Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Православные интернет-миссионеры

Православие "последних времен" . Глава 28. Часть 24 (продолжение).

Глава 28. Человек и Провидение.
*** 24 ***
*******
Книга 3. Глава XXIX. «О сошествии во ад»: «Обоженная душа (Христова) нисходит во ад (1 Петр. 3, 19) - с тою целью, чтобы как живущим на земле воссияло Солнце правды (Мал. 4, 2), так и для сидящих под землею во тьме и сени смертней воссиял свет (Ис. 9, 2), чтобы, как находящимся на земле Господь благовествовал мир, пленным отпущение и слепым прозрение (Лк. 4, 18–19; Ис. 61, 1), и для уверовавших соделался виновником спасения вечного, для тех же, кои не уверовали, - обличением неверия, - таким же образом благовествовал и находившимся во аде: - да всяко колено поклонится Ему небесных, и земных, и преисподних (Флп. 2, 10). Таким образом, освободив тех, кои от века были связаны, Он снова возвратился из среды мертвых, проложив и нам путь к воскресению».

Воскресший Спаситель сходит в ад, чтобы спасти там всех стремящихся к спасению и поклоняющихся Богу. Противники возможности прекращения вечных мучений утверждают, что подобное действие Божественной Любви совершилось только один раз и совсем не касается настоящего времени и будущего века. Потому что на Страшном Суде Творец примет окончательное решение в отношении всех людей и ангелов.
После Страшного Суда действительно наступит совсем иной период духовного бытия с иными законами. Но как бы различным «ревнителям» не хотелось обеспечить вечную гибель всем грешникам, вряд ли Божественное Милосердие иссякнет после Страшного Суда, а Спаситель станет иным, приняв сторону чисто «юридической» справедливости.
Ясно то, что Бог не станет насильно спасать падших ангелов и души сознательных служителей тьмы, которые сами выберут вечную погибель и попадут в вечный геенский огонь по своей воле. А далее совершенно бессмысленно гадать о том, что будет в будущем веке. Никто не знает как Бог поступит в дальнейшем в отношении Своих явных противников, которых Он, несмотря на их погибельный выбор, никогда не перестанет любить, вечно надеясь на их спасение.

*******
Единый Бог Творец есть Сущий. Он Один существует настоящим образом. Также существует настоящим образом Добро, а зло есть «непостоянная духовная величина», которая может появляться и может исчезать.
Книга 4 Глава ХХ. «О том, что не два начала», утверждает следующее: «О том, что (существует) не два начала - одно доброе и одно злое, можем заключать из следующего. Добро и зло - враждебны друг другу, гибельны друг для друга и не могут существовать одно в другом, или одно с другим... зло есть не что иное, как лишение добра и уклонение от естественного к противоестественному; ибо нет ничего злого по природе; так как вся елика сотвори Бог, в том виде, как оно произошло, добра зело (Быт. 1, 31)...
По природе все подчинено и послушно Создателю. Поэтому, когда какая-либо из тварей добровольно воспротивится и сделается непослушной Сотворившему ее, то она становится сама в себе злом. Отсюда зло не есть какая-либо сущность и не свойство сущности, но нечто случайное, т. е. своевольное уклонение от естественного к противоестественному, что (именно) и есть грех.
Итак, откуда же грех? Он есть изобретение свободной воли дьявола. Следовательно, дьявол - зол. В том виде, в каком он произошел, он не зол, а добр, ибо Творцом он был создан ангелом светлым и блистательным и как разумный - свободным; но он добровольно отступил от естественной добродетели и очутился во мраке зла, удалившись от Бога, Который - один только есть благ, животворящ и источник света; ибо все доброе через Него делается добрым, и поскольку удаляется от Него волею, а не местом, постольку оказывается во зле».

