Монастырь в миру
Я, милостью Пресвятой Богородицы, несколько раз бывал на Святой Горе Афон.
Как-то повстречался мне там один молодой человек, который поведал случай, произошедший с ним.
Старец благословил его на монашество на Афоне. Он приехал и начал искать, где начать свой монашеский подвиг, но что-то его останавливало. В смущении он постоянно взывал ко Пресвятой Богородице, прося о помощи.
Однажды в монастыре св.Павла, ночью, во время сна, этот молодой человек ощутил, что кто-то взял его душу и стал возносить на небо. С высоты птичьего полета ему открылся Афон, потом весь мир. И было видно ему, как все люди находятся в заботах и суете мира сего, даже на Святой Горе Афон.
В небе он вдыхал воздух свободы и ощущал великую сердечную сладость, которую невозможно описать. И, видя удушающую, как смок, суету мира, не хотел возвращаться. Но голос ему сказал: «Тебе надо вернуться. Днем ты будешь в этой суете, а ночью с помощью молитвы будешь пребывать на небе».
На следующий день афонский старец благословил его возвращаться домой и венчаться.
Вчера мы праздновали прп. Серафима Саровского, приведу отрывок из книги Н. Новикова «Подвиг в миру» об очень интересном и важном для нас откровении, ниспосланном свыше Батюшке Серафиму о равных возможностях для монаха и мирянина в достижении высшего духовного совершенства.
Содержится оно в «Докладной записке» Н.А.Мотовилова, обнаруженной в юбилейном, Серафимовском году (2003) в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки.
«Бытует распространенное представление о невозможности «в миру живучи, получить такую же благодать, как в отшельничестве». Раньше, признается старец Серафим, и у меня была та же мысль, «что этого невозможно достигнуть, живучи в миру, желая жениться, желая заниматься службой государственной». Старец полагал, «что люди, возлюбившие Господа всею душою», должны ради совершенства духовного оставлять «жен, детей, чины, богатство, славу, почести, все радости земные» и бежать «в пустыни и там, в девственной жизни, в самоизволенной нищете и во всех злостраданиях будучи», стяжать благодать Святого Духа. Но вот теперь, говорит прп.Серафим, «мне Господь открыл», что и миряне могут быть «причастниками тех же даров Духа Святого, как и отшельники, если равномерные с ними труд, подвиги, злострадания, претерпленные до конца Христа ради, и все находящее на них они доброхотно решатся взять на себя».
Однако, уточняет старец, это осуществимо лишь при особом образе жизни мирянина, когда «все духовное с светским и все светское с духовных так тесно связано, что ни того от другого, ни этого от того отделить нельзя».
Серафим Саровский говорит также об открытом ему предопределении Божиего Промысла. Это весть о том, что в грядущие времена христианам предлежит по преимуществу путь подвига в миру, «что будущее человечество сим лишь путем пойдет, если захочет спастися, и что на все это есть Его собственная воля».
«В апостольские времена монастырей в нашем смысле не было. Но значит ли это, что их вообще не было? Нет. Монастырь был. Но он был в миру, и были монахи, хотя они не носили монашеских одежд» - говорил в начале ХХ века протоиерей Валентин Свенцицкий.
Будущее монашество в условиях гонений, в условиях современного мироустройства, как это предвидел еще прп.Антоний Великий, будет монашеством в миру. «Оно не будет внешне ограждено от мирских соблазнов, как ограждено было в прежнем монастыре». Подвижники будущего будут жить без защиты монастырских стен, среди мира, где на каждом шагу искушение и опасность, где каждый миг – угроза «преступить». Прп.Антоний Великий пророчествовал, что они будут блаженнее древних монахов, ибо задача их будет сложнее – устоять при всей доступности соблазнов, при той легкости, с которой возможно поддаться им. Иная трудность в том, что не станет общежительного братства, подвижничество станет единоличным, каждый будет сражаться за свое спасение в одиночку. «История как бы завершит круг и вновь придет и к гонениям первого века, и к монашеству первоначального христианства» - протоиерей Валентин Свенцицкий.
Один старец и кавказский отшельник середины ХХ века говорил: «Теперь горы не могут быть пустынным местом. Всюду туристы, нет тишины, уединения. В больших городах, где люди месяцами не встречаются, живя на клетке одного этажа, теперь больше возможности для уединения…Те, кто будут исполнять свое правило ежедневно, несмотря на мирскую суету, будут пред Господом как пустынножители, где бы ни жили. Истинные ревнители по Боге скроют себя среди мира…В горы не нужно уходить, живите в городах. Мы жили в горах, но пережили такие страшные трудности, что по сю пору отойти не можем» (из книги Н. Новикова «Подвиг в миру»).
Начало поднятой темы читайте на странице: elitsy.ru/profile/89624/512084/
______________________________________________________
Буду признателен за любой отзыв, который можете оставить здесь.
______________________________________________________
Читайте другие статьи на сайте проекта
ПРАВОСЛАВНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ | паломничество по святым местам и отдых без посредников orttr.ru
Присоединяйтесь к сообществу "ПРАВОСЛАВНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ" в "Елицах"
elitsy.ru/communities/101227/
и других в социальных сетях:
vk.com/orttrru
www.facebook.com/groups/orttr/
plus.google.com/114431402983166272781
twitter.com/OrthodoxTravel
Храни Вас Господь.
Андрей здравствуйте. Христос Господь говорил, что в последние времена истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине...Ибо таковых ищет Отец Небесный. Можно жить в городе и молиться Господу из сердца...Можно уйти в горы, и...тоже самое творить. Для меня лучше будут горы. Для других- ...
Развернуть
Андрей здравствуйте. Христос Господь говорил, что в последние времена истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине...Ибо таковых ищет Отец Небесный. Можно жить в городе и молиться Господу из сердца...Можно уйти в горы, и...тоже самое творить. Для меня лучше будут горы. Для других- город. Лишь бы только,, в духе и истине,,.
Свернуть
ох, не знаю как это сделать, честное слово..."все духовное с светским и все светское с духовным так тесно связано, что ни того от другого, ни этого от того отделить нельзя». а это правда: "В больших городах, где люди месяцами не встречаются, живя на клетке одного этажа, теперь больше возможности...
Развернуть
ох, не знаю как это сделать, честное слово..."все духовное с светским и все светское с духовным так тесно связано, что ни того от другого, ни этого от того отделить нельзя». а это правда: "В больших городах, где люди месяцами не встречаются, живя на клетке одного этажа, теперь больше возможности для уединения…Те, кто будут исполнять свое правило ежедневно, несмотря на мирскую суету, будут пред Господом как пустынножители, где бы ни жили. Истинные ревнители по Боге скроют себя среди мира…В горы не нужно уходить, живите в городах. Мы жили в горах, но пережили такие страшные трудности, что по сю пору отойти не можем»
Свернуть
Мир Вам, Андрей. Хочу предложить Вам и всем читающим практическое занятие для ощущения монастыря в миру: если Вы женаты беспрекословно слушайтесь жену (если, конечно, речь не идет о вере и Церкви), если не женаты, то родителей. Только без поблажек к себе, а с полнейшим смирением, смирением и еще ...
Развернуть
Мир Вам, Андрей. Хочу предложить Вам и всем читающим практическое занятие для ощущения монастыря в миру: если Вы женаты беспрекословно слушайтесь жену (если, конечно, речь не идет о вере и Церкви), если не женаты, то родителей. Только без поблажек к себе, а с полнейшим смирением, смирением и еще раз смирением, как это делают монахи в монастыре. Понимаю, что там есть духовное руководство в виде наставников, однако и Вы не одиноки. Попробуйте один день, одну неделю и расскажите нам. Тема чрезвычайно важная и полезная для души.
Свернуть
Андрей, здравия и долгих лет жизни Вам.
Немного скорректирую ваши,, логорифмы,,...
Дело в том, что будучи женат я всегда,, слушал,, свою жену...После 20_ти лет совместной жизни произошло следующее; дети уже почти взрослые... Мы продали две старые квартиры и купили новую, взяв ипотеку...Сделал там н...
Развернуть
Андрей, здравия и долгих лет жизни Вам.
Немного скорректирую ваши,, логорифмы,,...
Дело в том, что будучи женат я всегда,, слушал,, свою жену...После 20_ти лет совместной жизни произошло следующее; дети уже почти взрослые... Мы продали две старые квартиры и купили новую, взяв ипотеку...Сделал там небольшой ремонт с Божией помощью. Зарабатывал для семьи мотаясь вахтой... По всей России. Но позже моя жена сменила замки от входной двери и я оказался на улице...
Сейчас приходится жить на съемном жильё..., и платить ипотеку.... Не за своё жильё. От своей доли потом откажусь в пользу детей.
Свернуть
Мир Вам, Андрей! Я, отнюдь, не предлагаю жить в постоянном послушании у жены. Это, на самом деле, не нужно и для мужчины опасно, так как ответственность за семью лежит полностью на нем. Не буду приводить слова ап. Павла по этой теме, они достаточно красноречивы. Однако, почувствовать вкус послуша...
Развернуть
Мир Вам, Андрей! Я, отнюдь, не предлагаю жить в постоянном послушании у жены. Это, на самом деле, не нужно и для мужчины опасно, так как ответственность за семью лежит полностью на нем. Не буду приводить слова ап. Павла по этой теме, они достаточно красноречивы. Однако, почувствовать вкус послушания, выполняя то, что говорит жена (муж, родители и т.д.) в течение хотя бы пары дней, это серьезная задача. Кстати, это не моя выдумка, а совет, данный митр. Антонию Сурожскому, когда он, став монахом, пришел к своему духовному отцу и сказал, что он в полном его послушании и ждет указаний. Духовный отец ответил очень мудро: иди домой и это будет твое послушание.
А отрывок из работы митр. Антония, который следует дальше, меня однажды совершенно потряс и здорово перестроил:
"Я произнес монашеские обеты и отправился в армию, и там пять лет я учился чему-то; по-моему, отличная была школа. Чему учился? — послушанию, например. Я поставил вопрос отцу Афанасию: «Вот я сейчас иду в армию — как я буду осуществлять свое монашество и, в частности, послушание?» Он мне ответил: «Очень просто. Считай, что каждый, кто дает тебе приказ, говорит именем Божиим, и твори его не только внешне, но всем твоим нутром. Считай, что каждый больной, который потребует помощи, позовет, — твой хозяин, служи ему, как купленный раб».
А затем — прямо святоотеческая жизнь была. Капрал приходит, говорит: нужны добровольцы копать траншею, ты доброволец. Вот первое: твоя воля полностью отсекается и целиком поглощается мудрой и святой волей капрала. Затем он дает тебе лопату, ведет в госпитальный двор, говорит: с севера на юг копать ров. А ты знаешь, что офицер говорил копать с востока на запад. Но тебе какое дело? Твое дело копать, и чувствуешь такую свободу, копаешь с наслаждением: во-первых, чувствуешь себя добродетельным, а потом — день холодный и ясный, и гораздо приятнее рыть окоп под открытым небом, чем мыть посуду на кухне. Копал три часа, и ров получился отличный. Приходит капрал, говорит: дурень, осел, копать надо было с востока на запад. Я мог бы ему сказать, что он сам сначала ошибся, но какое мне дело до того, что он ошибался? Он велел мне засыпать ров, а засыпав, я стал бы, вероятно, копать заново, но к тому времени он нашел другого «добровольца», который получил свою долю.
Меня очень поразило тогда то чувство внутренней свободы, которое дает абсурдное послушание, потому что, если бы моя деятельность определялась точкой приложения и если бы это было делом осмысленного послушания, я бы сначала бился, чтобы доказать капралу, что надо копать в другом направлении, и кончилось бы все карцером. Тут же просто потому, что я был совершенно освобожден от чувства ответственности, вся жизнь была именно в том, что можно было совершенно свободно отзываться на все и иметь внутреннюю свободу для всего, а остальное была воля Божия, проявленная через чью-то ошибку."
Вдумайтесь – "абсурдное" полное послушание и полная свобода!
Свернуть
Андрей, послушание необходимо выполнять не ради эмоций, а ради Христа! Я служил в армии... 93 год. Поверь... приказы мы выполняли даже самые абсурдные; ,, красить зелёной краской осеннюю траву,, например.
Но выполнения было не ради Христа, и не чувствовали мы,, свободу,,, потому что это вне церкв...
Развернуть
Андрей, послушание необходимо выполнять не ради эмоций, а ради Христа! Я служил в армии... 93 год. Поверь... приказы мы выполняли даже самые абсурдные; ,, красить зелёной краской осеннюю траву,, например.
Но выполнения было не ради Христа, и не чувствовали мы,, свободу,,, потому что это вне церкви...только в среде Христовой церкви есть исполнение Его Святой Воли через послушание и смиренномудрие.И ещё... не нужно путать,, человекоугодие,, с Богоугодием...Христос об этом говорил.
Свернуть
Извините меня неофита, но позволю высказать свое мнение. мне думается, что такие Святые места как Афон, Оптина Пустынь, Валаам и т.д. всегда должны быть отделены от мира. Они хранят чистоту и красоту Веры Православной, чего добиться живя в миру мне кажется практически невозможно, тем более когда ...
Развернуть
Извините меня неофита, но позволю высказать свое мнение. мне думается, что такие Святые места как Афон, Оптина Пустынь, Валаам и т.д. всегда должны быть отделены от мира. Они хранят чистоту и красоту Веры Православной, чего добиться живя в миру мне кажется практически невозможно, тем более когда не так много людей которые разделяют с тобой Веру. Нам, живущим вне этих обителей, нужно оберегать их. В них мы получаем душевный заряд, успокоение, душеполезные уроки, решения душевных проблем и прочее. Без этих мест и без труда монахов там живущих со временем будет очень тяжело спастись. Не дай Боже!
Находясь в жизненных обстоятельствах легко впасть в ересть или в несоответствие с учением Веры Православной, причем сразу этого не замечаешь и Святые обители помогают нам избежать этого. Простите меня неофита.
С уважением,
Илья.
Свернуть
Илья, оберегай свою душу, а о других Господь попечётся...Мир тебе