Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Мир Сирийской патрологии

"Пещера сокровищ"

Цель этой статьи — познакомить русскоязычного читателя с одним из наиболее необычных произведений в истории сирийской христианской письменности — сочинением, известным под именем «Пещеры сокровищ» [далее ПС].
Это произведение стало впервые доступно европейскому ученому сообществу после того, как в 80-х гг. позапрошлого века Карл Бецольд опубликовал его сирийский текст вместе с древней арабской версией и немецким переводом.
Литературный жанр ПС можно охарактеризовать как библейский парафраз.
ПС была написана в середине или второй половине VI в. в Византийско-Персидской контактной зоне, по всей видимости, — в Сасанидской части северной Месопотамии.
В древности ПС пользовалась значительной популярностью среди сирийских христиан.
Для первоначального ознакомления русскоязычных читателей с этим уникальным памятником сирийской культуры нами был выбран фрагмент из пяти глав (II–VI), содержащий историю Адама и Евы.

«ПЕЩЕРА СОКРОВИЩ», ГЛЛ. II–VI: ПЕРЕВОД
II. Творение же Адама было так: в шестой день, то есть навечерие субботы, в первом часу дня, когда покой царствовал над всеми чинами (ангельскими) и воинствами (небесными), сказал Бог:
«Придите, сотворим человека по образу нашему и по подобию нашему» (Быт 1, 26), свидетельствуя тем о преславных лицах Троицы — Сыне и Духе.
Когда же услышали ангелы слово это, то исполнились страха и трепета, говоря друг другу:
«Великое чудо предстоит узреть нам в этот день — образ Бога, Творца нашего!»
И увидели они правую руку Бога, распростертую и протянутую над всем миром, и все сотворенное было собрано в ладони правой руки Его.
И увидели они, как взял Он от всей земли — частицу праха, и от всей природы водной — каплю воды, и от всего воздуха, который вверху, — дуновение ветра, и от всей природы огня — немного теплоты.
И увидели ангелы, что когда эти четыре слабых элемента — холод и тепло, сухость и влага — были собраны в Его правой руке,
то сделал Бог Адама. Почему Бог сотворил Адама из этих четырех элементов, если не для того, чтобы подчинилось ему всё, что есть в мире?Он взял крупицу праха от земли — чтобы подчинились Адаму все существа, которые произошли из праха, и каплю воды — чтобы всё, что в морях и ре-
ках, было его, и дуновение воздуха — чтобы даны ему были все виды (существ) летающих по воздуху, и теплоту огня — чтобы все
огненные (сущности) и силы ангельские были ему помощниками. Руками Своими святыми сотворил Бог Адама — по образу и подобию Своему. Когда же увидели ангелы его преславный облик, то были потрясены красотой образа его. Потому что увидели они образ лица его, блистающий красотой преславной, словно диск солнечный, и сияние глаз его, подобное солнцу, и образ тела его, подобный блеску хрусталя. Когда же выпрямился он, то встал в центре земли и утвердил стопы свои на том месте, где был воздвигнут крест Спасителя нашего. Потому что Адам был сотворен в Иерусалиме. Там он был облачен в одежду царскую, и венец славы увенчал голову его, и там он был поставлен царем, священником и пророком. Там посадил его Бог на трон славы, и там Он дал ему владычество над всеми тварями. И собрались все звери, скот и птицы перед Адамом, и прошли
они все перед ним, и дал он им имена, и склонили они свои головы перед ним. И все существа поклонились и подчинились
ему. И услышали ангелы и воинства (небесные) голос Божий, говорящий: «Адам, Я сделал тебя царем, священником, про-
роком, господином, главой и управителем над всеми сделанными и сотворенными. И да подчинятся они тебе и да будут твоими.
И тебе Я дал владычество над всем, что Я сотворил». Когда же услышали ангелы слова эти, то все преклонили колени и покло-
нились ему.
III. Когда же увидел глава нижнего чина (ангельского), какое ве-личие дано было Адаму, то с того самого дня позавидовал ему и не
захотел поклониться ему. И сказал он воинству своему: «Не поклоняйтесь ему и не славьте (его) вместе с ангелами! Справедливо было бы ему поклониться мне, потому что я — огонь и дух, а не мне кланяться глине, слепленной из праха».
И, размышляя так, мятежник не оказал послушания и по своей собственной свободной воле отделился от Бога.
И был отвержен и пал он сам и весь чин его. В день шестой, во втором часу произошло их падение с неба.
И отняты были (у них) одежды их великолепные. И стал он называться «Сатана» — потому что «отклонился», и «Шида» — потому что «был извергнут», и «Дайва» — потому что «потерял» одеяние славы своей.
И вот, с того дня и до сих пор, он и все во-инство его наги, неукрашены и безобразны.
Когда же низвержен был Сатана с неба, то Адам был возвышен, чтобы взойти в Рай на колеснице огненной, в то время как ангелы пели ему хвалу, се-
рафимы освящали его, а херувимы благословляли его. И вошел Адам в Рай под радостные возгласы и славословия.
И как только вошел он, то дана была ему заповедь не есть от дерева. Вхождение же его в Рай произошло в третьем часу Пятницы. И навел
(Бог) на Адама сон, и он заснул. И взял Он одно ребро от правой части его стороны и сделал из него Еву. Когда же проснулся Адам и увидел Еву, то обрадовался ей весьма. И были Адам и Ева посреди Рая одетые в славу и в сиянии великолепия три часа.
Рай же этот находится наверху, вознесенный над всеми горами высокими (на) тридцать пядей согласно мере духа воздушно-
го, и окружает всю землю. Вот и пророк Моисей сказал, что на-садил Бог Рай посреди Эдема и поместил там Адама (Быт 2, 8). Эдем же — это святая Церковь, а Церковь — это милосердие Божие, которое Он уготовал простереть над всеми людьми. Потому что Бог в предвидении Своем знал, что Сатана замыслил против Адама, то поместил его вначале в утробу милосердия Его, как поет о Нем блаженный Давид — «Господи! Ты нам прибежище в род и род» (Пс 90, 1), то есть — «Посреди милосердия Своего Ты поселил нас». И когда он просил Бога о спасении людей, то сказал — «Вспомни собрание Твое, которое Ты приобрел издревле» (Пс 74, 2), 20 то есть — «(Вспомни) милосердие Твое, которое Ты уготовал простереть над нашим немощным родом». Эдем — это святая Церковь, а Рай, находящийся в нем, — это место отдыха и
наследие жизни, которое приготовил Бог для святых.
IV. И поскольку Адам был священником, царем и пророком, то поместил его Бог в Раю, чтобы служил он посреди Эдема подобно священнику в Церкви святой, как свидетельствует о нем блаженный Моисей (Быт 2, 15): «возделывать его» — то есть (служить) Богу посредством служения священнического в вознесении хвалы, и «хранить его» — то есть заповедь эту, порученную ему по милосердию Божию.
И поселил Бог Адама и Еву в Раю. И посадил Бог Древо Жизни в центре Рая.
Правдиво слово это и возвещает истину: Древо Жизни было прообразом Креста Спасения,
который был воздвигнут в центре земли. Когда же увидел Сатана Адама и Еву радующихся в Раю, то исполнился мятежник зависти
и очень огорчился. И пошел он и вселился внутри змея, и пере-нес его, заставив лететь по воздуху, к окраине Рая.
По какой причине вошел он во змея и спрятался (там)?
Потому что знал он, что отвратителен вид его и что если увидит Ева облик его, то тут же убежит от него.
И подобно тому, как если кто учит птицу говорить по-гречески, то приносит большое зеркало и ставит между ней и собой. Затем он начинает разговаривать с ней.
Птица же, услышав его голос, немедленно оборачивается и видит свой образ в зеркале, и тут же исполняется радости, полагая, что это со-
товарищ её говорит с ней. И тогда уж она охотно подчиняется, и прислушивается к словам, которые человек этот произносит,
и старается, и обучается говорить по-гречески. Подобно этому и Сатана пришел и вселился в змея, дожидаясь удобного момента.
Увидев Еву одну, он позвал ее по имени. Когда же она повернулась к нему, то увидела в нем свой собственный образ. Он же стал
говорить с ней и ввел её в заблуждение словами лживыми, потому что слаба природа женская, и поверила она ему. Когда же
услышала она от него о дереве и плодах его, то тут же не задумываясь побежала и сорвала плод неповиновения с дерева, о котором была установлена заповедь смерти, и съела. И в тот же миг она оказалась обнаженной. Увидев же безобразие наготы своей, она побежала обнаженная и спряталась посреди другого дерева, и прикрыла наготу свою листьями этого дерева. И позвала она Адама, и он пришел к ней. И протянула она ему плод, от которого поела. И он тоже поел от него, и тоже оказался обнаженным. И сделали они себе набедренные повязки из листьев
фиги, и носили эти бесславные повязки три часа. В полдень получили они приговор. И сделал им Бог одежды из кожи, которая была снята с деревьев, то есть из коры древесной, потому что у деревьев в Раю кора была мягкая, — мягче виссона и шелка
царских. И одел их (Бог) в эту кожу слабую, простертую над телом болезненным.
V. В третьем часу вошли Адам (и Ева) в Рай, и три часа наслаждались благами (его), и три часа провели в наготе постыдной, и в девятом часу произошел исход их из Рая. И когда шли они в печали прочь, то заговорил Бог с Адамом и утешил его, сказав ему:
«Не печалься, Адам, потому что Я верну тебе наследие твое. Смо-
три, как возлюбил Я тебя, —
хоть и проклял Я землю из-за тебя,
но тебя самого освободил от проклятия;
и ноги змея заключил
в животе его, и дал в пищу ему прах земной; и Еву усмирил яр-
мом рабства и подчинения.
И поскольку нарушил ты заповеди
мои, то ступай прочь, но не печалься.
Когда исполнятся време-
на, которые Я назначил вам провести в изгнании вовне, в земле
проклятой, то пошлю Я сына моего.
И сойдет он, чтобы спасти
тебя, и вселится в деву, и оденется в плоть.
И через него прои-
зойдет твое спасение и восстановление. Ты же заповедай сыно-
вьям твоим и скажи им, чтобы после смерти твоей умастили тело
твое смирною, кассией и алоем. И чтобы положили тебя посре-
ди пещеры этой, в которой Я поселю вас теперь, до той поры как
придется вам покинуть окрестности Рая ради земли той, что на-
ходится вовне. И тот, кто будет жить во дни те, да возьмет тело
твое с собой и перенесет его, и поместит его там, где Я укажу, — в
центре земли. Потому что там произойдет спасение твое и всего
потомства твоего». И открыл Бог Адаму все, что предстоит претерпеть Сыну ради него. Когда же вышли Адам и Ева из Рая, то закрылись ворота его и встал перед ними херувим, несущий меч обоюдоострый. И, следуя дороге духов, спустились Адам и Ева на гору Рая, и нашли пещеру на вершине горы. И вошли они в нее и спрятались там. Адам же и Ева были девственники. И захотел Адам познать Еву, жену свою. И взял он из окрестностей
Рая золото, ладан и смирну, и положил посреди пещеры. И благо-словил он ее и освятил, чтобы была она домом молитвы для него
и для потомства его, и назвал ее «Пещера сокровищ». 1 И спустились Адам и Ева с горы той святой на нижние склоны ее, и там познал Адам Еву, жену свою. И зачала она, и родила Каина и сестру его Лебуду, вместе с ним. И снова зачала она, и родила Авеля и сестру его единоутробную Калимту. И когда подросли дети, то сказал Адам Еве — «Пусть Каин возьмет (в жены) Калимту, которая родилась вместе с Авелем, а Авель пусть возь-
мет Лебуду, которая родилась вместе с Каином». И сказал Каин Еве, матери своей, — «Я возьму мою сестру, а Авель пусть возьмет свою», — потому что Лебуда была красива. Когда же услышал Адам слова эти, то был очень недоволен, и сказал — «Это
будет нарушением заповеди, если возьмешь ты сестру твою, которая родилась вместе с тобой. Впрочем, возьмите вы двое с со-
бой от плодов земных и от первородных стада, и взойдите на вершину горы этой святой. Войдите в Пещеру сокровищ и принесите там жертвы ваши, и помолитесь Богу. И тогда уж соединяйтесь с женами вашими». И случилось так, что когда Адам, первый священник, и сыновья его, Каин и Авель, поднялись на вершину горы, то вошел Сатана в Каина, чтобы убил он брата своего из-за Лебуды. И потому что отвергнута была жертва его и не при-
нята Богом, а жертва Авеля была принята, то еще больше позавидовал Каин брату своему Авелю. И когда спустились они с горы в долину, то восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его, ударив куском кремня. И в тот же миг вынесен был ему приговор смертный. И стал он скитальцем и бродягой на все дни жизни своей. И отправил его Бог в изгнание, в сторону леса, который находится в (земле) Нод. И взял он (в жены) сестру свою, и
было жилище его там.
VI. И были Адам и Ева в скорби по Авелю сто лет. И тогда снова познал Адам Еву, жену свою, и родила она Сифа, мужа прекрасного и могучего, совершенного, как Адам. И стал он отцом исполинов, которые (жили) до потопа. У Сифа же родился Енос. И Енос родил Каинана. И Каинан родил Малелеила. Эти патриархи родились при жизни Адама. И когда прожил Адам девятьсот тридцать лет, — до сто тридцать пятого года Малелеила, то
приблизился и настал день кончины его. И собрались и пришли к нему Сиф, сын его, и Енос, и Каинан, и Малелеил. И благословил он их, и помолился о них. И заповедал сыну своему Сифу, и сказал ему: «Сиф, сын мой, соблюди то, что я наказываю тебе сегодня, и сам в день кончины твоей заповедай Еносу и расскажи ему, а Енос — Каинану, а Каинан — Малелеилу, и да будут передавать слово это во всех поколениях ваших. Когда же умру я, то
умастите меня смирною, кассией и алоем, и положите тело мое в Пещере сокровищ. И тот из всех ваших поколений, кто останется в то время, когда случится исход ваш из места этого, что в окрестности Рая, пусть возьмет с собой тело мое, и перенесет его, и положит в центре земли. Потому что там совершится спасение мое и всего потомства моего. Ты же, Сиф, сын мой, будь вождем сыновьям народа твоего, и управляй ими в чистоте, и святости, и страхе Божием. И да отделятся потомки ваши от потомков убийцы Каина». И когда распространился слух о том, что Адам
при смерти, то собрались и пришли к нему все потомки Сифа, сына его, — Енос, Каинан и Малелеил, они сами и жены их, и сыновья их. И благословил он их, и помолился о них. Исход же Адама из мира этого произошел в девятьсот тридцатом году, согласно отсчету от начала мира, в четырнадцатый день луны, в месяце Нисане, в девятом часу, в день пятницы. В том же самом часу, когда Сын Человеческий предал душу свою Отцу своему на кресте, отец наш Адам предал душу свою творцу своему и покинул мир этот. И когда умер Адам, то сын его Сиф умастил его смирною, кассией и алоем, как тот и заповедал ему. И поскольку был он первым умершим на земле, то скорбь по нему была очень велика. И скорбели о нем сто сорок дней, и подняли тело его на вершину горы, и похоронили посреди Пещеры сокровищ. И после того, как похоронили Адама, отделились семьи
и поколения сыновей Сифа от сыновей убийцы Каина. И взял Сиф Еноса, первородного сына своего, и Каинана, и Малелеила,
и жен их и детей, и повел их на гору преславную, где был похоронен Адам. Каин же и все потомки его остались внизу в долине, где Каин убил Авеля.

Символ№55(2009)