наёмному служителю народа), в России же – Самому Христу! Историк церковного права Н. С. Суворов даже считал это «царское» миропомазание особым – «восьмым»! – таинством, в котором «русский православный царь получает благодатные дары для управления не только Русским государством, но и Церковью (выделено мною.– Ю. Р.)» [6, С. 28]. Составители русского чина помазания на царство в XVI веке (митрополит Московский Макарий и его сотрудники) существенно отклонились от византийской православной традиции, и это имело далеко идущие – и роковые – последствия
{4} . Действительно, если русский император «уподобляется» Христу и становится «главой» Церкви, то кто же другой может возлагать на него корону? Больший ведь не благословляется меньшим!
{5}
Христос и император
«ЦЕРКВОЛЮБИВАЯ ЕЛИЗАВЕТА» (Власть и Церковь в императорской России) {1} «Веселая царица Была Елисавет: Поет и веселится, Порядка только нет» (А. К. Толстой). Имперская власть и Христианская Церковь – идиллическая «симфония», придуманная...
Популярное видео
-
02:23
Как поступать по воле Божией? Осипов Алексей Ильич.
аккаунт удален · 1150 просмотров -
Николай Сербский Крестьянину на вопрос о значении слов Христа "Огонь пришел Я низвести на землю".
Громовы Валерий и Людмила · 395 просмотров -
02:32
«Большой Златоуст» подал голос
Ольга · 872 просмотра
«Соизволила» причаститься...
Особый статус российского монарха находит своё крайнее выражение в месте и времени его причащения, которое также входит в коронационный обряд. Как же причастили нашу Елизавету? Читаем.
После венчания и помазания на царство «Ея́ Императорское Величество Архиерейскою ру...
Развернуть
«Соизволила» причаститься...
Особый статус российского монарха находит своё крайнее выражение в месте и времени его причащения, которое также входит в коронационный обряд. Как же причастили нашу Елизавету? Читаем.
После венчания и помазания на царство «Ея́ Императорское Величество Архиерейскою рукою Царскими дверьми введена внутрь Олтаря и, стоя пред святою трапезою на златом ковре, соизволила принять от него перваго Архиерея святых Таин тела и крове Господни причастие, по чину царскому, то есть как причащаются священнослужители: особь от тела и особь от крове Христовы... (выделено мною. – Ю. Р.)» [Описание коронации 1742 года; цит. по: 5, С. 138] {6} . Эти строки из официозного «Описания» звучат как кощунство. Что придает человеку столь ярко выраженное чувство собственной значимости при встрече с Богочеловеком Иисусом Христом? Неужели то, что евангельский Помазанник не владел даже крохотным Израильским царством и потому не знал, где «главы подклонити», а у русского «помазанника» – огромная империя и роскошные дворцы? Для христианина – более чем странная логика...
В алтаре причащались византийские императоры. У нас в алтаре впервые приобщается Алексей Михайлович, а с поставления Феодора (Фёдора) Алексеевича (1676) такое причащение связывается с помазанием на царство и символизирует особый статус «помазанника» [5, С. 138]. При этом царь, уподобившийся через помазание Самому Христу, подобно Христу – как «Царь славы»! – входит в алтарь Царскими вратами. Одновременно, в соответствии с византийской традицией, царь уподобляется диакону: Тело Христово даётся ему прямо в руки, а Кровь он испивает из потира {7} .
Но в XVIII столетии в алтарь для причащения стали вводить и коронуемых императриц: первой по диаконскому чину приобщилась Анна Иоанновна (1730). Протоиерей Алексей Мальцев полагает, что такое нарушение канонов, воспрещающих женщинам входить в алтарь, обусловлено тем, что императрица уподобляется диаконисе [5, С. 145]. Но это сервильное объяснение граничит с насмешкой: византийские диаконисы, имевшие право входить в алтарь, брать с престола потир, причащаться из него и причащать женщин, рукополагались на своё служение (хиротония практически идентична диаконской). При этом они были строгие монахини. Российские же императрицы из-за своей перманентно «неустроенной» личной жизни, которую они считали «естественной», присущей им «по статусу», вообще не имели права причащаться (даже как миряне)! Говорить же о возможности сурового пастырского вразумления, слезного покаяния (пусть и не в духе Марии Египетской), епитимьи и последующей целомудренной жизни – просто смешно...
Свернуть
Монархия на Руси с какого то времени обрела форму папизма...
***Все-таки «крайняя судия»
Но не будем столь суровы. В целом же, исходя из «духа времени», Елизавета была, по словам А. В. Карташева, «церкволюбивая» императрица [2, С. 448], поэтому именно ей в период коронации архиепископ Новгородски...
Развернуть
Монархия на Руси с какого то времени обрела форму папизма...
***Все-таки «крайняя судия»
Но не будем столь суровы. В целом же, исходя из «духа времени», Елизавета была, по словам А. В. Карташева, «церкволюбивая» императрица [2, С. 448], поэтому именно ей в период коронации архиепископ Новгородский Амвросий подал записку об упразднении синодальной формы правления. (Составителем был его друг архиепископ Арсений (Мациевич), непримиримый борец за достояние Церкви и будущий исповедник при Екатерине II.) В ней говорилось и об унизительной для архиерейского сана форме присяги императору как главе Церкви, особенно слов: «Исповедаю же с клятвою крайнего судию сея Коллегии (Синода) быти Самую Всероссийскую монархиню Государыню нашу всемилостивейшую» [цит. по: 2, С. 437] {9} . Взамен наивный иерарх предлагал такой текст: «Исповедаю же с клятвою Крайнего Судию и Законоположителя духовного сего церковного правительства быти – Cамого Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, полномощного Главу Церкви и Великого Архиерея и Царя, надо всеми владычествующего и всем имущего посудити – живым и мертвым» [там же]. В пояснении он даже указал, что термин «крайний судия» в приложении к императору – это «излишнее ласкательство во унижение или отвержение Крайнего Судии – Самого Христа»!
Елизавета доклад приняла, но, разумеется, не отказалась от лестного права быть «крайним судиёй» Русской Церкви: всё осталось без изменений. При этом нельзя не отдать должное её «крайней» снисходительности по отношению к архиепископу Арсению, не только не подписавшему присягу, но и дерзко заявившему, что такая присяга не согласна «с верой в Главу Церкви Христа и более прилична присяге римскому папе» [2, С. 438]! Она милостиво отпустила владыку Арсения в его Ростовскую епархию, а лист с переделанной присягой был положен под сукно и позднее сожжён. Логика развития взаимоотношений между Церковью и государством была неумолима, и та же «церкволюбивая монархиня» указом 1757 года положила начало болезненному для Церкви процессу секуляризации церковных земель. Реализацию этого нового, европейски «просвещённого», принципа взаимоотношений Церкви и государства вскоре осуществит ярая поклонница Вольтера и Руссо немецкая княжна София Авгу́ста Фредери́ка А́нгальт-Це́рбстская из прусского Штеттина, ставшая у нас Екатериной Второй, и это будет величайшим гонением на Русскую Православную Церковь за всю историю её существования вплоть до 1917 года.
Свернуть