Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

ПЕРИНАТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТРОЯНСКИЙ КОНЬ НЬЮ ЭЙДЖ

В последние годы в России распространяется такое направление как перинатальная психология. Четкого определения этой области нет.

Например, в известной книге И.В. Добрякова «Перинатальная психология» ( existentia.org/wp-content/uploads/2013/11/Dobryakov-I.V.-Perinatalnaya-psihologiya.pdf ) приводится несколько дефиниций, предложенных в русскоязычной литературе.

Вот некоторые из этих определений из книги И.В. Добрякова:

«…Г. И. Брехман определял перинатальную психологию как новую область знаний, которая изучает обстоятельства и закономерности развития человека на ранних этапах: антенатальной, интранатальной и неонатальной фазе и их влияние на всю последующую жизнь личности (Брехман Г. И., 1997, с. 8).

Она призвана выявлять и научно обосновывать тонкие процессы восприятия пренейтом (нерожденным ребенком - примеч. Ю.М.) информации от матери и окружающего мира, закрепления этой информации в памяти, становления у него психических функций».

"Жаркин полагает, что «перинатальная психология является новым научным направлением в медицине и преследует цель изучения психической жизни плода, ее влияния на формирование личности человека (Жаркин Н. А., 2001, с. 4)…".

Сам Добреньков определяет перинатальную психологию так:

«Перинатальная психология – это раздел медицинской (клинической) психологии, изучающий значение психических факторов, которые связаны с проблемами зачатия, с развитием осложнений, возникающих во время беременности, родов, раннего послеродового периода; перинатальная психология занимается разработкой психологических профилактических и коррекционных средств воздействия на систему «мать – дитя» («мать – пренейт»)".

Последователи перинатальной психологии претендуют на то, чтобы эта область считалась серьезной научной дисциплиной, близкой к таким направлениям, как современная научная психология развития, клиническая психология и доказательная психотерапия, перинатология и др. Приведенные выше обтекаемые формулировки помогают создавать подобное впечатление. Однако они могут замаскировать тот факт, что в действительности перинатальная психология - это эклектическая область, ряд направлений которой имеет лженаучный характер, не имеющий ничего общего с с научной психологией, доказательной психотерапией или доказательной медициной.

Так, согласно ключевым постулатам перинатальной психологии, информация, полученная ребёнком в утробе матери, а также во время и сразу после родов, прочно фиксируется в его памяти. В сочетании с генетической, эта информация обусловливает психологические и поведенческие особенности взрослого человека и влияет на его судьбу. Эти воззрения по существу являются мифами, не имеющими за собой научных оснований и доказательств.

Или, проще говоря, согласно этой доктрине, подавленные воспоминания об эмоциональных травмах, полученных во внутриутробном периоде (во чреве матери) определяют поведение человека, вызывают у него психологические проблемы во возрослой жизни. Идея этот никак недоказуема, в неё можно только верить, как в религию (vk.com/wall-32482446_148088).

Тем не менее в России издаются пропагандирующие эти идеи руководства и учебники по перинатальной психологии (для студентов и аспирантов медицинских и психологических вузов, постдипломного профессионального образования и т.п.). Такие идеи популяризируют и на сайтах " родительской культуры" и коммерческих центров подготовки к родам (raduga-birth.spb.ru/?page_id=53, or-sun.ru/prenatalnaya-i-perinatalnaya-psixologiya/ ).

Ряд "ЧОУ ВО" (частных образовательных учреждений высшего образования) охотно продвигают это направление ( vk.com/wall-32482446_148088; yuliamass.livejournal.com/215962.html ). Перинатальные психологи внедряются в программы по психологическому сопровождению беременных и т.п. Все это происходит с одобрения таких ведомств как Минздрав и Минобразования.

Вместе с тем на Западе, в частности США, откуда к нам пришло это направление, можно видеть резкую критику этих концепций со стороны академических специалистов в области психологии развития - за очевидную связь с лженаукой и оккультизмом Нью эйдж; childmyths.blogspot.ru/2014/05/huffpo-spreads-garbage-about-reactive.html; childmyths.blogspot.ru/2015/03/the-primal-wound-and-trojan-horse-in.html ).

Этот вопрос тщательно проанализирован, например, в книге "Альтернативные психотерапии" (2014), автором которой является один из ведущих специалистов в США в области научной психологии развития, проф. Джин Мерсер (Jean Mercer) (rowman.com/ISBN/9781442234918/Alternative-Psychotherapies-Evaluating-Unconventional-Mental-Health-Treatments).

Данная книга посвящена критическому анализу псевдонаучных направлений современной психотерапии, в том числе, детской. В частности, в разделах, посвященных обсуждению ключевых концепций перинатальной психологии, разъясняется их кардинальное различие с научной психологией развития.

Хотя события до рождения конечно являются предметом рассмотрения и в научной психологии развития, однако распространенные в перинатальной психологии верования в то, что даже очень ранний перинатальный опыт запоминается в деталях и влияет на развитие личности, относятся к лженаучным идеям (например, близким к сайентологии). И это может быть особенно значимо с практической точки зрения, когда на таких доктринах основывают психотерапию (Jean Mercer: "Alternative Psychotherapies'. Rowman & Littlefield, Lanham, MD, 2014, pp. 44-64).

К подобного рода верованиям относятся псевдонаучные и оккультные фантазии Станислава Грофа, Давида Чэмберлена, Ллойда Демоза, Григория Брехмана и ряда других идеологов перинатальной психологии, особо почитаемых и часто цитируемых адептами этого направления.

Далее - orthodoxy.ru/node/1915