Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Православные интернет-миссионеры

Православие "последних времен" . Глава 28. Часть 23.

Глава 28. Человек и Провидение.
*** 23 ***
Спасение человека и православное миссионерство.

Православный христианин никогда не согласится с еретическими понятиями экуменизма о спасительной равноценности всех религий и религиозных учений. «Неограниченный» экуменизм целенаправленно воспитывает в человеке греховную вседозволенность, когда «верующему» все равно во что и как верить, поскольку его «вера» не связана с практикой праведной жизни и исполнением заповедей Творца. К погибельным ересям относятся не только атеизм-безбожие и различные инославные искажения традиционного Христианства-Православия. Не менее опасно отрицание спасительной церковной жизни, когда человек говорит «Бог у меня в душе», тем самым выбирая «легкий» путь греховной безответственности. Всех приверженцев подобных взглядов можно одинаково отнести к «ультра-левым» сторонникам «греховной свободы», «духовность» которых не имеет никакого отношения к религии.
Как это ни странно звучит, но «ультра-правые» «православные ревнители», выбирающие другой крайний путь, нередко почти не отличаются от «ультра-левых» по своей безответственной «духовной сущности». Когда человек безапелляционно заявляет о полной погибели всех неправославных, подразумевая свое обязательное спасение в силу принадлежности к истинной вере, это один из главных признаков того, что человек ищет «легкий» путь спасения, не желая реально творить волю Божию.
Опасность заключается в том, что «ультра-правое» направление православной деятельности понимает под исповеданием Православия формальную принадлежность к Церкви. Так повторяется главная ошибка ветхозаветного фарисейства, когда человек признает правильные догматы, принимает Крещение, посещает храм и участвует в благодатных Таинствах. Но при этом не обращает должного внимания на личную праведную жизнь, которая собственно и является исповеданием православного учения. Взамен он начинает искать и обличать внешних и внутренних «врагов истинной веры», считая данное занятие единственно важным для православного верующего, который «уже спасен» и ему остается только судить окружающих.
Губительное «православное» фарисейство, основанное на преувеличенном внимании к осуждению и обличению всех иноверующих по «полной программе» вместо осуждения и исправления собственных грехов, ничем не отличается от гордого ветхозаветного фарисейства. Кстати «православные ревнители» нередко задают характерный вопрос - «если в неправославных учениях присутствуют частицы Истины, а их последователи тоже могут спасаться, нам что же можно уходить из Православия в другую веру?». Подобным образом человек, формально принадлежащий к Православию, невольно выказывает свою подлинную духовную сущность, ищущую легких путей формального и магического обрядоверия.
Обличать неправославные ереси и искажения нехристианских религий можно и нужно, но правильно делать это способен лишь тот, кто прошел «длительную школу» христианской жизни. Православное знание дается не столько разуму, сколько просветленному сердцу праведника.
«Средний царский путь» проповеди истинной православной веры, свободный от крайних искаженных взглядов, основан на следующем принципе. Доказать правоту Православия единственно словами, в богословских спорах, практически невозможно. Самые правильные слова без примера христианского подвига, ничего не докажут грешнику, которому необходимо увидеть реальный пример исполнения заповедей Христа. Православные апостолы, праведники и святые приводят людей ко Христу преимущественно благодатным действием Святого Духа, личным примером праведной и доброй жизни. Поэтому нормальные православные миссионеры никогда не увлекаются безрассудным «поголовным» осуждением иноверующих.
В своей проповеди православные «ревнители» часто делают упор на «духовный страх». Такое миссионерство буквально заставляет человека принять истинную веру, напугав его действительно страшными последствиями греховной жизни вне единственно спасительной православной Истины. Сторонники экуменизма продвигают свою «веру» с помощью другой крайности. Якобы Божественная Любовь совсем не видит наши грехи, которые по сути дела и не существуют. Будем «любить и творить добро», а все остальные принципы православной жизни - пост, молитва, аскетизм и так далее, являются «устаревшими понятиями». Не стоит пояснять, что получается из «любви и добра» грешника-эгоиста, не собирающегося укрощать свои страсти.
Страх за спасение души, принуждающий человека не грешить и жить в Церкви ради личного блага, действует неизмеримо эффективнее. Хотя в дальнейшем «страх раба» нередко развивается в явно нехристианскую корысть и гордость «наемника-фарисея». И «духовно однобокий» страх, и безответственная «любовь», мало способствуют восприятию православной веры.
Правильная проповедь Православия строго обличает легкомысленную безответственность - каждый человек должен знать, что в вечности нас ожидает бескомпромиссный ответ за земные дела. Все мы - православные и нет, являемся грешниками, которые спасаются лишь по милости Творца. Вместе с тем христианская Истина отвергает роковой страх, внушающий человеку чувство обреченности на вечные муки за свои грехи. Любовь Божия предоставляет нам реальную свободу и стремится сделать все для нашего спасения. Но для этого мы должны сознательно обратиться к Богу, однозначно бросив греховную жизнь.

*******
Христианская православная вера предоставляет нам единственно полноценный богооткровенный путь к спасительной вечности. Воплощенный Сын Божий Господь Иисус Христос однозначно «есть путь, истина и жизнь» для всего человечества. Христианство-Православие открывает миру уникальную возможность достижения святости, добра и любви через исполнение законов Всеблагого Творца. Православие несет людям полноту истинного догматического знания о Боге, мире и человеке. Христианство единственная религия, которая учит человека обретать благодать Святого Духа и соединяет верующего с Богом, преображая его в просветленного богочеловека.
Вне распятого Иисуса Христа и вне Православной Церкви нет спасения - все иное неполноценно, искаженно и губительно. Без веры во Имя Сына Божия, без помощи Спасителя мира никто не может очиститься от греха, просветиться и войти в Царство Небесное. Это совершенно правильные определения, спорить с ними, тем более опровергать и отвергать их бессмысленно и «духовно опасно».
Для православного верующего существует иная опасная крайность, когда он начинает понимать спасительную принадлежность к Христианству и Православной Церкви буквально и бездуховно. Стоит сказать такому «православному ревнителю», что Господь принимает все «духовно положительное», каждую частицу праведности, добра и любви от любого человека в мире, как тебя сразу объявляют экуменистом, еретиком и врагом Православия. Хотя речь идет всего лишь о смиренномудром решении данного вопроса, нисколько не умаляющем значения Православия.
Упрощенное «истинно православное» мнение безапелляционно утверждает - любой неправославный человек однозначно является еретиком и грешником, сознательно отступающим от христианской Истины и прямиком направляющимся в вечную погибель. Данная «простота» позволяет весьма просто решать все вопросы о спасении человечества. Намерения у «ревнителей» обычно самые положительные - защита и доказательство Высшей Истины Православия. Однако в итоге получается некий «православный национализм», совсем не учитывающий реальную жизнь - только православные верующие живут праведно, могут творить добро и наследуют вечную жизнь с Богом.
Остальное человечество объявляется буквально «духовным мусором», абсолютно не способным ни что хорошее. При этом ревнители странным образом «забывают» о необходимости исповедать Православие всей своей жизнью, не надеясь на формальную принадлежность к Православной Церкви. Иначе можно, оставаясь православным по внешности, не быть христианином в душе, что грозит верующему весьма неприятными последствиями.
В итоге евангельское понятие «праведники спасаются, а грешники погибают», в настоящее время нередко звучит так - «все православные спасаются, а все неправославные погибают». В теории все выглядит нормально, поскольку каждый православный верующий, имеющий полноту Божественной силы и знания, должен быть настоящим праведником. А неправославные верующие, не имеющие такой благодатной поддержки, фактически не способны полноценно творить волю Божию. Однако в реальности все происходит, мягко говоря, несколько иначе.
На Земле просто нет, и не может быть настоящих «стопроцентных» праведников. Величайшие православные святые считали себя худшими грешниками, которые при всех трудах спасаются только милосердием Творца. Если православный верующий убежден в своем непременном спасении и начинает осуждать на вечные муки всех неправославных, а такое возможно, лишь при полном отсутствии грехов, ему надо или обратиться к психиатру, или покаяться в гордой «духовной прелести».
Мы постоянно каемся на Исповеди и постоянно грешим снова и снова, повторяя одни и те же грехи. Господь прощает нас при одном условии – с Божией помощью мы должны прощать всех нас обидевших, должны хоть немного творить добро, небольшими шагами продвигаясь вперед и меняя свою сущность в положительную сторону. Но почему Всеблагой Господь, заботящийся о благе всего мира, обязан отказывать в милосердии всем неправославным, особенно тем, кто на практике творит христианские и Божественные заповеди, несмотря на ущербность и искаженность своей веры?
Можно конечно остановиться на самом «простом» понятии - якобы все неправославные специально отрекаются от Христа и исполнения спасительной воли Единого Бога, являясь сознательными служителями сил тьмы. Они якобы просто не способны правильно творить волю Божию, так как им полностью неведомы христианские добродетели. Впрочем, сама жизнь опровергает такие упрощенные, вернее духовно примитивные и ограниченные мнения. Особенно на фоне того, что православные верующие, весьма благочестивые и «церковные» с виду, нередко могут быть еще худшими грешниками, чем «неверные».

*******
Для формирования неискаженного православного мировоззрения необходимо знать правильный ответ на вопрос - почему Бог спасает православного верующего? Православный христианин исповедует истинную веру и принадлежит к Истинной Вселенской Церкви - верует в Господа Иисуса Христа как Спасителя мира, принимает Крещение во очищение грехов, ходит в храм и участвует в благодатных Таинствах, дающих нам силу и знание для спасительной праведной жизни. Но дальше как говорил Господь верующим Ветхозаветной Церкви - «дети Авраама творят дела Авраама». Православный верующий является учеником Христа только в том случае, если он исповедует Христианство в праведной жизни, через исполнение христианских заповедей.
Спасительное приобщение к Православной Церкви и обретение благодати Святого Духа, без чего мы не сможем творить волю Божию, это всегда бескорыстный дар Творца. Ни один человек на Земле, тем более православный, не смеет заявлять, что он спасается своими силами. Все люди, в том числе и православные, являются «духовными рецидивистами». Господь прощает нам грехи на Исповеди, мы идем и снова грешим, опять каемся и опять получаем прощение. Становится просто стыдно: «кто я такой, что судить о спасении или погибели других людей». А кто-то еще смеет буквально предъявлять Богу «счет» - «Господи ни в коем случае не спасай неправославных грешников и еретиков, а только меня и православных, зря я, что ли трудился».
Можно, конечно, «обойти» проблему осуждения следующим «ловким ходом» - «я никого не сужу, а просто смиренно привожу свидетельства Отцов Церкви про погибель всех неправославных». На самом деле подобное «смирение» ничего не значит, особенно если учесть, что ревнители, быстро осудив всех неправославных, начинают лихорадочно искать и осуждать еретиков уже среди самих православных.
Нормальный православный верующий занят преимущественно своими грехами и обличает ереси и религиозные искажения в основном личным подвигом православной жизни. Праведник совершенно правильно не дерзает судить людей вместо Бога, определяя одних к спасению, других к вечной погибели. Вместо этого он, проявляя истинную христианскую любовь, молится за заблудших, при необходимости обличая не столько грешника, сколько его заблуждения.
Православный христианин не может не отстаивать Высшую Истину Христианства-Православия. Для него все остальные вероучения и религии однозначно ведут к заблуждениям и погибели души. Одновременно он избегает судить неправославных, понимая, что это право Господа, знающего пути каждой человеческой души.
Крайняя ревность представляет собой легкомысленное и духовно примитивное явление, весьма губительное из-за гордой фарисейской уверенности в том, что формальная принадлежность к Православной Церкви решает все проблемы. Одно признание и словесная защита православных догматов еще ничего не значит, стоит нам, учитывая греховность самих православных, вспомнить весьма благочестивых и богословски образованных израильских фарисеев.

*******
Священное Писание, Евангелие, соборный опыт Православной Церкви и творения Отцов Церкви дают нам общие понятия о спасении и погибели человеческой души. Спорить с тем, что православные праведники спасаются, а грешники и безбожники, еретики и верующие искаженных религий погибают по причине отказа от спасительной воли Божией или неспособности ее творить, невозможно. Проблема заключается в вопросе - кто конкретно относится к таким погибающим людям?
Можно утверждать, например, что все католики являются сознательными еретиками, злонравно извращающими христианскую Истину для угождения силам тьмы. Но это примерно тоже, что объявить всех православных святыми в смысле их полной безукоризненности в исполнении христианских заповедей. Или делить окружающих людей на абсолютно хороших и добрых, и абсолютно плохих и злых.
Попытки безукоризненно объяснить земное и вечное бытие конкретных людей и народов, изначально обречены на неудачу, потому что данное знание доступно лишь Господу. Характерный вопрос: «спасаются или погибают люди, жившие и умершие в неправославных странах, где не было никакой возможности узнать Православие?», фактически не имеет определенного ответа.
Во первых напрашивается вывод - предъявлять претензии в погибельном отрицании или незнании Православия можно только после определенной деятельности православных миссионеров. Недаром Христос говорил апостолам: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. Мф 28 (19-20). « И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет». Мк 16 (15-16). Сначала православным надо идти на проповедь, иначе апостолы не обходили бы все возможные страны, проповедуя Христианство, а сидели в Иерусалиме, ожидая, когда к ним придут ищущие истинную веру.
По мнению сторонников погибели всех неправославных, подобное миссионерство является «гордой самонадеянностью» на чисто человеческие силы. Православная миссия в исполнении людей якобы не обязательна, потому что Господь сам решает, кого спасать, а кого оставить на погибель.
Господь Вседержитель и Промыслитель действительно управляет всем миром и «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2:4). Для Него открыто все, что происходит в умах и сердцах людей. Господь абсолютно Благ и обязательно приводит к Себе, в созданную Им Православную Церковь человека, который искренне ищет Божественную Истину. Если человек ищет Православие, он его непременно найдет, хотя бы чудесным образом. Но разве это исключает сознательное участие православных в проповеди истинной веры? Чудесные обращения представляют исключение, ведь Господь творит Свою спасительную волю в основном через самих христиан.
Еще невольно напрашивается вопрос - как можно искать Православие при его незнании и что можно найти в стране, где нет ни одного православного храма и священника? Может быть, в подобных ситуациях больше виноваты сами православные, примитивно ленящиеся идти на проповедь? Вспомним деятельность равноапостольного Николая Японского., который работал практически в одиночку, потому что православные миссионеры из России просто не хотели ехать в Японию из-за трудностей.
Еще для самооправдания можно принять другую «удобную» версию происходящего - Господь не посылает определенным народам православной миссии, потому что в этом иноверном народе живут люди, не любящие истину, не готовые и не хотящие принять Бога в своё сердце - «никто не ищет Бога; все до одного негодны» (Рим.3:11-12). Бог не посылает им миссионеров, якобы зная, что труды православной проповеди будут безуспешны в отношении данного погибшего творение, попросту «не нужного» Богу.
Господь действительно знает без наших указаний кого, когда и как спасать. Тайны Божественного Промысла требуют от нас смиренного молчания, которое понимает – все в руках Творца и отсутствие Православия вовсе не значит, что все неправославные народы поголовно обречены на погибель. Надо просто признать, что мы ничего не знаем, предоставляя всех неправославных милосердию Творца.

*******
Учитывая малое число православных христиан, нецерковные люди, пытающиеся узнать духовные тайны бытия до мелочей, чисто по человеческому рассуждению утверждают - «Бог якобы не может и не имеет права так жестоко и несправедливо допускать гибель столь многих людей».
Во первых, прежде чем предъявлять подобные безрассудные претензии, надо иметь хотя бы простейшее уважение, если не благоговение к Всемогущему и Всеблагому Творцу. Во вторых Любящий Господь от начала мира стремится спасти всех добрых и праведных людей, в том числе и тех, кто в настоящее время не познал православную Истину не по своей вине. Но еще существует свободная воля человека, могущего выбирать между добром и злом. И если мы выбираем зло, нам не на что жаловаться. Всеобщее спасение невозможно именно по Любви Божией, дарующей нам реальную свободу. Ведь Господь никогда не проявляет над человеком насилие.
К сожалению внерелигиозное понимание добра, не признающее греховность земного человека, в большинстве случаев бывает весьма «духовно ущербным». Оно не обеспечивает даже требования «нравственного минимума», не говоря уже о полноценном преображении и спасении души. «Бог есть любовь» (1Ин.4:16) и Он хочет всех спасти. Но еще существует высшая справедливость Божия, которую мы так настойчиво требуем от Бога. И богоданная свобода, которая действует в нашей жизни. И продолжить действовать после Страшного Суда, когда исчезнет ад, но останется геена огненная - худшая часть ада, означающая возможность вечных мучений нераскаянных грешников.
Естественно, что причислять к погибающим грешникам всех неправославных без различия их веры и жизни, бессмысленно. Господь милосердно спасает всех кого только можно спасти, не нарушая свободный выбор человек и учитывая его реальную жизнь. Поэтому в Апокалипсисе говорится о душах, обреченных на вечные муки по личному богоборческому выбору. Это сознательные дьяволопоклонники, а для остального человечества - православных и неправославных остается надежда получить спасение на Страшном Суде.
«И дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его (Откр. глава 14:11)».
«а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков. И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное». (Откр. глава 20 (1-15)
Отвергать очевидную правду - грешный человек, отвергающий Божественную Истину и сознательно выбирающий путь служения тьме, сам выбирает свою погибель. Здесь не место эмоциональной «человеческой справедливости», которая отвергает существование адских страданий из-за их жестокости и может признавать любую жестокость, если это ей выгодно. Естественно, что неправильна и другая точка зрения, когда православные утверждают, что все неправославные «не записаны в книге жизни» и напрямую служат дьяволу.
Суд Божий, последующее наказание за грехи и зло, награда за добродетель и добро в земной жизни и вечности происходит через оценку подлинной сущности человека. Неверующий нецерковный человек может быть добрым, в смысле помощи людям, и одновременно гордым, а гордость неминуемо несет миру разрушение и зло. Вера и церковная жизнь дает человеку наилучшую возможность спасения и развития души, которой не стоит пренебрегать, безумно играя в «духовную рулетку» грешной жизни.
Понятно, что разобраться в вопросах спасения или погибели человека может лишь всеведущий Господь, Который судит нас по нашим реальным делам. Причем судит в зависимости от настоящей любви и добра по отношению к людям, а не от видимой формальной принадлежности к Церкви. Во избежание губительных последствий от каждого человека требуется искренне и сознательно творить волю Божию: « Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта». Мф 5 (23-26)
Рассматривая жизнь большинства «хороших» нецерковных людей, которые старались не вредить окружающим, бескорыстно совершали добрые дела, приносили обществу явную пользу, весьма трудно сказать насколько они верующие или безбожники. Можно лишь уточнить, что простого «человеческого» добра явно недостаточно для спасения души. Нормально творить добро или вернее нормально исполнять Божественные заповеди, с земной и вечной пользой, может только сознательно верующий человек, получающий благодатную помощь Творца.
Во первых для неверующего человека самым ценным является земная жизнь, и он естественно желает прожить ее как можно лучше для самого себя. В итоге эгоизм заставляет неверующего «понижать планку добра». Во вторых тягчайший грех гордого неверия и богоотрицания, неминуемо отделяет человека от сил Света, приближая к силам зла.
Тем не менее, спасительное добро может творить и нецерковный человек. Нередко можно услышать, что следующий евангельский текст якобы относится к одним православным верующим. Хотя святитель Иоанн Златоуст относит его ко всем народам Земли, а не только православным христианам. Приходится смиренно признать, что делить людей по внешним религиозным признакам не совсем правильно, и определять нашу веру и неверие, добро и зло способен лишь Господь.

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную. Мф 25 (31-46).

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Интересные личности