Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

Несторианство, Православие или Ислам? К истории христианства в Казахстане

Настоящее связано с прошлым крепчайшими нитями. В частности, религиозное самосознание любого народа во многом определяется его историей. Каким было духовное прошлое казахов? Этот вопрос, ответ на который следует искать в правдивой истории казахского народа, является весьма существенным в духовном самоопределении современных казахов. В последнее время большое количество ранее не известных (или замалчиваемых?) фактов и сведений становится предметом исследования непредвзятых казахских историков, и есть надежда, что такие исследования, освобожденные от идеологического гнета тоталитарной системы помогут раскрыть реальное прошлое Казахстана.
Как известно, казахи как этнос появились после монголо-татарского «геополитического взрыва», примерно в одно время с украинцами. Говоря об истории казахов придется начать с наших дальних предков. Генеалогическое дерево тюрков восходит к Патриарху Тюрку, сыну Иафета, внуку Ноя, а непосредственными предками казахов были тюрки-куманы, в различных источниках называемые также киманами или кипчаками. Внешне они ничем не отличались от современных им славян. На Руси кипчаков прозвали половцами за светлые, цвета овсяной половы, волосы. Чтобы понять, каким же образом половцы преобразовались в казахский этнос, надо учитывать, что другой генеалогический корень казахов — монгольский народ кераиты. До кипчаков это были эфталиты, еще ранее народ хунну.
В первом веке, то есть во времена евангельской проповеди апостолов территория современного Казахстана входила в огромную империю Кушанов, простирающуюся от Азовского моря до берегов Ганга. В этих местах проповедь христианства начали пять апостолов: Фома-близнец, Матфей, Варфоломей, Филипп и Андрей Первозванный. Проповедь Благой Вести сопровождалась многочисленными чудотворениями. Огромность территории и общность языка умножала плоды трудов святых апостолов. Апостолы могли перемещаться между народами империи Кушанов на огромной территории, не встречая пограничных затруднений.
Для понимания культуры тюрков необходимо помнить один немаловажный факт: во все времена одним из основополагающих законов Великой Степи была веротерпимость. Религиозные убеждения разных народов степной империи никак не сказывались на их взаимоотношениях. Никакая религия не запрещалась. В то время как в Римской империи бушевали гонения и притеснения христиан, в Великой Степи об этом не могло быть и речи. Во все века тут находили прибежище несправедливо гонимые в других странах. Здесь особенно, на вес золота, ценились люди сведущие и грамотные. Так, китайский полководец, несправедливо приговоренный к смертной казни у себя на родине, бежал к хунну и стал первым советником при дворе хуннского царя, а гонимый за веру персидский царевич-христианин укрылся в Согдиане и получил в дар от буддиста — правителя Бухары обширные земли для основания собственного княжества.
При раскопках на центральной площади города Вархаше (столице эфталитской империи) обнаружены помимо домов аристократии, языческий, буддийский храмы и Православный собор. И это никого не удивляло, это было нормой. Христианство ширилось и распространялось в условиях мирной конкуренции, не вступая в конфликт с окружающим миром, но и не особенно выделяясь. По свидетельству аль-Бируни на рубеже III-IV столетий была основана Мервская епархия, превратившаяся затем в мощную Мервскую митрополию. Вопреки общепринятому мнению следует отметить, что на территории империи Кушан проповедь Апостолов не пропала даром, а принесла плоды, ибо к IX веку на этой и прилегающих территориях было уже шесть митрополий по 6 — 12 епархий в каждой.
Особо отметим, что даже бесконечные междоусобицы не слишком мешали распространению христианства потому что с одной стороны все же не были «бесконечными», а с другой — существовало правило, что победивший присоединяет к себе наследие другого народа, вступая с ним в союз. При этом аристократия побежденного народа сохраняла свои привилегии, а объединившиеся народы имели равные права. На таком принципе cсуществовали все народы Великой Степи.
На границе с Китаем была мощная держава воинственного народа хунну, которая триста лет противостояла экспансии Поднебесной империи Китая, претендующей на владычество над всей Азией. В IV—V вв.еке она пала, но не под ударами китайской армии, а от действия китайской дипломатии. В V веке часть хунну ушла в Западную Европу, где произвела невероятные потрясения, разрушив империю готов. Скандинавы-готы того времени сильно досаждали славянам, предавая огню и мечу славянские города, казня их старейшин. Славяне выступили вместе с хунну в их западном походе. В Европе хунну получили название гуннов. Другая часть хунну поселилась в Семиречье (Юго-Западный Казахстан), где впоследствии их стали называть эфталитами (белые хунну). Практически все эфталиты приняли Православие, крестившись в хорезмской епархии, на территории которой получили приют и земли.
Династия Кушанов была очарована буддизмом и в IV веке перенесла столицу империи в Индию, в результате чего централизация власти и нити правления заметно ослабли, чем не замедлили воспользоваться враги. Так, персы стояли уже у стен Шашы, с юга наседали монголы-сяньби, в то время как империя была ослаблена разделением на мелкие княжества и орды. Порядок восстановили православные эфталиты, восстановив границы империи почти в прежних пределах. Эфталиты заняли и Афганистан, где в 430 году была создана Гератская епархия, ставшая в конце VI века митрополией.
В V веке шахиншах Персии Шапур II воздвиг гонения на христиан своей страны. Церковный историк V века Созомен пишет о бесчисленном множестве пострадавших христиан того времени. Так, на Святую Пасху были умерщвлены десятки тысяч христиан. Против произвола язычников восстали христиане Армении, входившие в состав Персидского царства. Они обратились за помощью к империи эфталитов, и помощь не замедлила себя ждать — эфталиты снарядили армию. Они сокрушили армию шахиншаха, и лишь вмешательство Православной Византии, с которой эфталиты имели договор, спасло Персидскую державу. Эфталиты обложили Персию данью и взяли в заложники сына шахиншаха Пероза.
О богатстве и разнообразии Православной культуры тюрков того времени нужно писать отдельно. Отметим вкратце, что в степи процветали ремесла, иконопись на шелке, христианские храмы украшались мозаикой и фресками. В то время чеканились собственные монеты с христианской символикой. По всей империи росли города. Но помимо оседлого городского образа жизни среди народов Великой Степи имел широкое распространение кочевой. Так, эфталитов, ведущих кочевой образ жизни, впоследствии стали называть кипчаками, а на Руси половцами.
По территории степной империи пролегал Шелковый путь. Китай оставил надежды завоевать Степь и действовал в основном дипломатическим путем для сохранения своей торговли по Шелковому пути. Эфталиты поставили условием Поднебесной ввести у себя свободу вероисповедания. Два китайских императора вынуждены были издать такие указы. Таким образом, из империи эфталитов в Китай проникли буддизм и христианство. К IX веку известна уже христианская митрополия в Пекине.
Власть династии правителей-эфталитов длилась полтора века. Впоследствии их сменил тюркский народ ашаны. Ашаны ввели губительное разделение высших, старших, первостепенных народов и второсортных, низших народов. Такое положение дел привело к росту национальной обособленности, дроблению и объединению народов в различные союзы в противовес власти. В начале VII века Великий каганат распался на Восточный и Западный, чем не замедлил воспользоваться Китай. Уже в 630 году Китай разгромил и присоединил к своим владениям Восточный каганат, а в 657 году и Западный. Каганы сделались китайскими ставленниками, принимавшими власть и титулы от императора Поднебесной. В каганатах вспыхивали восстания, и Западный каганат в конце концов получил независимость, но власть ашанов пала, и к власти пришла династия Тюргашей.
В 748 году Поднебесная империя вновь одержала победу над Тюргашским каганатом, китайский полководец Ван Чжен-сян разрушил до основания столицу тюргашей Суйаб. Однако господство завоевателей над Семиречьем было недолгим. Новое независимое государство тюрок было создано карлуками.
Седьмой век — начало расцвета Золотого халифата арабов-мусульман. Арабское господство распространилось на многие страны. Арабы захватили Маверранарх с городом Мерв, где была христианская митрополия. Но Семиречье, где правили карлуки, арабы завоевать не сумели; несмотря на все их усилия, этот край остался в руках тюркских народов.
Тюрки заключали совместные союзы с арабами во времена общей опасности. Так, в знаменитой Таласской битве 751 года объединенные войска тюрков и арабов наголову разгромили огромную армию Китая. Успех решила карлукская конница. Разгром был столь ощутимым, что с той поры Китай более не вмешивался в дела Западного Туркестана.
В IX веке в Семиречье разразилась страшная засуха, степь иссыхала, в это время все искали спасения от голода и засухи. Половцы устремились к Дону, печенеги к Днепру, часть карлуков приняла ислам и была принята в Маверранархе, государство карлуков ослабло и власть перешла к народу ягму (тюрко-монголы). Ягму не долго оставались язычниками и вскоре приняли мусульманство. С этого момента проникновение арабской культуры стало значительным. Вопреки мнению многих людей об агрессивности ислама следует сказать, что христианство во времена Халифата ничуть не утратило своих позиций. Халифат мусульман строго относился к язычникам, но благоволил к христианам. Современник создания империи халифов, патриарх-католикос Тимофей I оповещал паству: «Арабы, которым Бог дал власть над миром в эти дни, как вы знаете, не только не противодействуют христианству, но хвалят священников и святых Бога нашего, помогают церквам и монастырям».
Брат первой жены Мухаммеда Хадиджи Варак ибн-Науфала исповедовал христианство. Мухаммед глубоко уважал его. Первым «секретарем» Мухаммеда, переписчиком Корана был несторианский иеромонах Сергий. В посланиях к христианским правителям Мухаммед писал: «Свидетельствую, что Иса (Иисус), сын Мариам (Девы Марии) есть Дух Бога и Его Слово». Во время гонений на основателя ислама его укрыл у себя христианский правитель Эфиопии. В Коране сказано: «Ты несомненно найдешь, что самые близкие по любви к мусульманам те, которые говорят: „Мы христиане!“ Это потому, что среди них есть священники и монахи и что они не превозносятся» (сура 5 «Трапеза», аят 85/89).
В державе арабских халифов христианство занимало положение признанной и уважаемой религии. При дворе халифа были представлено духовенство всех христанских конфессий — православные, несториане, яковистские священнослужители. В их обязанности, в частности, входило молиться за здравие повелителя империи и благословлять его трапезу. Христиане в халифате могли занимать сколь угодно высокое положение. Христианство исповедовали визирь левой руки («госсекретарь») и несколько казначеев («министров финансов»). Особенно славились христианские ученые. Так, во главе первого Дома Мудрости («Академия наук»), был поставлен Абу Закария Юханна, исповедующий христианство. В Гундигапуре (Хузистан) христианами была создана лучшая медицинская школа того времени. Личными врачами халифа и вельмож были христиане. Распространение христианства приветствовалось. Так, по поводу крещения крупного монгольского народа — кераитов, мусульманский летописец Рашид-ад-Дин писал: «Религия Исы (мир Ему!) достигла кераитов, и они приняли ее!"
Тюркское Хорезмское царство, продолжало исповедовать Православие во всей его чистоте, несмотря на распространение ереси Нестория по всему краю. Лишь в позднейшие времена появились экстремистски настроенные учения, спекулирующие на исламе. Жесткие требования некоторых школ шариата (например, прятать женские лица, запрет на изображение живых существ и др.) появились через три века после Мухаммеда.
Гармония межрелигиозных отношений была нарушена крестовыми походами Рима. Декларируя освобождение Святой Земли от мусульман, католики ставили второй целью уничтожение Православия.
Как пишет А.Н.Гумилев, наступление латинян на Православие было остановлено тюрками. Тюрки не пустили крестоносцев на восток, чем помогли восточным православным патриархатам избежать печальной участи Константинополя (1204 года).
Причиной появления империи Чингиз-хана явилась экспансия и геноцид Поднебесной по отношению к народам Степи. С X века с целью противодействия этому начинает образовываться империя Чингиз-хана, многие тюркские народы южного каганата вошли в состав монгольской империи по правилам Степи — знать оставалась знатью, а народы имели равные права. И только тюркские народы Западного каганата отказались не вошли в новую империю Чингиз-хана. На месте Западного каганата находилось кипчакское ханство со столицей в городе Отрар, который в то время был крупнейшим культурным центром. Там, в частности, находилась вторая по величине после Александрийской библиотека в мире.
В это время началась арабская война газават. Роль тюрков еще по достоинству не оценена историками. В то время когда Византия гибла в огне газавата, до Руси не долетела ни одна головня из этого костра. Пламя священной войны гасло, натыкаясь на обугленные окраины страны кипчаков.
Летописи не приводят ни одного случая нашествия мусульманских отрядов на Киевскую Русь до XIII века. В 1091 году греки в союзе с кипчаками разгромили Печенегов, чем положили конец шестилетней войне Византии с печенегами. В самой же византийской армии служили представители многих народов, известны имена тюркского, армянского, грузинского происхождения.
Часть половцев, как известно, приняла христианство еще во время союза с Византией. Летописи извещают о крещении половецких ханов Амурата — в 1132 году, Айдара — в 1168 году, Бастия — в 1223 году.
Кипчаки соседствуют с Русью и Византией почти два века до разгрома их монголами. В союзе с Византией против арабского нашествия воюют тюркская Хазария, в которой находят приют многочисленные беженцы из разоренных стран — христиане и иудеи. При императоре находились хазарские войска, гвардия Византийской империи.
Исламизированные тюрки накладывают новую идеологию на старую, не зачеркивая ее. Так, ханы-мусульмане женятся на дочерях слабых врагов, принимая на себя политические обязательства. Но тюрки, не принявшие мусульманства, продолжают древнюю традицию династийного брака по формуле — дочь сильного выдается за слабого.
В 1124 году арабы захватили Грузию и Армению. В Тбилиси потопили в крови христиан, отказавшихся принимать Ислам. Христианской кровью наполнялись бассейны в Тбилиси и Кутаиси, в этих бассейнах купались арабские военачальники. Царь Давид IV, лишившийся царства бежал к кипчакам, его встретил и приютил хан Артык. Давид IV женился на дочери хана Гурандохте. Хан Артык с 45-тысячной кипчакской конницей и 15 тысячами остатков войск осетин, армян и грузин выступил против 300 тысячной армии арабов. В 1125 году на поле Дидгори, близ Тбилиси произошла битва, в которой арабы потерпели поражение. По всей границе Грузии стояли пограничные кипчакские полки, а штаб хана Артыка располагался в Тбилиси. До сих пор в Грузии сохранились населенные пункты Куби, Кобес, Казах, где стояли кипчакские войска. Через три года за ханом приехал в Грузию его брат Сырджан и призвал вернуться на Родину ввиду повсеместного усиления натиска врагов. В одночасье кипчакские воины покинули Грузию, опасность для которой со стороны арабов прекратилась.
В XII веке кипчаки разбили злейших врагов Руси — печенегов, и впервые граница кипчакского ханства соприкасается с границей Киевской Руси. Святой Илья Муромец защищал границы Руси от печенегов. А половцы стали для Руси своими. Летописи пишут о многочисленных браках русских князей с половецкими «красными девками». Без преувеличения можно сказать, что почти все влиятельные роды Киевской Руси состояли в кровном родстве с половцами. Соседство с княжеской междоусобицей Руси втягивает половцев в политические игры князей за Киевский престол. «Нашествия половцев» происходили в союзе с русскими и по «приглашению» со стороны сватов, обиженных несправедливой долей и пытающихся защитить свою честь способом, соответствующим рыцарской морали того времени — в битве. Русь была раздроблена удельными княжествами и многие из князей были, к сожалению, патриотами лишь своей вотчины.
Владимир Мономах боролся за добрососедство и мир на Руси, он женил двоих своих сыновей на половчанках — Юрия в 1107 году и Андрея в 1117 году. Брак с Полем означал в то время поддержку и мир. Мономаху удалось утихомирить буйные головы князей Руси. Во время его правления усобицы затихли и князья присмирели. Мономахом было установлено собрание князей, на котором совместно решалось, кто виноват в том или ином вопросе. Споры начали разрешаться дипломатическим способом.
Но как Мономаху удалось «убедить» воинствующих князей покориться? Он первым из русских князей прибегнул к помощи своих родственников-половцев для усмирения Полоцкого княжества. Всего за время своего княжения великий князь всея Руси Владимир Мономах обращался за помощью к ним 19 раз. И кипчаки, верные установленным в степи законам, несли политическую ответственность за своих сватов — они помогали им в усилении централизованной власти. Все Ольговичи (включая деда и внука) обращались к половцам — 15 раз. К сожалению, самая большая библиотека Руси в Киеве была сожжена татаро-монголами. И до нас доходят лишь сохранившиеся от татар летописи усмиренных Мономахом удаленных княжеств, изобилующих эпитетами о «поганых» половцах и доблестных княжеских дружинах, сражавшихся с ними. Наверняка сгоревшие столичные рукописи имели другие формулировки о роли половцев в государственном устройстве Киевской Руси.
Трагедией стало участие тюрков бывшего восточного каганата в устройстве империи Чингиз-хана. Кипчаки отказались от союза с Чингиз-ханом. Они вынуждены были сражаться не только с монголами, но и со своими же родственными народами, имеющими не меньшую воинскую выучку.
В 1218 году кипчакский город Отрар был сравнен с землей монгольской империей. С этой зловещей победы началось нашествие Чингиз-хана на мир. Монгольская опасность объединила на поле Калки кипчаков и русских.
Калка стала последним щитом Руси. И этот щит не выдержал напора удара Субудей-багатура. XIII век стал трагичным для кипчаков, часть их сумела уйти в Европу и осела на территории нынешней Венгрии, часть укрылась в горах Кавказа, некоторые оказались в арабских странах. Остальные вынуждены были принять власть монголов.
Заключение
Выводы о всеобщем несторианстве среди тюрков начиная с 410 года не выдерживают критики. Точно известно, что Хорезмская епархия, например, оставалась Православной вплоть до ее разгрома монголами. В Мерве Православный митрополит силой был заменен несторианами только в VI веке. По археологическим раскопкам, на которые ссылаются многие авторы, нельзя отличить православных от несториан, равноконечные кресты, найденные археологами, еще ни о чем не говорят. Они имели повсеместное распространение не только в Византии и среди тюрков, но и по всему миру. Привычные нам удлиненные восьмиконечные Православные кресты с распятием, подножием и надписью вверху появились значительно позже. Несториане так же, как и православные почитали иконы, строили монастыри и имели такие же храмы. Ведь никто же не берется утверждать, что когда обновленцы захватили власть в синоде РПЦ после революции, вся Россия стала обновленческой. Почему мы привыкли считать себя мудрее наших предков? На территории Семиречья найдены христианские захоронения XII века, на одном из надгробий имеется надпись: «Дживардис, священник, настоятель церкви Православной. 1289 год». Очевидно, что борьба с несторианством велась за каждую епархию, за каждый храм, за каждую душу.
Сейчас казахи боятся креститься, нередко на бытовом уровне решившие принять святое крещение получают несправедливые упреки вроде таких: «предатель», «захотел стать русским», «ты не уважаешь своих предков» и т. п. Православные казахи не забыли своих предков, а напротив, мы хорошо помним и хотим стать не кем-то другим, а самими собой. Мы, православные казахской миссии, хотим вернуть себе НАШУ историю, хотим стать тем, кем были на всем ее протяжении. Вот аналогия. Афганистан сейчас взрывает свою историю, с оружием в руках стремится заменить ее на вновь созданную. А ведь еще в IX веке там была христианская митрополия со множеством епархий; христианство существовало там наряду с буддизмом и другими религиями. Кто поверит этому сейчас в Афганистане? А ведь народ без уважения к историческому прошлому не имеет будущего.
Так и в Казахстане — ряд не владеющих материалом, т. е. малопрофессиональных историков утверждают, что мусульманство в нашей стране имеет главенствующую роль уже 1400 лет.
Духовно-религиозное прошлое казахов, как свидетельствуют факты, было совсем иным. Беру смелость утверждать, что кипчаки всегда были ПРАВОСЛАВНЫМИ, начиная от их предков белых хунну, эфталитов. Об этом свидетельствуют все имеющиеся факты. Хорезмская епархия не приняла несторианство, и до XIII века исповедовала Истину Православия. Для эфталитов и их потомков кипчаков Православие — их духовная родина, здесь они поселились, здесь покрестились, здесь окормлялись. Как могли кипчаки-мусульмане иметь союз с Православной Византией и участвовать в совместных военных походах с ней, в то время как арабы объявили газават христианам? А тот факт, что Православный грузинский царь обратился за помощью не к русским, а к кипчакам, превращает утверждение о мусульманстве среди кипчаков в некую злую шутку. По их рассуждениям получается, что кипчаки-мусульмане, защищая Православную Грузию, сокрушили трехкратно превосходящую армию единоверцев мусульман-арабов и еще целых три года грозили им у границ Грузии.
Русские князья никогда не стали бы родниться с мусульманами и несторианами. По летописям тех лет знаем, что Русь очень ревностно оберегала чистоту Православия (что совсем не противоречит известной всем веротерпимости православных русских). А межнациональные браки, освещавшиеся Церковью в таинстве венчания, были тогда обычным явлением не только среди князей, но и среди простого люда.
Тема христианства среди казахов и, шире, — духовно-религиозных корней казахского народа, не может быть закрыта, напротив, она должна развиваться, иначе мы останемся без прошлого, а без прошлого нет будущего.
Использованная литература:
1. Митрополит Бишкекский и Среднеазиатский Владимир. Земля потомков Патриарха Тюрка. Изд-во Московской Патриархии, 2002
2. Л. Гумилев. Древние тюрки. М., 1967
3. О.Сулейменов. Эссе, публицистика, стихи, поэмы. Аз и Я. Алматы, Жалын, 1990

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем