Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Православные интернет-миссионеры

Греховные «блуждания» и возвращение человека к Богу.

*** 29 ***
Греховные «блуждания» и возвращение человека к Богу.

Реальная духовная жизнь начинается с обращения человека к Богу в сознательной покаянной молитве, когда человеческая воля искренне склоняется творить Божественные заповеди, отрекаясь от греховной и злой жизни. Искушения греховного мира буквально заставляют человека «блуждать вне себя», вне своего истинного предназначения. Чаще всего силы зла вводят нас в грех наглыми, насильственными методами. Зная духовную слабость земного человека, падшие ангелы ставят его в такие условия, чтобы он не выдержал и пал в грех. Поэтому для спасения и освобождения от власти зла, нам жизненно необходима благодатная Божественная защита. Причем Господь не приходит к нам на помощь до тех пор, пока мы сами не попросим Его.
Отказ от греха означает мистический процесс «вхождения души в самое себя», процесс восстановления нашей подлинной духовной сущности. Очищение от греха и творение воли Божией возвышает нас к состоянию свободного одухотворенного существа. Обращение к Богу всегда совершается свободно. Подобным образом грех является добровольным разобщением с Богом, которое превращает человека в безумное животное. Хотя грех и возникает при искушении человека силами зла в силу слабости нашего греховного естества, человек, выбирая грех, хорошо знает, что этого нельзя делать.
Грешники нередко возмущаются тем, что Бог якобы «ограничивает нашу свободу». Но учитывая наглые нападения сил зла, тем более, что Творец это наш Небесный Отец, Господь со Своей стороны имеет полное право указать человеку на недопустимость греха. Бог всегда делает это с непостижимой для нас Любовью, ведь помощь Божия имеет целью только наше благо. Понимая это, христианин с радостью отвечает Богу взаимной любовью, добровольно отрекаясь от страстной жизни.
Любой грех в любом случае представляет собой «злое разрушение», которое весьма легко творить, а вот для сопротивления греху необходимо предельное усилие воли. Но стоит человеку захотеть познать Высшую Истину о смысле и цели своего бытия, как в нас сразу начинает действовать благодатная помощь свыше, создавая непобедимое взаимодействие Божественной силы и свободной воли человека.

*******
Действие человеческой воли представляет соединение деятельности «сердца-чувства» и «ума-сознания». Сердце человека символизирует источник, центр деятельного добра и милосердия. Сердечная воля направляет нас к творению заповеди любви. Ум есть созерцательная и мыслительная способность человека, источник преимущественно логического знания. В духовно нормальной человеческой личности трудно провести границу между сердцем и умом. Ум и сердце такого человека действуют совместно, создавая гармоничное соединение логического, духовно-практического и мистического богооткровенного знания. То, что в Православии называют «благодатным догматическим сознанием».
Дух человека - его подлинная, богосотворенная личность, его высшее «Я», является неделимой основой, соединяющей в себе действие сердца-любви и ума-знания. Сочетание любви и истинного знания приводит христианина к обретению реальной духовной мудрости, выводящей душевно-телесного человека на уровень существа «духовного». В греховном человеке действия ума и сердца искажаются и разделяются, преломляясь через низшее «Я» человека, через его «духовно больную» душу и грешное тело. Вместо богоданного ума, дающего нам подлинное знание о мире, в земном человеке действует холодный логический интеллект, направленный на достижение чисто материальных целей. Вместо сердца, учащего сознательной, самоотверженной любви, в человеке бушуют необузданные, разрушительные страсти, слепые инстинкты и временные душевные порывы.
Выражение «сердце всегда должно быть горячим, а ум холодным, ибо он следит за сердцем» не совсем верно, так как в праведном человеке сердце и ум действуют вместе и нераздельно. Без сердца ум бессилен, без ума сердце слепо. Без помощи сердца в человеке остается одно «холодное» логическое знание, «мертвое» без оживляющего духа бескорыстной любви. Без сознательного контроля ума человек будет подвержен, может быть и хорошим, но слепым и временным душевным порывам.
Необходимо находить гармоничное соотношение, сочетание между умом и сердцем, приводящее к обретению настоящей мудрости, которое совершается только в процессе праведной жизни по воле Божией, благодатно преображающей ум и сердце человека. Духовное «умно-сердечное» преображение всегда означает творчество сознательной святости и самоотверженной любви по отношению к Богу и людям, возводящее человека к совершенному благодатному соединению с Творцом.
Дух человека неразрывно связан с Богом. Душа, воплощенная на земле, разобщена с Богом в результате грехопадения. Голос духа в основном звучит в душе как голос совести, но не все его слышат, вернее большинство не желает слышать. Именно «чистая» совесть праведника соединяет в себе созерцательную способность видеть правильный путь к Богу с деятельной способностью идти этим путем в духе любви. Можно сказать, что совесть христианина гармонично соединяет в себе действие ума и сердца, призывающих человека творить волю Божию. Воспринимая голос духа, душа должна следовать советам совести, изгоняя из себя влияние самолюбивой гордости, должна управлять физическим телом, не давая ему подчиняться власти разрушительных телесных страстей.

*******
Плотское естество земного человека, состоящее из души и тела, уже на земле способно воспринимать обожающее действие Божественной благодати, служащее преображению земного человека в просветленного богочеловека. Тогда после смерти тела обожженная душа беспрепятственно соединяется с нашим духом, и человек становится воистину богоподобным существом, обладающим Божественной силой и знанием. Процесс обожения логически неизъясним. В общем виде его можно назвать благодатным просветлением человеческой личности через сознательное творение воли Божией в духе смиренной любви по отношению к Богу и людям.
Благодатное восхождение к Богу нераздельно соединяет созерцание воли Божией и ее практическое воплощение. Личное познание Бога и истинной веры равнозначно для христианина практике праведной жизни, бескорыстного добра и самоотверженной любви, направляемой действием свободной воли человека. Глубинное созерцательное познание духовной мудрости недостижимо без сознательного творения воли Божией. Теория духовного развития, не обоснованная практикой, мало отличается от воображения, от фантазии, хотя и может передавать вполне правильные понятия. Подобным образом исполнение Божественных заповедей, неодушевленное сознанием искренней любви к Богу и людям, превращается в бесплодное примитивное обрядоверие.
В искаженном естестве земного человека наблюдается неестественное разделение сердца и ума. В основном человеческий ум искажается страстью гордости. Гордый ум всегда удален от Бога, холоден и неприступен для благодати, потому что он утверждает высшую ценность одного человека, его исключительность и абсолютную вседозволенность. С гордостью обыкновенно связан эгоизм, искажающий наше сердце. Когда непомерная гордость и эгоизм, как любовь человека к самому себе, соединяются в одной личности, мы видим жуткое явление «тирана-человекобога», который ради власти над миром готов уничтожить сам мир.
Грех гордого себялюбия проявляется у большинства людей как желание неограниченного обретения материальных благ, беспредельного удовлетворения телесных потребностей и страстей. Большинство людей не думают о власти над миром, им нужны только материальные блага и чувственные наслаждения. Это так сказать, «обычная житейская» гордость, которая приносит меньшее зло, чем гордость ума, стремящаяся к власти над окружающими. Гордость, жаждущая власти, есть искажение самой духовной основы человека, в то время как «житейский» эгоизм это преимущественно искажение душевно-телесной плоти. Ангелы пали именно из-за гордости, и уже потом в них вошел подобный гордости и неотделимый от нее эгоизм.
Впрочем, гордость и эгоизм нераздельно соединяются в каждом грешном человеке. В «простом» человеке их целью является наслаждение тела, в более знатном или богатом, власть над людьми. В итоге человеческое общество представляет «игрище» душевных и телесных страстей, действующих по самой примитивной схеме. Безбожные мирские правители добиваются власти, обещая толпе хорошую жизнь. Толпа жаждет наслаждений и ради удовлетворения своих страстей соглашается творить волю вождей, то есть подчинять, грабить и убивать всех инакомыслящих. Вождям - власть, толпе - сытая и привольная жизнь. Но вожди как правило больше заботятся о себе, поэтому толпа остается в «накладе» и начинает бунтовать. Ее частично удовлетворяют, частично усмиряют силой или натравливают на мнимых врагов, отводя ярость в безопасное для власти русло. И так темные демонические силы действуют во все времена, легко подчиняя людей-грешников и управляя человечеством как бессловесным стадом.
В результате над миром властвует культ самолюбивой греховной плоти и гордого бесчеловечного ума, приносящий человечеству и природе неисчислимые страдания. Стремление к власти и телесным наслаждениям - вот две главные причины, из-за которых люди убивают друг друга в прямом и переносном смысле. Правильное духовно-религиозное преображение человека должно начинаться с очищения тела от власти телесных страстей с помощью телесного аскетизма, который учит человека контролировать слепые физические инстинкты. Затем человеку необходимо очищение ума от гордости, а сердца от эгоизма-самолюбия, ибо человек любящий только себя, и стремящийся жить только для собственного удовольствия и власти над людьми, неминуемо творит окружающим зло.
Победа над телесными страстями, очищение сердца от себялюбия и ума от гордости, наполнение ума и сердца духом сознательной бескорыстной любви, естественным образом приводят человека к благодатному очищению и преображению личности. Смиренный человек, любящий других людей, никогда не считает себя лучше всех. Христианин наоборот признает себя худшим грешником, который обязан смиренно и самоотверженно отдавать себя для помощи людям, во имя духовного спасения человечества. Таким образом совместное благодатное очищение тела и души учит верующего прощению и неделанию зла, терпению и смиренной любви к людям, учит бескорыстно помогать окружающим, отказываясь от себя.
Постепенное благодатное преображение сердца и ума, тела и души, открывает православному христианину доступ к высшей богооткровенной мудрости. Верующий человек начинает неискаженно слышать и понимать голос своего духа, выраженный в чистой совести. Сердце «доброго праведника» излучает дух самоотверженной любви к Богу и людям, а его ум созерцает источники высшей Божественной мудрости. Обретение реальной богоподобной мудрости всегда является следствием очищения тела от телесных страстей, сердца от эгоизма, ума от гордости. Когда в человеке соединяются чистое любящее сердце и чистый смиренный ум, мы видим образ истинного христианина, идущего богочеловеческим путем сознательной святости, бескорыстного добра и самоотверженной любви.

*******
Православное духовно-религиозное творчество созерцания и исполнения христианских заповедей, приводит к обретению бесстрастия, когда душа и тело человека полностью управляются его духом. Высшее духовное «Я» праведного человека, его подлинная личность, управляет низшим материальным «Я» - плотью, состоящей из души и тела. Такой человек, освященный благодатью Святого Духа, уже не зависит от своего низшего естества, от власти греха и зла над человеческой природой, и больше не подвергается нападению страстей.
Богоданное бесстрастие никогда не является пассивным состоянием, когда человек убегает и прячется от окружающих, когда он совершенно равнодушен к спасению человечества и нашего мира. Понятие духовной активности и пассивности верующего, как жизни в мире или вне его, вернее их четкое разделение, является следствием грехопадения. Человек, свободный от власти греха и зла, в любой ситуации бдителен в творчестве воли Божией, ведь он живет только этим творчеством, не хочет и не может жить без него.
Для исполнения воли Божией не обязательно скрываться от грешного мира, потому что грех живет в нас самих. Конечно, для личного очищения и спасения христианина, для его подготовки к творчеству во имя спасения человечества, в большинстве случаев необходим начальный период уединения. В силу нашей греховности, личная подготовка христианина к творчеству воли Божией среди людей, обычно занимает большую часть земной жизни. Но далее даже великие пустынники-аскеты, уединенно молящиеся за мир, так или иначе, приходят к периоду активного исполнения воли Божией среди людей. Классическим примером является жизнь преподобного Серафима Саровского, прошедшего жесточайший затвор и обратившего к Богу тысячи людей. Преподобный Серафим получил благословение на открытую проповедь после шестидесяти лет благочестивой жизни, но оставшихся семи лет его «общественно-духовной» деятельности хватило на преображение всей России.
Правило преподобного Серафима «спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи» показывает образец подражания каждому настоящему христианину. Естественно, что для служения Богу и людям, большинству православных верующих незачем уходить в лес. Жизнь вне мира, особенно для современного человека, означает жизнь без участия в грехах мира, в злых делах людей. Это и есть правильная пассивность верующего, с которой должна быть связана правильная активность - праведное поведение среди мира, когда верующий стремится наиболее полно отдать себя служению людям, помогая им обрести подлинный смысл бытия, научая окружающих обращаться к Богу личным примером праведной христианской жизни.
Естественно, что помощь христианина людям не имеет права быть «чисто духовной», ведь многим людям одновременно с духовной требуется еще и материальная поддержка. Прекрасным примером такого творчества является жизнь праведного отца Иоанна Кронштадского, показывающая образец всесторонней проповеди Христианства-Православия. Именно сочетание личной праведной жизни с общественным творчеством «духовного и материального» добра, является полноценным исполнением учения Сына Божия Господа Иисуса Христа, которое предельно эффективно способствует спасению самого человека и всего нашего мира.