Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Православные интернет-миссионеры

РУССКИЕ ЧЕТКИ — Дивеевская ЛЕСТОВКА

lestovka-diveevo.ru/
Название «четки» происходит от слова считать, обозначая, таким образом, приспособление для счета молитв и поклонов — нитку бус или ремень с узлами. Кожаные четки называются — лествица, или лестовка. Она представляет из себя круглый ремень с плетеными ступеньками, внутрь которых обычно закладывают свиток с написанной Иисусовой молитвой. Лестовка по своему назначению совпадает с четками, служа также для счета молитв и поклонов. Сохранению лестовки мы обязаны старообрядцам и единоверам, в обиходе которых старинная русская лестовка осталась до сего времени.
По церковному преданию, прототипом лестовки послужила вервица — веревочная петля с навязанными на ней узлами, служившая для счета числа Иисусовых молитв. Введены четки в обиход еще святым Василием Великим (по другим источникам — Пахомием Великим и даже Антонием Великим), но в любом случае — очень давно, в первые века христианства. Приспособление это было сделано для неграмотных монахов, выполнявших молитвенное правило не по книгам, а по определенному числу молитв Иисусовых. Никакого другого назначения — ни практического, ни символического — они в то время не имели.
У нас же, на Руси, не просто считали молитвы. Русские молитвенники поднимались от земли на небо по ступеням символической лестницы, навыкая ум свой всегда держать высоко в небе, у престола Вседержителя. Так на Руси вервица превратилась в лествицу — лестницу на небо -, все части которой получили важное символическое значение. Из простого приспособления для счета - вервицы - лестовка превратилась в важнейший инструмент молитвы, предназначенный, по словам свт. Игнатия Брянчанинова, для несовершенных. Совершенным же это не нужно — их молитва соединена с дыханием. Хотя старец Серафим, великий подвижник и делатель непрестанной молитвы, все же носил всегда с собою четки, чаще именно лестовку.
Лествица представляет из себя плетеную кожаную ленту, сшитую в виде петли. Хотя вначале, видимо, делались и лествицы, концы которых не соединяли и они представляли из себя просто полоску кожи со ступеньками. Образец такой лестовки мы можем видеть на старинной иконе св. прав. Иулиании Лазаревской, мощи которой находятся в древнерусском городе Муроме. Но замкнутый круг — образ вечной и непрестанной молитвы — более подходит для этого символического предмета. Лестовка знаменует собой лестницу духовного восхождения от земли на небо. Постоянно поднимаясь вверх по ступеням лестницы, человек научался пребывать умом рядом с Богом, иметь память Божию, поэтому каждый русский имел свою лестницу на небо. Она сопровождала русского человека всю земную жизнь, и, не случайно, ее вкладывали ему в руки, когда он отходил ко Господу.
Устройство лествицы глубоко символично. Древняя лестовка имеет 100 простых ступеней и 9 «великих», которые располагают по 3 ступени в начале, середине и конце лествицы. Они все вместе означают девять чинов ангельских. Начало и конец лестовки отмечены промежутками без ступеней, символизирующими небо и землю. «Великими» ступенями лестовка разделяется на 4 неравных участка: от «земли» - 12 ступеней, что означает 12 апостолов, далее — 38 ступеней, означающие 38 недель, которые Богородица носила во чреве Младенца, а также считают с первой великой ступени по вторую включительно — 40 ступеней. Это означает 40- дневный пост Господа Иисуса Христа. До третьей великой ступени — 33 ступени, означающие 33 года земной жизни Спасителя. В конце до «неба» идут 17 ступенек, означающих 17 ветхозаветных пророчеств о Христе. В месте соединения концов ленты пришиваются четыре окантованных треугольных «лапостка», которые символизировали четырех евангелистов, а окантовка — евангельское учение. Раньше каждый благочестивый христианин должен был 7 раз пройти лестовку (т. е. прочитать 700 молитв Иисусовых). Для этого подсчета под лапостками делали передвижки — семь нанизанных на ленту прямоугольников, по числу 7 таинств церковных. Это практическое значение передвижек в современных лестовках отсутствует, они делаются или символически, или лапостки просто плотно пришивают друг к другу.
Кроме обычной лестовки, встречаются «Богородичные лестовки» на 150 ступеней. Они имеют позднее происхождение и сделаны для исполнения «Богородичного правила».
Интересно, что назначение лестовок было самое разнообразное. Ими пользовались не только при чтении молитв. Например, при венчании у молодых в руках обязательно должны были быть лестовки, обычно белого цвета, украшенные дорогой вышивкой. Богатые люди, в основном купцы, которые на Руси отличались благочестием, всегда держали лестовку в левой руке, перебирая ее ступени. Были также траурные лестовки. Их подавали как милостыню, вместе с продуктами и вещами. Кожаная лестовка в руках суровой бабушки вызывала трепет у непослушных внуков. Богато украшенная лествица была желанным подарком для любого верующего человека.
Центром лестовочного промысла была Нижегородская область. Сейчас с этим забытым промыслом можно познакомиться в Семёновском государственном историко-художественном музее.
К сожалению, после раскола на Руси лестовка, в основном, осталась в обиходе старообрядцев и единоверцев, хотя не возбраняется пользоваться ею и в нашей церкви. Это незаслуженно забытый атрибут древнерусского благочестия. Используя глубокий символизм мысленного восхождения на небо с помощью тонкой плетеной лестнички (ведь именно так можно перевести слово «лестовка») наши предки, ступенька за ступенькой, многажды в день восходили от земли на небо. Вновь вернув лествицу в нашу жизнь, мы сможем прикоснуться к духовным тайникам наших предков, почувствовать глубину их духовных возможностей, обрести и прильнуть к нашим духовным истокам, кладезь которых неисчерпаем. Многие русские святые использовали для молитв именно лествицу. Всем известно, что по лестовке молился Светильник Земли Русской — преп. Серафим Саровский. На многих иконах в руке батюшки Серафима видна именно лестовка. Все старцы Саровской пустыни пользовались ею для выполнения монашеского правила. На старинных иконах преподобного Сергия Радонежский, портрете матушки Александры, первоначальницы Дивеевской, Ильи Муромца, Еразма Киево-Печерского, Марка Молчальника Саровского, праведной Иулиании, Анны Кашинской. На прижизненных фотографиях Серафима Звездинского и Серафима Вырицкого, мы также видим лестовку - символ духовного восхождения от земли на небо.
В духовной практике современной Православной Церкви нет строгого правила как молится на чётках. Основная молитва- Иисусова: «Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя грешнаго» или более короткие формы, самая короткая из которых- «Господи, помилуй». В этой короткой молитве человек, имеющий опыт настоящей глубокой молитвы, находит всю полноту и прошений, и благодарений, и воздыханий. Четки напоминают нам о непрестанной молитве, о как можно более частом призывании имени Божьего. Лестовку издавна перебирали левой рукой, что способствовало сосредоточению ума и помогало иметь постоянную память о Боге. Четки могут использоваться также для специального молитвенного правила, которое состоит из определённого количества Иисусовых молитв (сотница, двусотница и т.д.). В этом случае правило читается по особому благословению духовника, потому что в противном случае можно серьёзно навредить своему духовному деланию. Молитва на четках не исключает также возможных вставок других молитв, например на каждой большой ступени или промежутке можно читать « Отче наш», или «Богородице Дево, радуйся», или какую-либо другую молитву, близкую молящемуся человеку. Или можно молиться своими словами, которые изливаются из самого сердца человека и которые православная духовная практика не запрещает, лишь бы сердце взывало к Богу.
Теперь понятно, почему четки, изначально предназначенные просто для счета молитв, на Руси стали «духовным мечом», используя слова ап. Павла из Св. Писания. Это очень справедливое и мудрое сравнение, хотя апостол относил эти слова к силе христианской проповеди. Но ведь занимаясь Иисусовой молитвой, мы также проповедуем слово Божие, проповедуем истину как бы для самих себя и заставляем все свои душевные и телесные силы подчиниться этой евангельской проповеди. Действительно, четки, необходимые нам для совершения Иисусовой молитвы, словно изображают этот духовный меч, поражающий невидимых врагов. Все более или менее внимательно, искренне, усердно занимающиеся этим делом знают, что в молитве мы не только каемся, просим у Бога милости, прощения грехов и вечной блаженной жизни, но и в момент духовной брани поражаем ею невидимых врагов, как неким мечом. Это настоящее оружие, которым мы обороняемся во время нападения врага нашего спасения.
Четки напоминают нам и о притче Спасителя о сеятеле. Неправильная, неразумная молитва уподобляется растению, выросшему на каменистой почве, или тому, которое погибло при дороге, или тому, которое было заглушено тернием. От такой молитвы человек в конечном счете не получает никакой пользы. Правильное же упражнение в молитве (а наиболее полезной и плодоносной является именно непрестанная Иисусова молитва) можно сравнить со стократным плодоношением. Не случайно древнерусская лествица имела 100 ступеней. Это символ того, что, если мы будем усердно заниматься этим деланием, то получим во сто крат больше плодов по сравнению с тем усердием, какое приложим.

Все эти символы, связанные с внешним видом четок, нужны для того, чтобы возбудить в нас ревность к занятию молитвой Иисусовой и понять значение и внутренний смысл, который заложен в этом прекрасном предмете, истоки которого лежат в недрах русской души. Это памятник русского духовного делания и символ русского национального самосознания.

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Интересные личности