Настоящий подарок с любовью и заботой! Подарите вашему близкому Именной Сертификат о том, что за него была подана записка и отслужен Молебен о его Здравии и Благополучии всем Святым в Даниловом монастыре. Подать записку на молебен и получить Сертификат. Пример Сертификата можно посмотреть ЗДЕСЬ

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Православные интернет-миссионеры

Православие "последних времен" . Глава 28. Часть 23(продолжение).

Глава 28. Человек и Провидение.
*** 23 ***
Спасение человека и православное миссионерство.

********
Многих людей искренне волнует вопрос - почему православных христиан так мало в сравнении с верующими других религий и вероисповеданий. На вопрос: «Некто сказал Ему: Господи! Неужели мало спасающихся?» (Лк.13:23), Христос отвечает: «подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут» (Лк.13:24). Господь для нашего же блага призывает человечество встать на полноценно спасительный путь православной веры: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф.7:13-14). Из-за греховности человечества в мире «много званых, но мало избранных» (Лк.14:24), а Церковь является «малым стадом» (Лк.12:32). Большинству людей более важны интересы земного благополучия, делающего грешника равнодушным к благам жизни вечной, в которую он верит мало или не верит совсем.
Печальная реальность нашего мира показывает, что погибающих много, а спасающихся мало. Одновременно христианскому мировоззрению чуждо полное уныние и пессимизм. Господь говорит, что идти «узким» путем весьма трудно, одни не могут этого понести, другие просто не хотят, но надо стараться, ведь иначе человек рискует вечной жизнью души. А что получится в «итоге жизни», знает Один Господь.
Однозначный вывод - грешники сами виноваты в своей погибели, с первого взгляда выглядит вполне убедительно. Но не стоит торопиться с выводами - православная вера, несмотря на любые усилия человека, это всегда бескорыстный дар Творца, который не способен «заслужить» ни один человек.
Слова «грешники в любом случае виноваты сами», подразумевают, что православные не виноваты и «заслужили» спасение своими усилиями. Подобные выводы «мягко говоря» не соответствуют действительности. Лучшим выходом является смиренное признание свое незнания в данном вопросе, когда человек никого не судит, благодарит Бога за собственное спасение и по мере сил с любовью помогает людям узнать православную Истину.
Искаженная точка зрения, основанная на ложном смирении, утверждает - если мы, несмотря на обязательное приложение личных стараний, не можем спастись сами, значит, Господь спасает людей по своему личному предпочтению. Но тогда и грешники погибают вне зависимости от своей воли и дел. Все это логично подводит любителей судить неправославных к признанию предопределения - православных Бог изначально создал для спасения, всех остальных для погибели. Остается лишь покорно без рассуждений принять волю Божию, и радоваться собственному спасению.
Христианин, имеющий представление о свободе человеческой личности, не может принять примитивное предопределение и его продолжают волновать вопросы - зачем Бог создавал тех, кто якобы все равно не спасется, отвергнув христианскую Истину и выбрав путь вечной смерти в аду? Для чего вообще существуют народы, не желающие или не могущие познать Истину Христианства? Христианское смирение, далекое от ограниченной покорности, обычно приводит к таким ответам - Господь никогда не творит роковой предопределенности, Бог хочет спасти всех и делает это по возможности, учитывая свободный выбор людей между добром и злом.
Фактически подобные проблемы для нас непостижимы. Но важнее всего то, что христианское мировоззрение дает нам непреложную надежду на лучшее. Надо искренне надеяться на Любовь и милосердие Творца, делая все от нас зависящее для личного спасения и помощи людям. И в итоге Господь все обращает ко благу.
Правильное христианское понятие проблемы спасения человечества основано на настоящей свободе и потому неопределенно. Есть такое знаменательное выражение «делай, что должен и будь, что будет». Господь показывает нам путь к небу, дает благодатную помощь, но никогда не обещает «автоматической гарантии» спасения. Тем не менее, по мере праведной жизни христианин обретает несокрушимую надежду на благоприятное решение всех проблем.
Православные сторонники всеобщей погибели всех неправославных, дают весьма оригинальное объяснение человеческой свободы. Якобы создание свободных разумных существ изначально предполагает создание тех, кто использует полученный дар свободы неверно. Господь, чтобы не нарушить свободу, создает и спасающихся и погибающих. Но если они созданы такими, в чем их вина? Получается, что неправославные изначально запрограммированы на отпадение от Бога и погибель, а праведники запрограммированы на добродетельную жизнь. Выходит никакой свободы просто не существует, и значит, не должно быть и наказания за грех.
Господь действительно дарует свободу выбора каждой человеческой личности, но почему люди используют ее по разному знает Один Господь, имеющий право суда над своим творением. Христос дает нам единственно верный совет как самому сделать спасительный выбор и при этом не потерять благодатную силу и знание православной веры: «любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым» (Лк.6:35).

*******
Священное Писание и Священное Предание Христианства совершенно правильно говорит о том, что спасение возможно только во Христе и Его Теле - Православной Церкви. «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин.15:6). «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин.3:36).
Теоретически делить человечество на спасающихся православных и погибающих неправославных весьма просто. Можно с «чистой» совестью убедить себя в том, что все инославные христиане и тем более язычники сознательно служат силам тьмы, а все православные служат Богу, принимая как доказательство видимую принадлежность человека к Православной Церкви. Но в жизни все получается по иному - православный может и не творить волю Божию, благодатно соединяясь со Христом. А инославный и нехристианин могут быть лучше православных по своим христианским делам. Иначе как бы они вообще обращались в Православие, нет имея даже крупицы спасительной богооткровенной Истины?
Нормальный православный верующий никогда не станет утверждать спасительную равноценную Христианства-Православия и иных религий и вероисповеданий. Он просто стремится познать мир неискаженно и разносторонне, учитывая все точки зрения. И потому для него поголовное осуждение иноверцев, еретиков и грешников на вечную гибель человеческим решением является непростительной дерзостью, гордо присваивающей себе Божественное Право.
Вопрос: «допустим, что нехристиане не могут спастись, поскольку не верят во Христа и не приняли крещения. Но как быть со спасением инославных христиан - католиков, протестантов и так называемых «нехалкидонитов», которые крещены и верят во Христа Сына Божия?», касается проблемы «внутренних христианских» ересей.
Священное Писание прямо говорит, что предающиеся «ереси… Царствия Божия не наследуют» (Гал.5:20-21). Ересь означает повреждение спасительных догматов истинной веры, ложь о Боге, о совершаемом Им деле спасения. Поскольку Бог есть Истина (см. Ин.14:6, 3:33), а спасение есть соединение с Богом, еретику так же невозможно спастись, как невозможно лжи соединиться с Истиной.
В общем виде такое категоричное суждение является совершенно правильным. Однако в реальной жизни отпадение от православной Истины распадается на много ступеней. Недаром сами Отцы Церкви приводят образный пример - Православие есть чистая вода, католическое учение вода наполовину с «духовно вредными веществами», в протестантизме примесей еще больше, в религиях единобожия иудаизме и исламе, одни проценты «живой воды», в языческих религиях совсем другие, вплоть до «полной отравы».
Чтобы не навредить хотя бы самому себе, однозначно лучше пить нормальную чистую «духовно-религиозную» воду. А одинаково судить всех неправославных как еретиков бессмысленно. Особенно учитывая, что среди православных существует самая губительная ересь фарисейства, когда человек будучи с виду верующим, внутри является грешником, который сознательно отрекается от Бога ради собственных грехов, целенаправленно отказываясь творить волю Божию.

*******
Простых однозначных выводов и четко определенных ответов на вопрос о спасении или погибели еретиков, нецерковных грешников, верующих нехристиан и даже тех, кто называет себя атеистами, не существует. Потому что каждый человек есть грешник, в душе которого добро и зло перемешано так, что разделить и справедливо оценить его способен лишь Господь.
Существует множество высказываний Отцов Церкви о единственной спасительности Христианства-Православия. Но одновременно существуют и «ограничительные» мнения, не позволяющие нам увлекаться чрезмерным осуждением, вдаваясь в область Божественного ведения, неподвластного уму человека.
Сами сторонники всеобщей погибели неправославных признают, что «некоторые из русских святых XIX столетия на вопрос о возможности спасения католиков и протестантов отвечали уклончиво». Например, святитель Феофан Затворник, категорично обличавший ереси, на вопрос о том, спасутся ли католики, ответил: «Не хочу входить в суждение: спасутся ли католики, - одно знаю: если я оставлю православие и уйду в латинство, то - несомненно погибну».
Святитель Николая Японского, весьма нелицеприятно обличавший язычников и одновременно признававший их устремления в поисках Истины, на аналогичный вопрос о спасении католиков и протестантов, ответил: «Мы твердо уверены только в том, что кроме Христа нет другой двери в Царство Небесное, а также в том, что пред нами самый прямой путь к этой двери, но попадут ли в эту дверь из окольных путей, мы не знаем и предоставляем судить об этом Богу».
Вне Православной Церкви однозначно нет полноты спасительной Истины. Она создана Богом Отцом и Сыном Божиим, она единая верная хранительница всего заповеданного Господом чрез святых Апостолов. С этим не поспоришь, просто Господь по Своему милосердию, учитывая ненормальную обстановку на Земле, принимает от людей любое духовное устремление.
Кстати данная закономерность касается и самих православных, нередко творящих волю Божию «кое-как». Осознавая свою греховную вину, мы вместо исправления, чувствуя, как грехи тянут нас к погибели, начинаем требовать от Бога однозначное решение - «все православные обязательно спасаются». И еще нам бывает просто завидно: «как это Господь простит этих неверных, а я зачем тогда старался быть православным?»
Впрочем, «православные ревнители» иногда допускают «снисхождение» к различным еретикам при решении примерно таких вопросов: «понятно, почему погибнут ересиархи, создавшие ересь, и люди, сознательно упорствовавшие в ереси, вопреки знанию о Православии. Но как быть с участью рядовых католиков и протестантов, которые могут совсем не знать о Православии, о догматике своих «церквей» и их отличии от православной веры?».
Оказывается действительно нельзя уравнивать создателей и идеологов ереси с участниками еретической общности «по рождению и традиции», которые практически не интересуются догматикой и вероучением своей конфессии. Нельзя сказать, что вина тех и других одинакова, но это вовсе не значит, что у вторых нет совсем никакой вины. Потому что у католиков и протестантов находились и доныне находятся верующие, которые, интересуются верой, узнают о Православии и прилагают усилия, чтобы стать чадами Православной Церкви. Почему же одни инославные смогли пройти путь до Православной Церкви, а другие нет?
Ответ простой - сами виноваты, что не искали Истины, не знали об отличиях своей номинальной веры от Православия из-за обыкновенного равнодушия к спасению души и вопросам веры. Опять понятный, но, к сожалению, неправильный, основанный на надежде человека на самого себя. Присваивание себе способности самостоятельно выбрать Православие весьма смахивает на гордость, потому самостоятельный выбор истинной веры не по силам человеку и фактически является бескорыстным даром свыше. Можно конечно сказать, что инославные, принявшие Православие, настолько приблизились к Богу в своей еретической вере, что Господь дал им силу для осознания Истины. Но как такое вообще возможно для еретиков, которые сознательно служат силам зла?
Разрешить подобные противоречия невозможно с помощью логических размышлений. Здесь требуется скорее образное видение пути человечества к Богу, дающее общую картину происходящего. В современном безбожном мире популярен ложный экуменический образ - Бога или «общечеловеческую духовную цель» символизирует одна горная вершина, к которой стремятся по разным склонам люди разных религий. У каждого из них якобы своя неповторимая тропа, но всегда одна цель. Не удивительно, что экуменические «молитвы» могут собирать вместе и «христиан» для которых Христос не является Сыном Божиим, и язычников, открыто поклоняющихся демоническим силам.
Для православного христианина существует иной образ пути к Богу и вечности, не совсем удобный и приятный для грешного земного человека. Впереди гора, к ней направлена долина, доступная всем людям. Православный верующий отчетливо видит гору и движется ввысь по чистой, сухой и прямой тропе. Рядом лежит болото человеческих грехов и страстей, где по извилистым тропинкам в разных направлениях продвигаются все неправославные. Одни видят гору смутно и, хотя идут в верном направлении, затрачивают много лишних сил на «духовно обманные петли». Другие видят цель изредка и обычно сворачивают вбок неизвестно куда, с неизвестным и нерешенным исходом. Третьи вообще не видят реальной цели и поворачивают назад в глубинную топь, воображая, что идут в абсолютно правильном направлении.
Такая вот неопределенная и непостижимая свобода царит в нашем искаженном мире. Смиренномудро осознавая реальную жизнь, православный христианин радуется о своем спасении и благодарит Бога, со страхом избегая гордого осуждения иноверующих, когда человек буквально радуется погибели людей «так им грешникам и надо», и такого же гордого лицемерным «участия» - «мол такова справедливая воля Божия, одним спастись, другим погибнуть».
Вместо осуждения христианину необходимо заниматься собственным исправлением, тем самым предельно эффективно показывая окружающим православный путь к спасительной вечности. Глупо пугать людей вечными муками, ожидающими грешников и еретиков. Нужно приводить людей к Богу благодатным примером святости, добра и любви, искренне молясь о спасении всех погибающих и заблудших, которые тогда сами быстро поймут грозящую им вечную опасность.

********
При нормальном варианте духовно-религиозной истории человечества, на Земле однозначно нет места многим «церквям», искаженным религия и ересям. К сожалению, в реальности, по причине нашей греховности, в чем православные виноваты не меньше остальных - зная Высшую Истину, они продолжают грешить и отказываются нести Православие миру, все выглядит иначе.
Наш мир сложен из сплошных противоречий. В одних случаях действуют слова апостола Петра «во всяком народе боящийся Бога... приятен Ему» (Деян.10:35). С другой апостол Павел бескомпромиссно обличает искаженные и ложные религиозные пути: «язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу» (1Кор.10:20).
Если не Христианство-Православие, то, по крайней мере, Христианство в проповеди католиков и протестантов известно большинству народов Земли. Хотя качество такой проповеди часто вызывает сомнение. В итоге, за неимением лучшего, там, где не совершилась проповедь Православия, продолжают действовать слова апостола Павла: «когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим.2:14-15). Христиане судятся по закону Христову, остальные по ветхозаветным заповедям, голосу совести и общечеловеческим духовно-нравственным правилам. Причем окончательную участь человечества и отдельных людей, решит последний суд Божий.
Знаменательно «ультра-православное» толкование других слов апостола Павла: «Внешних же судит Бог» (1Кор.5:13). Хотя язычники, не знавшие спасительной Истины Христианства, будут судиться по своим делам на основании свидетельства их совести, это ни в коем случае не предполагает возможности спасения некрещеных нехристиан. Для них слова «будут судимы» никогда не значат «будут оправданы», и всегда означают «будут осуждены».
Якобы для любого по-настоящему совестливого человека слова «ты будешь судим по делам своим, и получишь за них по справедливости», означают страшный приговор, ведь совесть напоминает нам преимущественно о грехах, заслуживающих беспощадного наказания. Будут судимы - значит, будут осуждены в соответствии с совершенными грехами, как об этом далее пишет апостол Павел: «Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся».
Подобные толкователи сами не понимают, что говорят. Вышеуказанные слова апостола Павла относятся, в том числе и к христианам, открывая нам подлинную закономерность суда Божия. Язычники судятся по закону совести, христиане по закону Христа. И те и другие являются грешниками не заслуживающими спасения, но Господь учитывает наши дела и спасает каждого кого может, руководствуясь не столько справедливостью, сколько милосердным всепрощением.
Конечно, можно утверждать, что православные это особые люди, любимые Богом и избранные Им к спасению, а все неправославные Творцу безразличны. В итоге слова апостола Павла: «Бог… есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных» (1Тим.4:10) тоже толкуют весьма своеобразно. Христос пришел в наш мир ради всех людей, но это якобы вовсе не значит, что можно говорить о спасении не только христиан, но и язычников, мусульман, буддистов, идолопоклонников и т.п. Хотя тогда слова апостола «о спасении всех человеков», полностью теряют смысл. И оказывается, что голгофская жертва Христа была совершена только ради немногих «особых избранных», а остальные люди как были, так и остались вне спасения.
Следующие слова апостола Павла объясняют, что всеобщего спасения, вне желания человека действительно не существует. «Бог есть Спаситель всех человеков, - потому что всем человеком хощет спастися и в разум истины прийти» (1Тим.2:4). Жертва Господа Иисуса Христа означает искупление и подразумевает спасение всего человечества. Бог желает спасти всех и всякий может воспользоваться предложенным даром, но не все обращаются к Сыну Божию Спасителю мира.
Но вслед за правильными мыслями ревнители снова приводятся ложные доказательства - раз человек не обратился к Христу, значит, он сам виноват в сознательном уходе от Бога, обрекающем его на погибель. И мы снова видим попытку приписать заслугу обращения к христианской вере самому человеку, хотя никто не знает, почему одни люди и народы становятся христианами, а другие нет.
Не принимая этого во внимание можно легко делать выводы - Христос Спаситель «только верных», в том смысле, что хотя спасительное Божие хотение и устроение простираются на все человечество, на деле спасаются только немногие православные верные. Зачем же тогда сказано, что Христос - Спаситель всех, если неверные изначально обречены и зачем тогда вообще нужна всемирная проповедь тем, которые вообще не могут прийти к Христу?

********
После изучения характерных точек зрения о спасении только православных верующих, приходится делать решающий выбор - или признать полное предопределение в отношении человечества, когда одни люди изначально предназначены к спасению, а другие к погибели. Или все таки остаться сторонником реальной христианской свободы, которая оставляет нам возможность выбора и признает, что только Один Господь знает тайну человеческой души.
Точка зрения преподобного Нектария Оптинского, когда к нему настырно обращались московские интеллигенты с вопросами насчет спасения язычников, лучше всего объясняет тайну спасительного Божественного Промысла применительно к православным и неправославным: «Простой индус, верующий по-своему во Всевышнего и исполняющий, как умеет, волю Его, спасается, но тот, кто, зная о Христианстве, идет буддийским путем или делается йогом, - нет».
Это самый верный ответ. Хотя у неправославных и нехристиан искаженная и еретическая вера, предоставим Богу Самому судить их. Православным открыта полнота Истины, которую необходимо воплощать на деле. Иначе, отвернув с пути христианской праведности, православный точно погибнет как предатель истинной веры. С неправославных спросится меньше и по другим законам, с православных неизмеримо больше и строже. И не стоит надеяться, что ругая иноверных, сам станешь нормальным христианином.
Люди, не различающие подлинного смысла слов старца Нектария, объясняют, что его мнение «ошибочно с религиоведческой точки зрения», так как индусы не верят во Всевышнего и являются идолопоклонниками. Хотя старец просто подразумевал, что у язычников есть частицы спасительной богооткровенной Истины и понятие о Божественных заповедях. На основании чего Господь и будет их судить.
Во вторых мнение старца якобы ошибочно с исторической точки зрения. Индийцы лучше многих других в Азии осведомлены о Христианстве. Христианская православная община присутствует в стране со времен апостола Фомы. Заметные плоды принесла также деятельность католических и протестантских миссионеров. Поэтому тем индусам, кто не обратился к Православию, однозначно нет прощения и спасения. Логика просто восхитительная, если учесть, что для православных ревнителей католики и протестанты являются отъявленными еретиками, несущими людям сплошную духовную ложь.
Слова про индусов, не знающих о Христианстве, нельзя понимать в буквальном смысле. Потому что такая же обстановка характерна и для современной православной России, причем русские крещеные людей нередко ведут себя гораздо хуже чем язычники-индусы. И Господь все терпит и прощает, потихоньку приводя людей к спасению. Если бы Он судил нас по справедливости, давно бы пришел конец всем народам - православным, инославным и языческим.
В заключении напрашивается главный вывод - реальное спасение человека достигается только через Христианство-Православие, Крещение, благодатные Таинства, практику праведной жизни и исполнение христианских заповедей. Если тебе открылась истинная православная вера, позаботься, прежде всего, о ее личном практическом исповедании.
И предоставь Богу Самому судить всех неправославных хотя бы потому, что ни один православный не может назвать себя праведником. Невозможно утвердить полноту Православия одними осуждениями иноверующих и разборами ересей. Пример православных святых показывает, что лучший вариант проповеди заключается в личной православной жизни, ясно показывающей путь спасения окружающим людям. И пусть конечную участь каждого человека решает Господь.