Зло есть следствие свободного «отрицательного выбора» богосотворенного существа - Ангела или человека. Причем свободный выбор сохраняется за разумным существом даже в погибельной вечности. Признать невозможность выбора, и как следствие полную неизменяемость вечных мучений и абсолютную погибель павших ангелов и их служителей, значит признать равную силу добра и зла, Бога и сил тьмы. Против чего преподобный Иоанн ясно говорит - Бог и добро существуют изначально, а зло это всего лишь отсутствие добра, появившееся в результате отказа творения от своего Творца.
Временная сущность зла означает как возможность действительно вечных нескончаемых мук, так и их прекращение, если отпавшие от Бога существа снова сделают правильный выбор. Отрицать это значит принять на веру принципы искаженных нехристианских религий, утверждающих изначальное равенство двух одинаковых сил - добра и зла, Бога и дьявола.

*******
В книге 2. Глава XXIX «О Промышлении», преподобный Иоанн выражает общие понятия о Божественном Промысле, управляющем всеми и добрыми и злыми сторонами человеческого бытия. Знаменательно, что множество путей Божественного Промысла «нельзя ни выразить в слове, ни постигнуть умом»:
«Следует иметь в виду, что выбор дел находится в нашей власти, исход же их зависит от Бога. При этом исход добрых дел зависит от божественного содействия, ибо Бог, по Своему предведению, праведно содействует тем, которые по правой совести избирают доброе. Исход же дурных дел зависит от божественного попущения, от того, что Бог, опять по Своему предведению, праведно оставляет человека, предоставляя его собственным силам.
Оставление человека Богом бывает двух видов: одно спасительное и вразумляющее, другое - означающее конечное отвержение. Спасительное и вразумляющее оставление бывает или для исправления, спасения и славы терпящего, или для возбуждения других к ревности и подражанию, или для славы Божией. Совершенное оставление бывает тогда, когда человек, несмотря на то, что Богом все сделано для его спасения, остается, по собственному произволу, бесчувственным и неисцеленным, или, лучше сказать, неисцелимым. Тогда он предается конечной гибели, как Иуда. Да сохранит нас Бог и да избавит от такого оставления.
Следует иметь в виду, что много путей божественного Промышления, и их нельзя ни выразить в слове, ни постигнуть умом…
Следует иметь в виду, что Бог, прежде всего хочет всем спастись и достигнуть Его Царства. В самом деле, как благой, Он создал нас не затем, чтобы наказывать, а чтобы мы были причастниками Его благости; но как правосудный, Он хочет, чтобы грешники были наказаны».

Сначала всегда действует Божественное милосердие - Бог хочет всем спастись и достигнуть Его Царства. Если мы выбираем добро, Господь обязательно помогает нам на благом пути, обеспечивая вечное спасение души для праведников, сознательно служащих Творцу. Хотя выбор дел, в том числе пути спасения, находится в нашей власти, но его исход напрямую зависит от Божественного содействия. Это говорит о том, что ни один человек не имеет права судить погибающих грешников, якобы они сами виноваты - «почему они не такие хорошие и умные как я, выбравший путь спасения?». Лучше смиренно думать о том, как с Божией помощью добраться к вечности с нормальным исходом.
При свободном выборе зла Бог правосудно предоставляет нам выбирать вечные муки. Причем, по словам преподобного Иоанна «совершенное оставление» человека Богом и, следовательно, вечные и бесконечные страдания, ждут того, кто, несмотря на все старания Бога для его спасения, сознательно выбирает путь погибели как предатель Иуда.
Правильно разделить человечество на спасающихся и погибающих может только Сам Господь. Он один знает душу человека и имеет право Высшего Суда. Вряд ли у нормального христианина «поднимется язык» причислять кого-то к Иуде, который ясно знал, что Христос есть Сын Божий и так же ясно предпочел богоборческий выбор, удовлетворявший его гордый национализм.
В наше время открыто заявляют о себе сознательные сатанисты, целенаправленно создающие антирелигию поклонения силам тьмы. Но подобные сознательные богоборцы и богоотступники всегда немногочисленны. Даже в отношении русских атеистов и революционеров ХХ века стоит подумать, кто из них целенаправленно боролся с Богом, Который есть, а кто просто совершал глупость по неведению. Вообще к суждениям о неправославном человечестве надо подходить очень осторожно. Христианин имеет право твердо говорить о погибельности всех неправославных учений и одновременно ему лучше никогда не судить конкретных грешников.
«… много путей божественного Промышления, и их нельзя ни выразить в слове, ни постигнуть умом». То есть вопрос – кто спасается, а кто погибает, фактически неподвластен уму человека. Если только ему не дается особое Божественное откровение.
Кстати у преподобного Иоанна нигде нет даже намека на то, что обязательно спасаются все православные, и обязательно гибнут все инославные. Много ли в мире настоящих богооступников, кто к ним относится, что будет с душами людей после смерти и в вечности после Страшного Суда, судить не нам. Ясно одно - вечные муки есть результат выбора человека, который сознательно как Иуда отрекается от Бога. Если человек полностью отрицает милосердие Творца, вступает в дело одна Божественная справедливость и человек сам выбирает вечные муки.

*******
Глава XXI. «Почему наперед знающий все Бог создал тех, которые согрешат и не раскаются?»
«Бог, по благости Своей, приводит из небытия в бытие все существующее и о том, что будет, имеет предведение... Ибо ведение относится к тому, что есть; а предведение - к тому, что непременно будет. Но сперва - бытие (вообще), а потом уже - бытие доброе или злое... Бог все, что Он творит, творит добрым; каждый же по собственному произволению бывает или добрым, или злым».

Здесь мы видим непостижимый парадокс Божественного предведения в отношении спасения или погибели отдельного человека. Бог знает, что будет с человеком и творит все доброе, но человек непостижимым образом может выбрать зло. По сути дела вопрос вечной погибели или спасения никогда нельзя рассматривать как некое отвлеченное знание. Все определяет свободный выбор конкретной богосотворенной личности, часто являющийся тайной даже для самого человека.
Знание Бога о человеке, который сделает отрицательный выбор, непостижимо совмещается с желанием Господа спасти каждого человека и павшего ангела. Мы знаем только то, что Бог творит все добрым и одновременно дает нам полную свободу. Выбор вечной погибели или спасения зависит от нас - примем мы Божественное прощение или откажемся во имя гордости. Причем личностные отношения между Богом и сотворенным существом есть неподвластная людям тайна, определять исход которой волен лишь Творец.

*******
Книга 4 Глава XXVII «О воскресении»:
«Итак, мы воскреснем, так как души опять соединятся с телами, которые станут бессмертными и совлекутся тления, и предстанем пред страшным Христовым судилищем. Дьявол и демоны его, и человек его, т. е. антихрист, нечестивые и грешники будут преданы во огонь вечный, не вещественный, каков у нас, но такой, какой знает один Бог. А сотворшии благая просветятся, как солнце, вместе с ангелами в жизни вечной, с Господом нашим Иисусом Христом, вечно созерцая Его и сами будучи Им созерцаемы, и наслаждаясь проистекающей от Него радостью, прославляя Его со Отцем и Святым Духом в бесконечные веки веков, Аминь».

В заключительной главе своей книги преподобный Иоанн Дамаскин делает окончательный вывод как раз по теме, наиболее важной для каждой сознательной личности - спасение и погибель человеческой души. При этом преподобный Иоанн весьма благоразумно ограничивается общими выводами, не смея заменять собой Божественное Правосудие. Кто именно относится к праведникам и грешникам, знание особое, подвластное лишь Творцу. Ясно, что после Страшного Суда человечество ожидает всеобщее разделение, в результате которого пришедшие к Богу праведники обретут спасительную вечность с Богом, а нераскаянные грешники примут вечные мучения с падшими ангелами.
О дальнейшем ничего не говорится даже в Апокалипсисе апостола Иоанна Богослова. Муки сознательных богоотступников и падших ангелов действительно будут вечными и бесконечными. Глупо и самонадеянно утверждать, что Бог обязательно спасет служителей зла без их желания. И одновременно зло не абсолютно и не вечно. Здесь мы видим «тайну будущего века», где все по прежнему решает парадоксальное сочетание сознательного и свободного выбора Божественного творения, с промыслительным и спасительным действием Абсолютной Божественной Любви и Справедливости. Ибо Бог всегда Один и тот же, и не может изменится.