Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Православные интернет-миссионеры

Православие "последних времен" . Глава 28. Часть 25.

Глава 28. Человек и Провидение.

*** 25***
Три точки зрения на духовные проблемы.

Существует три точки зрения на практически все духовные вопросы, в том числе касающиеся сравнения Христианства и иных вероисповеданий, и в частности проблемы спасения неправославных людей.
Первая упрощенная и искаженная точка зрения - еретическая, теософская и экуменическая утверждает, что все религии одинаково спасительны, просто ведут к Богу и вечности разными путями. Данная точка зрения вообще присуща любым учениям, которые отрицают греховность человеческого естества, провозглашая человека всемогущим и всезнающим «богом». И неважно - говорит об этом человек иной религии или «христианин»-модернист потому что они одинаково гордо убеждены в «ненужности» Бога для своего «духовного развития».
Мы уже достаточно говорили о современном экуменизме, в буквальном смысле представляющем «духовную мешанину», не могущую дать человеку ничего практически полезного. Человек, верящий во все подряд, не верит ни во что. Если «верующий» принимает учение и практику всех религий и учений, он не способен сделать ничего даже в смысле «исповедания» даже своей непонятной «веры». Пример тому нелепые и странные экуменические моления, напоминающие маскарад, где «верующие» с одинаковой «любовью и радостью» поклоняются и Единому Богу и языческим идолам. Неудивительно, что для экуменистов, не признающих борьбы с первородным грехом и саму греховность человека, традиционное Христианство-Православие является «устаревшей и примитивной» религией.

Вторая точка зрения традиционная и каноническая, совершенно правильно утверждает, что спасительная полнота духовного бытия заключена в учении Сына Божия Господа Иисуса и жизни Православной Церкви. Данная точка зрения нередко доводится ревнителями «чистоты» Православия до предельно упрощенного - формального и искаженного понимания. Если спасение возможно только в Христианстве, значит, православная Истина допускает только буквальные «юридические» толкования. Отсюда проистекает бескомпромиссный вывод - все остальные религии и вероисповедания совершенно ложны, а все иноверующие однозначно обречены на погибель.
Оспаривать высшую благодатную и спасительную ценность богооткровенного православного учения, может только или непонимающий человек или сознательный еретик. Беда в том, что приверженцы «формально-канонической» точки зрения, ведущие себя весьма агрессивно в отношении иных вероисповеданий и легко осуждающие всех иноверующих на вечные муки, помнят только о Справедливости Творца и странным образом «забывают» Его милосердную Любовь. Если бы Господь судил людей только по справедливости, не спаслась бы ни одна самая «православная» душа.
Подлинное отстаивание чистоты православного учения заключается не столько в обличении еретиков, сколько в том, что Христианство-Православие необходимо бескомпромиссно исповедать примером собственной праведной жизни. Иначе православному верующему ничем не помогут правильные догматы и христианские Таинства, что ясно показывает участь еврейского народа, который, несмотря на познание истинной веры, погибельно отвернулся и отрекся от Спасителя мира.

Третья - полноценно православная и христианская точка зрения вовсе не отрицает благодатную полноту спасения, заключенную в Христианстве-Православии. Просто Господь в силу греховной немощи человечества, милосердно принимает самое различное исполнение Его спасительной воли, в том числе и от неправославных верующих, исповедующих искаженные и неполные религиозные учения. Неправославные верующие спасительно творят волю Божию в той мере, насколько их жизнь совпадает с учением и практикой Православия. Было бы прекрасно, если Православная Церковь охватила своей земной организацией всю Землю, но пока этого не произошло, Господь принимает самое малое поклонение «духу и истине» христианского учения.
Слова Спасителя: « Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь», показывают нам необходимость и возможность сочетать духовно-религиозные противоречия, кажущиеся неразрешимыми. Христианство «есть дух и жизнь» - учение Христа нельзя понимать упрощенно и буквально, как это делают формальные приверженцы Православия, которых Бог называет «делающими беззаконие», явно отказывая им в спасении души. Хотя такие люди наиболее активно обличают «своих и чужих» еретиков, надеясь таким образом утвердить свою шаткую веру, не имеющую благодатной основы.
Христианину полезнее всего изучать свои грехи, исполняя заповеди Сына Божия на практике христианской жизни. Иначе наша благочестивая церковная жизнь и даже постоянно участие в Таинстве Евхаристии окажутся бесполезным для спасения души примерно так, как не помогло ветхозаветное откровение Единого Бога гордым израильтянам.

27 Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. 28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; 29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; 30 ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко. Мф 11 (27-30)

35 Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда. 36 Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете. 37 Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон, 38 ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. 39 Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день. 40 Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. 41 Возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес. 42 И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: я сшел с небес? 43 Иисус сказал им в ответ: не ропщите между собою. 44 Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день. 45 У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне. 46 Это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога; Он видел Отца. 47 Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную. 48 Я есмь хлеб жизни. 49 Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; 50 хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. 51 Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. 52 Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? 53 Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. 54 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. 55 Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. 56 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. 57 Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. 58 Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек. 59 Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме. 60 Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать? 61 Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас? 62 Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде? 63 Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь. Ин 6(35-63)

1 Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте. 2 В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. 3 И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я. 4 А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете. 5 Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь? 6 Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. 7 Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его. 8 Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. 9 Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? 10 Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. 11 Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам. 12 Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду. 13 И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. 14 Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю. 15 Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. 16 И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, 17 Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. 18 Не оставлю вас сиротами; приду к вам. 19 Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить. 20 В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас. 21 Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам. Ин 14(1-21)

23 Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им: 24 подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. 25 Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы. 26 Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты. 27 Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды. 28 Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон. 29 И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием. 30 И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними. Лк 13 (23-30)

15 Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. 16 По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? 17 Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. 18 Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. 19 Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. 20 Итак по плодам их узнаете их. 21 Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. 22 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? 23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие. Мф 7 (15-23)

Сын Божий Господь Иисус Христос пришел в наш мир для духовного просвещения и спасения всех земных народов, включая самых заблудших язычников. Для понимания действий Божественного Промысла в отношении верующих иных религий, для формирования правильного отношения православного христианина к иноверующим, необходимо внимательно осмыслить беседу Спасителя с самарянкой.
Самаряне исповедовали искаженный вариант иудаизма, измененный под влиянием языческих религий многобожия. Господь признает веру самарянки, но это признание не является потворствованием ее искаженному догматическому знанию и греховной жизни. Христос ясно говорит самарянке о неполноценности ее веры, утверждая, что именно евреи исповедуют правильное религиозное знание о Едином Боге и единственно спасительное учение о исполнении Его святой воли.
Весьма поучительный пример израильского народа показывает нам, что богословское знание правильного догматического учения может не совпадать с практическим исполнением Божественных заповедей. Христианское исповедание истинной православной веры подразумевает реализацию богооткровенного знания в виде сознательного поклонения Богу в «духе и истине», в творчестве праведной жизни, бескорыстного добра и самоотверженной любви к Богу и людям. А иначе это уже не Христианство, а некая подделка под него, подобная гордой обрядовой «вере» ветхозаветных фарисеев.
От православных христиан нередко можно услышать бескомпромиссные утверждения о виновности в сознательном «неправославии» отдельных людей и целых народов, которые якобы «специально» не принимают учение Христианства-Православия, тем самым собственноручно обрекая себя на духовные заблуждения и погибель. В наше время Христианство действительно проповедано всему миру в том смысле, что почти все народы Земли слышали евангельское благовестие и могут прочитать Библию. Отсюда легко сделать вывод о том, что познание Бога и спасение души полноценно открыто всем народам, и потому все отвергающие и не признающие христианское учение сами обрекают себя на погибель.
Однако подлинная проповедь Христианства никогда не означает простой словесной передачи евангельского учения или формальной раздачи Библии. Тем более что православная проповедь Христианства произошла не на всей планете. В основном проповедь учения Христа совершали западные христиане-католики и протестанты. К сожалению, многочисленные исторические примеры показывают, что неправославная проповедь нередко совершалась явно антихристианскими методами, которые только отвращают нехристианские народы от учения Сына Божия.
Апостольская православная проповедь Христианства, реально обращающая к познанию Бога языческие народы, твориться благодатной силой любви и святости истинных христиан, силой Святого Духа. Именно поэтому апостольская проповедь первохристианских времен так действенно раскрывала сердца и умы людей навстречу Творцу, давая верующим благодатную силу для полноценного понимания и творения воли Божией. Но благодатность православной проповеди по вине самих христиан ослабевала со временем. В итоге о Православии узнал не весь мир, хотя все народы Земли и слышали об учении Господа Иисуса Христа.
Уравнивание проповеди православных христиан, католиков и различных протестантов, принимая во внимание средства и исторические условия распространения христианского учения, выглядит просто глупо. Фактически всемирной православной проповеди Христианства еще не произошло. Православному христианину надо быть предельно осторожным в суждениях о верующих других религий, которые якобы «абсолютно сознательно отринули Христианство-Православие и полностью осуждены на духовную погибель».
Смиренномудрый православный христианин остерегается судить инославных и иноверующих, понимая, что только Господь знает спасительную меру полноты и чистоты их веры. Первым делом православный верующий призван лично стать настоящим христианином, который обретает спасение души и действительно может эффективно проповедать окружающим людям учение Христа примером собственной православной жизни.
И тогда под действием благодати Святого Духа православный христианин начинает неискаженно видеть ошибки, недостатки и заблуждения иных религий и инославных христианских конфессий. А также понимает меру содержащейся в них богооткровенной Истины, получая благодатный дар действенной проповеди Православия, исправляющей искажения иных религий и вероисповеданий.

22 А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, 23 как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, 24 и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. 25 Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. 26 Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. 27 И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, 28 он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: 9 Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, 30 ибо видели очи мои спасение Твое, 31 которое Ты уготовал пред лицем всех народов, 32 свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Лк 2 (22-32)

1 Когда же узнал Иисус о дошедшем до фарисеев слухе, что Он более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн, -- 2 хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его, -- 3 то оставил Иудею и пошел опять в Галилею.
4 Надлежало же Ему проходить через Самарию. 5 Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. 6 Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. 7 Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. 8 Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. 9 Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. 10 Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. 11 Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? 12 Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? 13 Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, 14 а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. 15 Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. 16 Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. 17 Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, 18 ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. 19 Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. 20 Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. 21 Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. 22 Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. 23 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. 24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. 25 Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. 26 Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою. 27 В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однакож ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею? 28 Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: 29 пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? 30 Они вышли из города и пошли к Нему. 31 Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. 32 Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. 33 Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть? 34 Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. 35 Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. 36 Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, 37 ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. 38 Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их. 39 И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. 40 И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. 41 И еще большее число уверовали по Его слову. 42 А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос. Ин 4 (1-42)

5 Отвечая им, Иисус начал говорить: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, 6 ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят. 7 Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть, - но это еще не конец. 8 Ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это - начало болезней. 9 Но вы смотрите за собою, ибо вас будут предавать в судилища и бить в синагогах, и перед правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства перед ними. 10 И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие. Мк 13 (5-10)

14 Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили. 15 И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. 16 Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. 17 Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; 18 будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы. 19 И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. 20 А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь. Мк 16(14-20)