Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Советы психолога

Навязчивости: происхождение. Священник и психолог. Иером. Макарий и Маркелова Виктория

Здравствуйте, дорогие зрители,
очень рады вас приветствовать снова, и сегодня у нас разговор, может быть, для кого то и болезненный, потому что сам вид болезни, болезни неврологической сферы, психической сферы, к сожалению, нас не оставляет. И вот, Вика, я надеюсь на Вашу помощь, потому что часто и мне, и моим коллегам священникам приходится обнаруживать в людях, а иногда и сами они обнаруживают такие симптомы, которые можно было бы назвать навязчивостью и в жизни религиозной - в жизни духовной, церковной, и в повседневной, когда человек по 15 раз возвращается проверить замок дверной, или утюг выключен ли, или мытье рук, как только к чему притронется… Вот и начинают задавать вопрос, нет ли тут какой бесовской силы, или, может, неправильно я молюсь, или слишком мало, или слишком много, или что-то в этом роде. А тут, между тем, уже явно видна связь с психологией, неврологией, вероятно…
- Да, из раза в раз мы с вами, батюшка, говорим о том, что, конечно, надо отличать проблему духовную и проблемы психологические, и потом уже неврологические, психиатрические. То, о чем Вы говорите, это уже такая область пограничная, это даже скорее уже клиническая психология, когда мы уже говорим, что есть проблема, это когда уже человек сам замечает, это то, что ему мешает жить. Вы привели такой пример, когда человек все время проверяет, закрыл ли он дверь, и он уже идет, а его все мысли лишь только о том, закрыл ли он дверь.
- Совершенно верно. Его жизнь превращается в ад. Это совершенно не нужно, Господь не к этому нас ведет. В социально сфере, оказывается, очень тяжело с такими людьми общаться, потому что, грубо говоря, окружающие то его не понимают. Вот эта мнительность, неуверенность иногда облекается в какую-то формулировку религиозную – а вот есть на это воля Божья или нет воли Божьей, купить ли мне хлеб белый или черный… и уже пошел просто явный заскок, и религиозный заскок, и бытовой заскок.
- Да, что здесь очень важно, на мой взгляд, мне, психологу, сказать, чтобы вы, мои дорогие, обратили внимание на такую вещь: если это с вами случается иногда, так бывает… закрыл не закрыл, помыл руки не помыл… тем не менее это от случая к случаю случается. Другой вопрос, когда уже это становится навязчиво. Здесь мы с вами выносим тему навязчивости, когда у человека это становится как правило. Начинаются страхи. За навязчивостью стоит страх. Когда человек боится заразиться и бесконечно моет руки, потому что ему кажется, что кругом микробы, и, конечно, этому способствует и реклама по телевидению. Например, они рекламируют мыло, которое все микробы убивают, и вот у человека уже мысль, что надо все микробы убивать. Внушаемость такая. И если она ложится на «благодатную» почву, уже чуть-чуть расшатанную нервную систему, тогда появляется такая идея, человек начинает бесконечно руки мыть.
- Но, казалось бы, на уровне здравого смысла, если человек в здравом уме скажет, знаете, вы напрасно это делаете, вот вы утром помыли руки, с работы пришли помыли, к примеру, и в нормальных условиях можно ожидать, что человек может послушать вас и сказать, да, я понял вас. Тем более, если он сам ощущает, что это слишком часто делает, ну, бывают привычки неразумные, тогда человеку помогают преодолеть эту привычку, и он, естественно, от нее освобождается. А тут ведь не получается. Тут какие-то, видимо, персональные факторы, недостатки человека, как они развиваются, и приводят к таким патологическим состояниям. Одно дело, человек упрямый, но это еще не болезнь. А другое дело уже больной с синдромами компульсивного расстройства.
- Да, есть такая черта характера, как упрямство, обычно она с детства воспитывается. Она, конечно, не врожденная, характер вообще не врожденный. Врожденный темперамент мы имеем. А характер это то, что формируется в результате жизни, особенно в первые годы.
- Само слово «характер» это «отпечаток». В европейских языках этим словом обозначается буква, отпечаток на бумаге.
- Очень хороший у нас с вами получился образ. Это отпечаток того, как ребенок воспитывался. Потому что упрямство – это такая черта, которая формируется в детстве и закрепляется очень часто, и взрослый человек продолжает себя вести как маленький ребенок. Как проявляется навязчивость. Если бесконечно говорят ребенку, мол какой же ты упрямый, ну как ослик, мягко выражаясь… Когда бесконечно ребенку говорят эту фразу, происходит внушение. Потом это укореняется. Можно было бы обойти этот недостаток. Но если начать фиксироваться на этом, то можно развить это упрямство. А можно, понимая, что это закономерный этап развития ребенка, относиться к этому с пониманием, с юмором, с принятием, запасаться терпением, ждать, пока он сам наденет ботинок…
- У нас есть «упрямство» и «упорство», понятие греха и понятие добродетели, они достаточно близки друг к другу. Но когда это упрямство развивается в сторону каприза… Бывает, что и родители капризны по отношению к детям. А я вот хочу, чтобы он учился в таком то институте, или хочу, чтобы он был музыкантом, а ребенку это не надо, а мама хочет. Вот вам пожалуйста.
- Получается, что все, что мы с вами обсуждаем, у нас уходит опять корнями в воспитание, как важно обращать на все это внимание. Конечно, когда уже ваш период детства закончился, тогда мы говорим о воспитании самого себя, взрослого, о понимании причин происходящего и пересмотра внутреннего, что же происходит, потому что любые капризы это всегда манипуляции. Это направлено на то, что я хочу, чтобы было по-моему, т.е. это эгоизм. А эгоизм корнями в детстве, потому что ребенок эгоцентричен сам по себе, так природой заложено. Но другое, когда человек вырастает и говорит, будет по -моему.
- Потому что это Божья воля. Сначала у него своя прихоть, потом он применяет какие-то свои богословские рассуждения и объявляет, что это Божья воля, а затем ему хоть кол на голове теши. И так вот возникает благодатная почва для неврологических и психических расстройств.
- И если мы задумаемся опять, откуда они берутся, то опять же из воспитания, из отношений друг с другом. Если мы говорим уже с точки зрения болезни, как навязчивости, когда она уже принимает болезненные формы, то как психолог, я хочу сказать, что с этим нужно обращаться к специалистам. Молиться – это очень хорошо и правильно, но Господь ведь благословил врачей, обращаться к врачам, они для этого и нужны.

Иеромонах Макарий Маркиш и психолог Маркелова Виктория Борисовна

---
Служба «Елицы.Записки»: Заказать молебны и молитвы на всякую бытовую и духовную потребу к достопочитаемым Православным Святыням России и мира:
zapiski.elitsy.ru/special/ozdravii?partner=elitsyweb

Посмотреть предыдущие комментарии
01 ноября 2016 в 16:13

Парадоксальный и точный совет. Прожить заново то, что когда-то шокировало. Помогает, однако! И для исповеди, в том числе. Спасибо!

01 ноября 2016 в 19:56

Спаси, Господи!

01 ноября 2016 в 20:24

Спаси Господи! Я вам так БЛАГОДАРНА!!!!!

01 ноября 2016 в 21:38

Спасибо!!! Очень интересная беседа.

01 ноября 2016 в 23:16

Монахи почти всю свою жизнь отбиваются от разных помыслов непрестанной Иисусовой молитвой и постом. Старец Савва учил своих духовных чад в норме, когда у человек есть только деловые мысли и молитва. Хотя дар рассуждения, так мне думается, предполагает размышления, анализ, дальновидность, интуицию...

Развернуть

27 сентября 2017 в 17:40

Спаси, Господи!

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем