Святые отцы различают три духовных состояния человека:
Святые отцы различают три духовных состояния человека:
1. Вера, соединенная с трепетом: важно, чтобы человек не остановился на ступени страха, а для этого надо учить его молитве, дать ему хотя бы малое, но обязательное молитвенное правило. Из-за страха человек отказывается от грубых, явных грехов и начинает укрощать свои страсти на уровне поступков, страх дает некое место благодати в душе. Такой человек, если не оставит молитву и чтение Евангелия, будет по временам испытывать действие благодати, он почувствует, сколько утешения и радости несет собой благодать.
2. Ступень надежды, которую святые отцы называли состоянием наемника, то есть, рабочего, который трудится за определенную плату, а также надеясь получить от хозяина еще награду за усердие. В этом состоянии благодать постепенно открывает человеку его собственную душу; он видит грехи не только как порочные и преступные дела, а как тень преисподней и дыхание демона в своей душе; он видит корни своих страстей и здесь открывается второй этап борьбы с греховными мыслями и желаниями.
3. Ступень сыновства. Благодать, до сих пор открывалась человеку как сокровище Царя, а теперь он начинает видеть лицо Самого Царя, то есть воспринимает Бога, как любящую Личность и в сердце у него возникает ответная любовь к Богу: он уже не раб и не наемник, а сын и наследник, для которого высшим благом является общение с Богом и близость к Нему.
Человек начинает правильно любить себя. На первой ступени он любит преимущественно свое тело, на второй – душу, еще находящуюся в притяжении земли; на третьей – свой бессмертный дух, в котором отражается свет Божества.
На первой степени любить себя – это страшиться несчастий и наказаний во временной и вечной жизни.
На второй – искать душевного наслаждения, переходя от эмоций к духовной радости.
На третьей ступени любить себя – это опасаться оскорбить святость Божества и разлучиться с Ним.
Архимандрит Рафаил (Карелин)