Монахиня N ДЕРЗАЙ, ДЩЕРЬ!
Размышления о женском призвании ОТКРОЕМ ЕВАНГЕЛИЕ
Откроем Евангелие и увидим, что главное земное действующее Лицо в событии Рождества нашего Спасителя - Дева, Жена, Мать, от Которой Он принял плоть и кровь, Которая вскормила Его и как могла сберегала в скорбной земной юдоли. Сорокадневного Младенца по внушению Духа Святого встречает в храме не только Симеон Богоприимец, но и пророчица Анна. Не подтверждают ли ту симметрию слова: "Кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат и сестра и матерь"( Мк. 3, 35)? Иисус без всяких упрёков и назиданий исцеляет Симонову тёщу (Мк.1, 31), кровоточивую (Мф. 9, 20-22; Мк. 5, 33-34; Лк. 8, 48 ), скорченную ( Лк. 13, 12-13). Пожалев мать, Он воскресил её сына (Лк. 7, 13); спас от расправы взятую в прелюбодеянии (ИН. 8, 3-11) и простил другую грешницу ( Лк. 7, 36-50), даже поставив её в пример фарисеям. В пример Он ставил и вдову с её лептой, или кодрантом (Мк. 12, 42-44, Лк. 21, 2-4), имея в виду высокое благородство души, жертвующей материальным ради духовного. Если бы Господь хотел указать женщине её место рабыни (прислужницы) своего господина, то вот удобный эпизод - в доме Марфы и Марии ( Лк. 10, 38-42). Восточный обычай вроде бы и теперь предписывает женщине вовремя подавать закуску и молчать, пока джигиты разговаривают; но Он - совсем наоборот: не Марию отсылает на кухню, а Марфу, занятую самым женским делом, хотя и любя и дружески, упрекает в суетности, и отнюдь не порицает догадливую Маркелу (так, по преданию, звали служанку Марфы), прервавшую речь Спасителя восторженным возгласом : " Блаженно чрево, носившее Тебя..." (Лк. 11, 27). Ответы Иисуса на вопросы фарисеев о браке ( Мк. 10, 2-12) также посрамляют ветхо-раввинские взгляды и обычаи: Господь утверждает совершенно равные требования к мужу и жене; более того, по Его слову, именно муж должен оставить отца и мать и прилепиться к жене своей ( Мф. 19, 5) - то, к чему прилепляются, разве не должно быть основательно и надёжно? Никто из евангелистов не запомнил ни единого слова Спасителя, обидного для нашего пола. Случайно ли сказано: "Предаст же брат ( а не сестра ) брата на смерть и отец ( а не мать) детей" (Мк. 13, 12) . Легко представить царственное презрение Ахматовой, сказавшей однажды: " Вы заметили там (в тюремных очередях ) их, мужчин?" ( Интересно провести и такую параллель, размышляя, почему никто из женщин не предал Христа и почему Он по своём Воскресении явился прежде женщинам: женщина по своей чувствительной природе первой - прежде Адама - пала, но она же первая и восстала - искупление получило первым именно женское естество через Матерь Божию, выносившую и родившую воплотившегося Господа ). Сколько раз Господь гневно обличал иудеев, да и самих апостолов : " род неверный и развращённый..." (Мф. 17, 17), " косные сердцем, чтобы веровать" ( Лк. 24, 25), но женщин Он не обличает, а только ободряет : " не плачь! (Лк. 7, 13); " ты освобождаешься от недуга твоего " (Лк. 13, 12); " иди в мире и будь здорова от болезни твоей " ( Мк.5, 34); " Я не осуждаю тебя " ( Ин. 8, 11). Те, кто передёргивает евангельские цитаты, чтобы доказать "второсортность" женщины, могут ухватиться за эпизод с сирофиникиянкой, которую Христос испытывает, употребляя унизительное сравнение : " Не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам " (Мф. 15., 22-28, Мк. 7, 26-29). Скучно объяснять, что это сравнение не обидно, потому что не имеет отношение к ней лично, а касается лишь принадлежности к языческому племени. Почему же Христос особенно милостив к женщинам? Кто-то скажет - сострадал слабому полу, жалел " немощнейший сосуд". Вероятно...Хотя...Впервые прочитавшая о мироносицах была потрясена: " Апостолы! Они все разбежались! Сидели взаперти и тряслись! А эти... тоже, может, тряслись, но пошли к Нему! Ну да, а перед тем стояли у Креста, и множество женщин " плакали и рыдали о Нём" (Лк. 23, 27), а та "во многие грехи впадшая жена", которая омывала слезами Его ноги и предварила помазать Его тело к погребению ( Мк. 14, 8), воспоминается в Великую Среду, разумеется, не случайно, а в противовес Иуде, предавшему Его в этот день. И по Воскресении Он "явился прежде Марии Магдалине"(Мк.16, 9), ей и другим мироносицам первым открыв главную истину христианства, - конечно, лишь потому, что представители сильного пола страха ради иудейска оказались в тот момент далеко от Его могилы. Ну и самая дорогая для нас страниц в Евангелии от Иоанна, 4-я глава, встреча с самарянкой. Именно ей, женщине, открывает Господь сокровеннейшую и глубочайшую суть веры, притом она, не постигая и не достигая уровня своего Собеседника, задаёт вполне осмысленные вопросы, поднимаясь на высоту догматов, как отметил это свят. Григорий Богослов.
Слава Богу за все.
Слава Богу за все.
Тимофей, аминь.
Тимофей, аминь.
:heart: