Виртуальный мир и молитва
Несколько лет назад беседовал со Старцем Мардарием (в схиме Алексий), очень опытным делателем Иисусовой молитвы, прожившим 40 лет в кавказских горах и постригшем в монашество Старца Виталия (Сидоренко).
Он рассказал один случай, произошедший во времена Хрущева, когда гонения за веру усилились.
В Москве жил молодой человек, сын одного высокопоставленного члена КПСС, ярого атеиста и, к тому же, еврея. Этот парнишка, благодаря молитвам Старицы, Духом Святым познал Христа, уверовал в Него и тайно крестился.
Отец парня, узнав об этом, заставлял его отречься от Христа. Но он устоял в вере.
Тогда этот высокопоставленный член КПСС упрятал своего сына в психушку, сказав врачам: «Делайте с ним что хотите, но чтобы отрекся от Христа». Ему ответили:«Психиатрия может сделать из него дурачка, а заставить отречься не в силах». Отец сказал: «Он мне не сын, делайте дурачка».
Парня закрыли в одиночной камере и начали пичкать различными препаратами.
Через короткое время у него начала «съезжать крыша». От препаратов он буквально лез на стены.
Но в один момент он понимает - с врачами надо вести себя хитро. Перестает сопротивляться и прикидывается дурачком.
Врачи перестают пичкать препаратами. Начинают понемногу выпускать на прогулку.
На одной из прогулок он, милостью Божией, убегает из хорошо охраняемой психушки. Добирается до вокзала, садится на поезд и едет «зайцем» на юг. В поезде его обнаруживает проводник, но не сдает, а, наоборот, помогает.
Так он доезжает до Сухуми и уходит в горы, где через некоторое время принимает монашеский постриг.
Когда я спросил Старца: «Отче, скажи, а как он мог остаться в здравом уме и сохранить веру при таком интенсивном «лечении»? Да еще и сбежать. Как он молился? Может, какие-то особые молитвы читал?»
Старец ответил: «Он никак не молился, В ТАКОМ СОСТОЯНИИ НЕВОЗМОЖНО МОЛИТЬСЯ. За него молилась Старица».
Вот к чему мы, современные христиане, должны стремиться. К усиленной молитве друг за друга, особенно за пастырей наших. К этому же нас призывают и святые апостолы: "Поминайте наставников ваших…" (Евр. 13: 7).
Души миллионов людей находятся под страшным бесовским воздействием. Как говорил мне Старец Иосиф Ватопедский, сейчас везде очень много магии. Усугубляется все это виртуализацией общества.
Виртуальный, значит воображаемый, а воображение - орудие диавола. «Диавол очень тесно расположен и близок к воображению. Он, будучи духом в отсутствии формы и образа, полюбил формы и воображение. Вообразил, что мог бы воздвигнуть себе трон над небом и стать, как Бог. Через воображение он обольстил Адама, который ранее не обладал вообразительным свойством» (св. Никодим Святогорец).
Диавол – «клеветник», а клевета – это намеренное создание некой ложной реальности. Значит, сатана – первый изобретатель ложной, виртуальной реальности.
«Целью технологий виртуальных реальностей является создание ложного мира, – отмечает иеромонах Анатолий (Берестов), – но когда в сознании человека эти ложные миры станут действительными, человек просто не сможет справиться с их разделением, и легко сможет произойти раздвоение личности или даже деперсонализация. В любом случае мы должны помнить о той большой угрозе человечеству, которую несут ему технологии мира виртуальных, то есть ложных реальностей. А ведь отец лжи – дьявол».
Виртуальная реальность грозит заменить для человека реальность настоящую. Человек предпочтет жить в той «реальности», где он будет чувствовать себя хозяином положения. По сути, это выбор небытия, как у демонов. Английский историк Элейн Шоуолтер в связи с ожидаемым неслыханным развитием технологий виртуальной реальности предполагает, что будущие поколения станут жертвами «новых параной, новых истерий, новых болезней, поражающих прежде всего воображение».
Самое страшное, что виртуальной реальностью падшие духи стремятся совершенно вытеснить из жизни человечества реальность духовную. Они хотят, чтобы обезличенные, напрочь лишенные богоданной свободы люди, постоянно жевали информационно-наркотическую жвачку, принимая те образы, которые им навяжет система, чтобы они «плавали» в «бассейне» виртуальной реальности, полностью забыв о Боге, о реальной действительности и духовном мире. Ведь для человека духовного духовный мир обладает большей реальностью, чем мир вещей, а человеку плотскому духовный мир представляется как мир призраков, пустых фантазий и иллюзий. Чтобы увидеть духовный мир и правильно общаться с ним, нужна нравственная работа над собой, а для того, чтобы погрузиться в демонический мир ложно-виртуальной реальности современному человеку достаточно нажать кнопку или клавишу. Виртуальной реальностью человек пытается заполнить духовную пустоту в своей душе.
Воздействие Экрана направлено преимущественно на мечтательную способность, на сферу воображения, которую Святые Отцы всегда называли основным каналом доступа падших духов к душе человека. Ведь и греховные помыслы, и мечтания, приходящие к нам от диавола, это тоже ложная, виртуальная реальность. Только Православие предупреждает об опасности воображения. «Мир человеческой воли и воображения, – сказано в книге «Старец Силуан Афонский», – это мир «призраков» истины. Этот мир у человека общий с падшими демонами, и потому воображение – есть проводник демонической энергии. И демонические образы, и образы, творимые самим человеком, могут влиять на людей, видоизменяя или преображая их, но при этом одно неизбежно: всякий образ, созданный самим человеком, или внушенный демонами, и воспринятый душою, будет извращать духовный образ человека, созданного по образу и по подобию Божию». Если «чувство личного Бога очищает молитву от воображения, переводя все в некий невидимый центр живого внутреннего общения», то погружение в мир воображения, напротив, означает уход в безличную стихию, в которой пребывают и демоны.
Опыт православных подвижников свидетельствует, что борьба с воображением занимает одно из главных мест в духовной брани. В книге святого Никодима Святогорца «Невидимая брань», в частности, читаем: «Воображение есть такая сила души, которая по природе своей не имеет способности пребывать в области единения с Богом… Человекоубийца диавол, как сам пал от мечтания о богоравенстве, так довел и Адама до того, что он стал мечтать умом своим о равенстве Богу и пал от такого своего мечтания; и за то из мысленной оной, равноангельской, чистой, разумной и безобразной жизни низринут был в эту чувственную, многосоставную, многовидную, в образы и мечтания погруженную жизнь, в состояние неразумных животных. Ибо быть погружену в образы или жить в них и под влиянием их, есть свойство неразумных животных, а не существ разумных… По сей причине диавол у святых отцов называется живописцем, змием многовидным, питающимся землей страстей, фантазером и другими подобными именами. Из сего уразумей, возлюбленный, что так как многовидная фантазия есть изобретение и порождение диавола, то она для него премноговожделенна и пригодна к погублению нас. Святые отцы справедливо называют ее мостом, чрез который душеубийственные демоны проходят в душу, смешиваются с ней и делают ее пчельником трутней, жилищем срамных, злых и богопротивных помыслов, и всяких нечистых страстей, душевных и телесных».
Здесь очень важно заметить, что состояние погруженности в мечтательные образы святой Никодим Святогорец называет состоянием неразумных (то есть лишенных ума, духа) животных. В это состояние звериности впал сатана, увлек за собой часть ангелов, а затем он ввел в это состояние и наших прародителей – Адама и Еву. И сейчас он же еще глубже вводит людей в это состояние.
«Будучи отец лжи, он (сатана) посредством ложных действий будет обольщать воображение», – указывает святитель Кирилл Иерусалимский («Огласительные поучения», 15). И преподобный Ефрем Сирин в своем «Слове на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово» замечает, что «много будет мечтаний, совершаемых зверем», и сами знамения называет «мечтательными». Святитель Игнатий (Брянчанинов) прямо говорил, что ложные знамения и чудеса будут «действовать наиболее на чувство зрения, очаровывая и обманывая его». Виртуальная реальность и есть обман более всего чувства зрения. «Не сообразят человеки, – писал святитель Игнатий, – что чудеса его (антихриста) не имеют никакой благой, разумной цели, никакого определенного значения, что они чужды истины, преисполнены лжи, что они – чудовищное, всезлобное, лишенное смысла актерство, усиливающееся удивить, привести в недоумение и самозабвение, обольстить, обмануть, увлечь обаянием пустого, глупого эффекта».
Изяслав Александрович Адливанкин, заведующий Миссионерским отделом Душепопечительского Православного Центра им. святого праведного Иоанна Кронштадтского, психолог-эксперт говорил:
"... Хочу вспомнить одного мальчика, которого к нам в центр привезли из Новосибирска. Все в доме уже было украдено, все свое время он посвящал компьютерным играм. Его единственной задачей в жизни было украсть где-нибудь деньги и отнести их в компьютерный клуб. Вот что рассказал этот подросток. Сперва он играл в компьютер по пять часов в день, потом по шесть, по десять. А потом вообще перестал спать и играл постоянно. Заходил в салон и, пока деньги не кончались, не трогался с места. Мог провести так двадцать часов, целые сутки. Не спал, не ел. И в какой-то момент произошла удивительная вещь: компьютер вдруг превратился для него в некую отвратительную тварь, оттуда высунулись руки, схватили его и втянули вовнутрь. Мальчик описывал это так подлинно, что у нас не возникло сомнений: он увидел разверзшееся перед ним страшное духовное пространство. Хотя ребенка это ужаснуло, играть он не прекратил. Видение повторялось несколько раз, и в конце концов он приехал к нам, не имея сил самостоятельно отойти от компьютерных игр, но уже понимая, насколько это губительно.
Мальчик не был психически болен, врачи пришли к выводу, что никакой психиатрии там не было. И потом, это не единичный случай подобных рассказов. Да что тут такого невероятного, с христианской точки зрения? Мы же знаем, что в духовном мире действуют разумные духовные же силы. Тесное общение с техногенной системой, напичканной негативной информацией, столь утончило его психическое и духовное восприятие, что у неких «жителей» компьютерного мира (о природе которых мы можем судить по "этике" компьютерных игр) появилась возможность ему "открыться".
Впрочем, эти рассуждения уже на чисто духовные темы... А если вернуться в область материального, то нужно понять следующее: чем игры совершеннее, чем ярче изображение, чем больше в игре возможностей, имитирующих реальность, тем сильнее такие игры втягивают в себя личность. Особенно личность молодую!"
С одним афонским монахом произошел такой случай. В монастырь, где он подвизается, подарили компьютерную технику. Будучи делателем Иисусовой молитвы, он на следующий день после работы на компьютере, поделился со мной, что во время работы у него не шла молитва. Более того, до сих пор у него сухая молитва. Он был духовно истощен.
Другой случай произошел с абхазским пустынником. Пожив в горах со своим Старцем, часто причащаясь, он спустился по делам в Сухум. Поскольку ему нужно было найти какую-то информацию в интернете, он пошел в интернет-клуб. Во время непродолжительной работы на компьютере испытал мощный духовный удар, от которого начал терять сознание.
Афонский схиигумен поделился со мной о своем духовном чаде, архимандрите, который, начав писать на компьютере богословскую диссертацию, "завис" в виртуальном мире.
Усугубляется все это тем, что виртуальные технологии - это прелесть с добавками магии, кабалы, современных научных разработок в области психологии.
Человек в прелести никогда не согласится с тем, что он в прелести, в этом трагедия наших современников.
В православных медико-социальных центрах реабилитации много случаев полного излечения от наркозависимости, а также возвращения в Православие из различных сект, в том числе сатанинских. Но нет ни одного случая полного освобождения от виртуальной зависимости.
Эта проблема начала подниматься и среди архиереев нашей Церкви. Так в сентябре 2015 г. на Международной богословской научно-практической конференции «Монашество Святой Руси: от истоков к современности» в Москве архиепископом Берлинским и Германским Марком был зачитан доклад "Современные технологии и отречение от мира: их соотношение в условиях монастыря" monasterium.ru/publikatsii/doklady-2/mon-sv-r/sovremennye-tekhnologii-i-otrechenie-ot-mira/
Несколько молитв, необходимых в наше сложное время:
Господи Иисусе Христе, Боже мой! Cкрой мя немощного и многогрешного раба Твоего от сетей дьявольских. Сохрани ум мой, сердце мое, волю мою, дух, душу и тело от технотронного, психотропного и иного бесовского воздействия. Покрой мя Своею Благодатию, да не смогут мне навредить и уничтожить Образ Твой во мне никакие бесовские средства и враги мои видимые и невидимые. Всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Господи, Ты дал нам волю, а нынешние технологии парализуют её, уводят от Тебя и склоняют ко греху. Защити нас немощных рабов Твоих от порабощения и сохрани волю свободной, чтобы мы могли прийти к Тебе и пребывать с Тобой во веки веков. Аминь.
Господи, спаси мя от влияния духа мира сего и даруй мне реакцию отторжения на всё, что противно Тебе.
Господи Иисусе Христе, порази врагов моих, гордыню и эгоизм, которые держат изнутри двери сердца моего и не дают Тебе войти. Аминь.
----------------------------------------------------------------------------------------------
Продолжение темы: статьи "Добро пожаловать в «рай»" elitsy.ru/profile/89624/728773/, "О виртуальном мире" elitsy.ru/profile/89624/684963/
и рассказ "Мрак – Свет" elitsy.ru/profile/89624/650953/
______________________________________________________
Читайте другие статьи на сайте проекта
ПРАВОСЛАВНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ | паломничество по святым местам и отдых без посредников orttr.ru
Интересные личности
- Священник
- Священник
Из-за схожести темы, размещаю здесь ответ на комментарий к рассказу "Мрак – Свет" https://elitsy.ru/profile/89624/650953/
Господь дал право быть этому изобретению (имеется ввиду интернет и виртуальные технологии), я думаю, потому что Он дал людям свободу и не хочет нас лишать ее.
Великий и страшны...
Развернуть
Из-за схожести темы, размещаю здесь ответ на комментарий к рассказу "Мрак – Свет" https://elitsy.ru/profile/89624/650953/
Господь дал право быть этому изобретению (имеется ввиду интернет и виртуальные технологии), я думаю, потому что Он дал людям свободу и не хочет нас лишать ее.
Великий и страшный дар - свобода. Она дает нам возможность любить или ненавидеть, быть ангелами или бесами…
Как жить, имея такой дар? Руководствуясь другим даром – совестью. Она как свобода всем дана, но, к сожалению, не все ее берегут, и получается как с «Колоколом души» https://elitsy.ru/profile/89624/500947/
Совесть подсказывает, как вести себя с Богом, ближним, с самим собой.
Вы сами пишите о вредном воздействии на Вас этих технологий, так зачем убаюкиваете совесть тем, что Бог дал право быть им.
Мое мнение таково, интернет и виртуальные технологии – лестница в ад (в виртуальном, выдуманном мире нет Бога), и православные должны не спускаться туда, а подымать оттуда других. Но заниматься этим делом должны те, за кого усиленно молятся. А то можно прельститься этим прелестным обиталищем и остаться там.
Свернуть