Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Православные интернет-миссионеры

Три ступени соединения человека с Богом. Часть1.

*Глава 33
Духовная история человечества. Откровение Святого Духа.

Уважаемые братья и сестры! Буду рад услышать ваши отзывы о публикуемых материалах. Православной литературы сейчас достаточно, и возникает вопрос – есть ли в данной книге польза для православных христиан. Это последняя глава книги, предыдущие главы опубликованы на Елицах в отрывках. Полный текст книги «Православие последних времен» находится на сайте dmitri-andreev-vet.ortox.ru
** 31 ***
Три ступени соединения человека с Богом.

Учение Православной Церкви выделяет три основных этапа духовного развития христианина, три ступени на пути соединения человека с Богом: покаяние, очищение и совершенствование. По иному можно сказать, что спасительное творение воли Божией представляет собой изменение воли и образа жизни человека, его очищение от власти греха - тела от телесных страстей, ума от эгоизма и гордости. И завершает все обретение сознательной святости и совершенной любви, являющих нам полноту Божественной благодати.
Путь духовного развития христианина равнозначен практическому воплощению Божественных заповедей. Истинно христианская и православная жизнь есть непрерывное свидетельство правды Божией, непрерывная проповедь-благовестие в исполнении благой и спасительной воли Творца. В общем плане жизнь в соответствии с Божественными законами, равнозначна прохождению трех ступеней духовного развития.
1) Первая ступень благодатного преображения личности есть покаяние - искреннее признание своей греховности и вытекающее отсюда стремление полностью изменить свое бытие, покаявшись в прошлых грехах и больше не возвращаясь к прежней - злой и гордой жизни.
Покаяние, движимое духом искреннего смирения, является единственно правильным началом духовного развития, и вместе с тем оно должно остаться постоянным, непрекращающимся состоянием христианина на всю жизнь. Верующий обязан во всем остерегаться гордого самомнения, не допуская даже мысли о том, что он уже обрел полноту спасительной благодати. Полноценное благодатное просветление возможно лишь в вечности, вернее оно будет бесконечно продолжаться и там, в стремлении к абсолютной святости Творца. А значит, и земное и вечное духовное развитие христианина вообще не имеет предела.
Любая степень гордости приводит человека к остановке на пути к Богу, к духовному ослаблению и падению. Чем сильнее человек соединяется с Богом, тем больше он познает Его непознаваемость и одновременно Абсолютность Любви Творца, отдающего человеку полноту Божественной жизни. Чем совершеннее становится верующий, тем ярче и четче он видит свое несовершенство, подвигающее его смиренномудро стремиться к дальнейшему развитию.
2) Вторая ступень духовного развития требует в основном очищения телесно-душевного естества человека. Тело необходимо освободить от власти телесных страстей, а душу от страстей душевных, имеющих в основе грехи гордости и эгоизма, которые являются главным источником человеческого зла.
Вторая ступень приводит верующего человека к обретению духовного мира и душевно-телесной гармонии. Освобождаясь от страстей тела и души, человек осознает подлинный смысл человеческого бытия как творчество праведной жизни, бескорыстного добра и самоотверженной любви. И свою единственную цель - восхождение к Богу и благодатное соединение со своим творцом.
3) На третьей, завершающей ступени православной веры человек-христианин, благодатно очищенный в достаточной мере душевно и телесно от власти греха и зла, призывается Богом обретать и бескорыстно нести в мир дух сознательной любви ко всему земному творению, практически исповедуя заповедь о любви к Богу и людям.
Только реализуя себя в творчестве самоотверженной любви, человек по настоящему в духе соединяется с Богом, по настоящему воцерковляется и входит в Мистическое Тело Церкви Христовой. Только отказавшись от себя ради служения Богу и людям, христианин может полноценно и непрерывно обретать Божественную энергию-благодать Святого Духа, спасая свою душу и неся благую весть окружающим людям. Вся жизнь благодатно просветленного праведника становится непрерывной жертвой искупления, необходимой для спасения мира и человечества от власти зла. Это и есть настоящая праведность и святость.

*******
Любой нормальный православный христианин обязательно является членом земной Церкви, однако его духовная жизнь не всегда обязана быть заметной для окружающих. Есть верующие, которые наилучшим образом реализуют свои богоданные способности как пастыри и священники, проповедники и миссионеры, монахи и служители клира. Есть тайные подвижники, незаметно приносящие молитвой и добрыми делами не меньше духовной пользы, чем видимая церковная деятельность. К этим людям относятся многие «простые» верующие, которые смиренно и «тихо» творят волю Божию, составляя основную силу Христианской Церкви.
Для правильного понимания смысла и цели человеческой жизни, христианин призван четко осознавать сущность двух «духовных начал», направляющих земное и вечное бытие не только человека, но и всего Божественного творения. Евангелие постоянно говорит нам о принципах добра и зла, которые стоят за всеми бесчисленными проявлениями духовного и материального мира. Истинная духовная мудрость заключается вовсе не в количестве богословского знания, а в том, чтобы ясно различая добро и зло, правильно творить волю Божию, отрекаясь от зла и исповедуя добро.
Человек просто не поймет сущности добра и зла до тех пор, пока не пройдет определенный путь духовного очищения и благодатного преображения личности. Вхождение в земную Церковь, принятие Таинства Крещения, церковная жизнь, исполнение обрядов и участие в Таинствах, только начинают путь человека к Богу. Христианское служение и поклонение Богу означает во первых смиренное покаяние. Во вторых очищение человеческого естества - тела и души от власти греха и зла. И завершается все благодатным просветлением человека духом сознательной святости и самоотверженной любви.
Никакие обряды и молитвы, аскетизм и посты, изучение богословия и признание догматов, даже благодатные Таинства и принятие величайшей святыни Тела и Крови Христовых, не приведут верующего к подлинному богообщению и богопознанию истинной христианской веры, если он продолжает творить грех и зло на душевном и телесном уровне. В любом случае греховная жизнь означает, что человек вместо Бога поклоняется силам зла, а значит, несмотря на внешне религиозный вид, не является и не может быть верующим исполнителем воли Божией.
Если в человеке живут злые и греховные мысли, не говоря уже о злых словах и делах, он творит волю сил зла, а значит, служит падшим ангелам, а не Богу. Назвать такого человека верующим фактически невозможно. Для удобства понимания человеческие грехи обычно разделяют на телесные и душевные. Телесные грехи представляют собой извращенные, переразвитые потребности и инстинкты человеческого тела. Душевные грехи имеют своей основой эгоизм и гордость. По сути дела телесные и душевные грехи всегда взаимосвязаны и редко существуют по отдельности.
Каждому православному верующему необходимо осознание того, что Господь есть Дух абсолютной Святости, Добра и Любви. Именно ради сопричастия Божественной Святости и Любви, христианин ведет праведную и добрую жизнь, целенаправленно отрекаясь от греховной - злой и гордой жизни. Бог ждет от нас не «просто веры» в Его существование и даже не только праведной жизни ради личного спасения. Вера означает полное доверие человека Богу, которое неотделимо от добровольного согласия активно творить волю Божию в делах добра и любви, служа всем людям как своим братьям ради спасения нашего мира.

*******
Практически ступени духовного развития христианина невозможно резко разграничить. Три этапа благодатного очищения и преображения личности протекают последовательно, друг за другом, и одновременно постоянно сочетаются и меняются местами в зависимости от жизненных ситуаций. Только их совместное прохождение гарантирует человеку реальное восхождение к Богу путем восприятия Божественной энергии-благодати Святого Духа.

1)Любой нормальный православный верующий начинает свой духовный путь с личного покаяния. Люди часто возмущаются проявлением «мирового зла», не понимая, что каждый из нас, в той или иной мере, создает и формирует данное зло своими грехами. А значит, каждый обязан побеждать его личной праведной жизнью.
Покаяние означает полную перемену сознания и поведения человека, видение им своей прошлой погибельной жизни во тьме греха. Кающийся человек просит у Господа прощение за все соделанное им ранее зло, просит очищения и забвения ранее совершенных грехов, обещая больше не повторять свои ошибки и заблуждения. Смиренно осознавая свою духовную слабость и незнание, кающийся христианин молится о помощи свыше, испрашивая силу и знание, необходимые для исполнения Божественных заповедей в практике христианской жизни. Причем состояние такого покаяния сохраняется на всю жизнь, до самой смерти верующего. Чем больше человек приближается к Богу, тем чище его видение личных грехов и сильнее его покаяние.
Нередко покаяние неправильно понимают как вынужденный шаг во избежание адского наказания за грешную земную жизнь. Но подобное «эгоистичное» покаяние во имя личного спасения, не способно направить христианина на путь полноценного освобождения от власти зла. Христианин призван добровольно отречься от греха, потому что грешная жизнь недостойна разумного человека, потому что наши грехи причиняют боль Богу и людям, а вовсе не из-за боязни наказания.
Истинное покаяние всегда движимо духом бескорыстной любви к Богу и людям. Правильное покаяние означает во первых прошение к Творцу о прощении грехов, направляемое искренним желанием больше не повторять греховные безумства. Во вторых обязательное исповедание своих грехов перед обиженными нами людьми и в Таинстве исповеди. И в третьих обязательное заглаживание «страстных последствий» праведной жизнью, а злых действий добрыми - духовными и материальными делами.

2) Одновременно с покаянием христианин начинает проходить ступень душевно-телесного очищения, ступень всесторонней душевно-телесной аскетической дисциплины. Пост означает не только временное воздержание или отказ от определенной еды и телесно-материальных удовольствий. Христианский пост это целый комплекс аскетической деятельности, предназначенный для полноценного очищения душевно-телесного естества земного человека.
Кающийся человек обычно начинает с телесного аскетизма, более понятного и необходимого каждому верующему. «Грубые» телесные страсти никогда не дадут человеку подняться до нормального уровня духовного развития, ведь под их влиянием он немногим отличается от бессловесного животного. Грешное тело земного человека постоянно требует удовлетворения самых примитивных и низменных инстинктов. Через постовое воздержание верующий обуздывает телесные страсти, устанавливая контроль духа над плотью.
Правильный аскетизм призван служить полноценному преображению человеческого естества. С очищением тела неразрывно связано очищение души. Верующему, так или иначе, приходится обуздывать душевные страсти, заставляющие нас творить людям зло мыслью, словом и делом. В основном именно главные страсти души - гордость и эгоизм-самолюбие, порождают всевозможные проявления зла, такие как месть, ненависть, зависть, предательство, ложь и тому подобные грехи. По сути дела телесные страсти являются «производными» от себялюбивой гордости.
Покаяние, как спасительная перемена образа жизни, начинается с аскетического душевно-телесного очищения. Первым делом покаяние необходимо ради личного спасении, но не только для него. Человек обязан бескомпромиссно искоренять грех внутри себя, потому что все зло в мире происходит от личной греховной распущенности каждого из нас. Естественно, что настоящее покаяние неотделимо от практического воплощения Божественных заповедей, призывающих нас бескорыстно творить добро и жить праведно во имя любви к Богу и людям, ради преображения и спасения всего человечества и нашего мира.

*******
Жизнь христианина от начала до конца наполнена молитвой, которая является главным оружием в духовной борьбе с властью греха над человеком, главным средством общения верующего с Богом. Творя молитву, человек благодатно приближается к Творцу, обретая силу и способность творить волю Божию. Молитвенная благодать очищает и освобождает нас от власти зла, спасая самого человека и тех, о ком он молится. Наравне с постом и аскетизмом, постоянная и непрерывная молитва, без разницы молится человек по определенному тексту или обращается к Богу своими словами, есть непременное условие правильного духовного развития.
Покаяние всегда сопровождается покаянной молитвой - «плачем о грехах», скорбью о том зле, которое уже успел сотворить человек. Молитва покаяния есть своего рода монолог кающейся души, направленный к небу. Через покаянную молитву человек стремится очиститься от груза грехов, от их духовной «тяжести и грязи». В период покаяния «духовно неразвитый» человек, с неочищенным телом и душой, умом и сердцем, еще не может молиться с подобающей пользой.
По мере благодатного преображения души и тела, по мере личного очищения через покаяние и пост, верующий обретает внутренний душевный мир, а его молитва становится спокойнее, яснее и духовно эффективнее. Когда из человека уходит грех, его отношения с Богом и миром становятся радостными, принося осознание того, как прекрасна жизнь, свободная от власти зла. И тогда вместе с молитвой прошения христианин благодарит Бога, понимая, что личное спасение души является только началом к познанию спасительного пути истинной православной веры.

*******
Нередко верующие сами тормозят свое благодатное преображение и останавливаются на ступени примитивного обрядового благочестия, не достигнув достаточной свободы от власти греха и зла. Многие верующие считают, что для творения воли Божией достаточно участвовать в церковной жизни, формально «храня пост и молитву» на обрядовом уровне. Подобная самодовольная успокоенность почти всегда приводит к духовному ослабления и падению верующего.
В итоге человек начинает незаметно грешить снова, отступая на ранее пройденные ступени, или вообще попадает в ловушку религиозного тщеславия и гордости, в ослеплении считая себя праведником, который уже достиг спасения, стал лучше других верующих и потому имеет «право» презирать и судить окружающих. Строго исполняя молитвенное правило, обряды и требования телесного аскетизма, гордый верующий совсем забывает об очищении души. Или даже почти ничего не соблюдает, довольствуясь примитивным фарисейством «напоказ», приносящим Церкви больше зла, чем все остальные внешние ереси и искажения православной веры.
Отсутствие у верующего благодатного духа искренней святости и смиренной любви по отношению к Богу и людям, неминуемо приводит к развитию фанатичной «религиозной» гордости, которая является наихудшим искажением религии. Гордого верующего, строго придерживающегося внешнего обрядового «благочестия», ничем нельзя убедить в его неправоте, ведь он считает себя святым и непогрешимым. Как правило, гордому верующему для его большего падения и обольщения, силы зла начинают посылать особые мистические видения и откровения, специально подтверждая его «святость», или вернее утверждая его глупую гордость.
Существует два рода подобных «прелестных» соблазнов. Людям более эмоциональным, посылаются различные сонные видения и «ощущения наяву», при которых человек получает приятную эйфорию чувств, недоступную в обычном состоянии. Постепенно вера для него превращается в погоню за состоянием блаженного наркотического экстаза. Тех, кто имеет волевое сознание, силы зла увлекают гордостью ума. Собирая ненужную мудрость в заумных рассуждениях, такой верующий воображает, что его сознанию открыты все тайны мироздания. В обеих случаях гордый верующий считает себя лучше всех, искренне убежденный в том, что другие верующие должны почитать его за посланника свыше, поклонятся ему и слушаться его как Самого Бога.

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама: