- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 0
- |
- Видео 477
- |
- Мероприятия 0
Непрожитые чувства. Психолог Маркелова Виктория. Психология личности.
Сегодня продолжим разговор о чувствах. О разных чувства, с которыми мы сталкиваемся в течение нашей жизни. Эти чувства не всегда получается идентифицировать, понять и прожить. Потому что, чувства – это то, что можно решить в голове. Мы можем только понять, что они из себя представляют и для чего нужны?
Чтобы со всем этим разобраться, приходится подключать голову. И когда мы говорим о чувствах, то имеем в виду проживание. То есть, какие-то проблемы мы решить не можем. Мы можем их только прожить. Когда мы говорим о таких интеллектуальных вещах, как решить, узнать, прочитать, понять, то все это мы понимаем в голове. А как же можно показать, что мы проживаем? Где мы проживаем. Очень трудно найти то место, где мы проживаем. Мы говорим, что проживаем в душе, чувствуем сердцем, страдаем душой. Мы всегда выражаемся такими метафорами, но решаем все в голове.
Какая же часть тела в нас проживает? С нами случаются тяжелые события, травматические переживания. Первая реакция на травматические переживания, зачастую, – это шок. В этот момент мы ничего не чувствуем. Это защитная реакция психики, чтобы наше горе нас не убило. Но потом приходит время, чтобы проживать это, плакать и страдать. Если что-то было потеряно, – проживать эту потерю.
Что значит проживать потерю? Это, когда мы можем отдаваться этим чувствам. И если нам плохо, и мы чувствуем потерю, оставленность, на самом деле, – позволить себе страдать в этот момент. И наши рекомендации близким, перестать плакать или расстраиваться, ведь впереди все будет хорошо, – они чудовищны. Потому что, все, что будет впереди, никак не отменяет наших потерь, нашего горя по поводу какого-то расставания, переживания. Неважно, о чем мы сейчас говорим – будь это серьезная потеря, такая как смерть или такая потеря, как расставание с каким-то человеком. Особенно в отношении подростка, когда ему говорят: «Что ты переживаешь, будет у тебя еще много таких подружек; не переживай и не страдай». Может быть, и будет много, но именно этой уже не будет. Именно этих отношений уже не будет. И человек испытывает горе, испытывает потерю и эту потерю он должен прожить. Прожить так, как надо ему. Может, он должен поплакать наедине или с кем-то поговорить. Каким-то образом выразить эти свои чувства, позволить им быть.
Что же происходит, если мы не позволяем своим чувствам как-то проживаться? Я уже говорила, что ничего никуда не испаряется, не уходит в землю, а остается в нас. И тогда все тело ощущает спазм. Простой пример: когда человеку хочется плакать при потере, горе, разочаровании, а он себя останавливает, тогда происходит спазм. Люди, связанные по своей работе с телом (массажисты, неврологи, остеопаты), руками чувствуют наши зажимы. Иногда мы сами можем их ощущать, например, в области затылка. При этом говорим, что это соли, и это возраст.
Но помимо всех этих психологических причин, случаются причины психо-эмоциональные. Это не прожитые чувства, осевшие внутри нас. Их нужно прожить. И проживать их никогда не поздно. Поэтому, на исповеди, если она неформальная, небыстрая (особенно, если это первая исповедь в жизни), происходит своеобразный катарсис, освобождение. На самом деле мы рассказываем о болезненных для нас каких-то событиях, о наших грехах и в этот момент действительно их переживаем. Мы чувствуем то, что происходило тогда. Мы можем сокрушаться, плакать и страдать так, как будто это происходит сейчас. Вспомните такие моменты из вашей жизни.
Но часто люди не желают говорить и даже вспоминать о болезненных и страшных событиях. Я, как психолог, в своей работе очень часто с этим сталкиваюсь. Иногда говорю себе в шутку: «Что же у меня за работа такая, доводить людей до слез». Я не желаю, чтобы люди расстраивались и плакали. Мне всегда хочется, чтобы они были в хорошем настроении, наполнялись радостью. Но с другой стороны, пока мы не почувствуем солености слез на щеке, мы не почувствуем радости. Такая дуальность присутствует во всем. Эти тяжелые переживания, эти травмы, они ищут какого-то высвобождения. Они ищут проживания. И, когда мы уходим от этих переживаний и не желаем брать на себя тяжесть разговора о проблеме, то мы защищаемся от этих переживаний, но не отменяем их. К сожалению, – это побег от них, который ничего не решает, но усугубляем проблему.
У нас есть такие травмы, как залежи, которые сохраняются в душе годами. Они болят, кровоточат, мы их заклеиваем, замазываем чем-то, как-то украшаем, вешаем на них какие-то бантики, но, к сожалению, они отнимают очень много сил, энергии, потому что продолжают храниться внутри нас и ищут какого-то высвобождения. Поставим задачу, из-за любви к себе позаботиться о том, чтобы очиститься от тяжелых переживаний, которые мы можем вынести из себя вовне. Чтобы излечиться. И это очень важно. Подумайте об этом, найдите для себя безопасное пространство, в котором вы сможете это сделать, найдите безопасного человека, с которым можно этим поделиться. Если такого пока еще нет в вашей жизни или вы стоите только на пороге того, чтобы прийти в храм, обратится к таинству исповеди, тогда очень внимательно к этому отнеситесь, поищите того, с кем удастся это сделать. Это очень важно. Посмотрите, послушайте, какой священник как говорит, какого духа, какого устроения этот человек. Если говорить про психологов – это актуально тем более. Обязательно выбирайте. Не бойтесь выбирать. Смотреть, насколько вы рядом с этим человеком сможете почувствовать себя в безопасности.
Может быть и такое, что вы не готовы идти на исповедь или даже в кабинет к психологу, или у вас нет каких-то близких, доверительных и безопасных отношений. Тогда, все равно, вы можете написать письмо. Это совершенно безопасно. Это очень хороший способ. Раньше писали дневники, чтобы вынести вовне все, что скопилось внутри: отпустить себя, разрешить себе и позволить страдать. Позволить себе это прожить, столкнуться с этим для того, чтобы освободиться. Очень важно, потом в этом не зависнуть (в страдании очень важно не зависать), но дать себе столько времени, сколько необходимо. И напоследок я приведу вам простой пример на ребенке, когда он говорит маме, что ему грустно, и он хочет поплакать, мама должна сказать: «Поплачь, если тебе хочется». Это такое позволение на чувства, на слезы. И я своим детям тоже говорю: «Давай оплачем твою потерю, твое разочарование». А потом продолжаю, обращаясь к ребенку: «Слушай, а сколько тебе нужно времени на то, чтобы пострадать»? Говорю немного с юмором: «Давай еще часочек поплачем, а потом будем уже на что-то переключаться». Это все уместно в случае небольшой потери. Но если речь идет о потере близкого человека, и у вас не было периода горевания, то помните: период горевания серьезной потери – год. И не нужно думать, что вы справитесь с этим быстрее. Там присутствуют разные фазы горевания, но, так или иначе, – это достаточно длительный процесс. Если вы его отменяете, отстраняетесь от него и уходите, то он вас настигнет в другое время. Вы даже не поймете, откуда это? Но, тем не менее, это будет какое-то непрожитое горе, которое часто отражается и в нашем теле, и в нашей психике.
Психолог Маркелова Виктория Борисовна
Интересные личности
- Священник
- Протоиерей
- Священник
Спасибо большое Виктория!
Аминь! Мне вообще ничего не помогало, пока не воцерковился. Переживал по кругу, как белка в колесе. Скрывал при том всё внутри. Зажимался. Из-за этого внутренне, да и внешне истерил... Сегодня стало понятнее, почему. Всё по полочкам. Спасибо! Ангела-хранителя!
Валентин, точно!!
Прожить чувства....Но как это сделать Виктория?! Как, если кажется, будто у тебя вырвали часть сердца?!
Слёзы слёзам рознь! Часто мы страдаем и плачем потому что СТРАСТИ наши причиняют нам боль и страдание. Мы часто присваиваем себе Божее и, лишаясь этого, плачем. Не всегда это естественные слёзы, какими плакал Христос узнав о смерти Лазаря, в преддверии страданий. Очень часто это злые слёзы, вредн...
Развернуть
Слёзы слёзам рознь! Часто мы страдаем и плачем потому что СТРАСТИ наши причиняют нам боль и страдание. Мы часто присваиваем себе Божее и, лишаясь этого, плачем. Не всегда это естественные слёзы, какими плакал Христос узнав о смерти Лазаря, в преддверии страданий. Очень часто это злые слёзы, вредные слёзы, слезы эгоистичные, сластолюбивые. Надо осознать причину слёз тех или иных. А осознав - задуматься - о чём же хочется плакать и надо ли плакать, или же надо идти на исповедь и каяться пред Богом в присутствии священника в том что мне хочется плакать греховными слезами из-за того что вот такая то страсть меня влечёт пострадать и поплакать. Совет же данный тут психологом - это совет светской психологии никак не опирающейся на православное учение отцов и о слёзах и о страстях.
***
Слёзы могут иметь разный источник: быть блаженными, богоугодным, исполненными покаяния, сокрушения, умиления; естественными и грешными.
Святые отцы учат нас внимательно относиться к источнику своих слёз. В основе блаженного плача лежит покаяние и упование на Бога, его надо отличать от естественных слёз, происходящих от природной склонности к плачу, а также от греховного плача, рождающегося от страстей, таких, как саможаление, зависть, гнев, тщеславие, гордость, блудная страсть. Обнаружив, что источник слёз небогоугоден, надо тотчас же постараться преложить плач на богоугодный, вспомнив свои согрешения, смертный час, Божий суд.
http://verapravoslavnaya.ru/?Slezy_-_alfavit
Какие то советы психологов тут... разрушающие церковное самосознание получаются... И не только в этой лекции.
Свернуть
Св. Игнатий (Брянчанинов):
«Слезы, как свойство падшего естества, заражены недугом падения, подобно всем прочим свойствам. Иной бывает особенно склонен к слезам по природе и при всяком удобном случай проливает слезы: такие слезы называются естественными. Есть и греховные слезы. Греховными слезами...
Развернуть
Св. Игнатий (Брянчанинов):
«Слезы, как свойство падшего естества, заражены недугом падения, подобно всем прочим свойствам. Иной бывает особенно склонен к слезам по природе и при всяком удобном случай проливает слезы: такие слезы называются естественными. Есть и греховные слезы. Греховными слезами называются слезы, проливаемые по греховным побуждениям. Такие слезы во множестве и с особенною легкостью проливаются людьми, преданными сладострастию; слезы, подобные слезам сладострастных, проливают находящиеся в самообольщении и прелести; льются обильно слезы из тщеславия, лицемерства, притворства, человекоугодия. Наконец, проливает их злоба: когда она лишена возможности совершить злодеяние, пролить человеческую кровь, тогда она проливает слезы. Эти слезы имел Нерон, в котором современные христиане, по жестокости его и ненависти к христианству, думали видеть антихриста. К естественным слезам относятся слезы от огорчения; когда же огорчение имеет характер греховный, то слезы огорчения делаются слезами греховными. И естественные, и греховные слезы, немедленно по появлении их, повелевается нам святыми отцами прелагать на богоугодные, то есть изменять побуждение слез: приводить себе на память согрешения наши, неизбежную и неизвестную смерть, суд Божий, – и плакать по этим причинам».
Свернуть
Мне сказали что профессиональный психолог никогда не будет навязывать своё мировоззрение клиенту... Но что делает светский психолог? Он разрушает медленно и трудно взращиваемое Богом и Церковью православное мировоззрение, которое не заключается в одном декларировании веры во Христа, но в принятии...
Развернуть
Мне сказали что профессиональный психолог никогда не будет навязывать своё мировоззрение клиенту... Но что делает светский психолог? Он разрушает медленно и трудно взращиваемое Богом и Церковью православное мировоззрение, которое не заключается в одном декларировании веры во Христа, но в принятии всего учения Христа о нормах духовных и душевных, о мыслях и делах человека. Психолог предлагает человеку самому сделать выбор "подталкивая" , "наводя" его на те лили иные решения, выбор, которые уже исходить будут от человека (клиента), от СТРАСТНОГО человеческого понимания норм, добра и зла, хорошего и плохого. Светский психолог, на самом деле, не имеющий сам церковного самосознания, методично и часто неосознанно РАЗРУШАЕТ церковное самосознание клиента, если клиент - верующий и церковный человек. А если клиент не церковный - то ПРЕПЯТСТВУЕТ зарождению церковного сознания в человеке.
Свернуть