Юлия Гиппенрейтер. Перестроечный, ювенальный, толерантный подход в воспитании детей.
Посмотрел фильм: Психология. Юлия Гиппенрейтер. Жизненные силы ребёнка и что мы с ними делаем.
Крайне встревожен просмотром. Хотел бы обратиться с критикой этой лекции. Прежде всего, воспитание ребенка это не только душевный труд, как говорит Гиппенрейтер, но и физический - хотя бы своим примером, это и духовный (молитвенный подвиг) - нельзя надеяться только на себя.
Психолог говорит:
- Поучение - это плохо, нужно думать, обсуждать.
Хотя сама поучает, об обсуждении нет и речи. Дорогие мои, одно другому не мешает. Можно и нужно учиться, думать и обсуждать. Всему своё время, но учёба должна быть на первом плане, иначе думать будет не о чем, и обсуждать нечего.
- Как сделать, - продолжает Гиппенрейтер, - чтобы ребенок хотел учиться, не баловался, не грубил. Её ответ повергает в шок:
- Никак не сделать, как нельзя заставить любить.
Есть много способов, чтобы привить ребенку любовь к учебе, труду и порядку. Похоже, что Юлия не знает ни об одном из них, или забыла. Сколько родительского опыта есть в ответе на этот вопрос, о котором она не может ничего сказать. Сколько книг написано по этому поводу, которых, возможно, она не читала. А что стоит её не корректное сравнение, когда она пытается уровнять - добродетель: учёба, труд, с чувством – любовью. У любьви есть два значения: любовь как добродетель, обычно такое понимание у верующих людей, и любовь как похоть, практически у всех остальных. Из её лекции видно, что она, говоря о учёбе, говорит о добродетели, а говоря о любви о похоти. Зачем сравнивать несравнимое. Это равносильно сравнению бульдога с носорогом. Давайте для рассмотрения бульдога обратимся к кинологии, а носорога к зоологии. У неё же, как у Лермонтова в «Бородино»: смешались в кучу кони, люди и залпы тысячи орудий… Да и любить можно научить, если вложить в это слово правильное понимание того, что любовь – это не похоть, а одна из трёх добродетелей.
Юлия продолжает:
- Главный вопрос: каким человеком вы хотите чтобы вырос ваш ребёнок?
И тут же сама отвечает за всех нас:
- Счастливым и успешным.
Опуститься до уровня поздравительной Новогодней открытки: Желаю счастью, здоровья и успеха, где она забыла о самом главном – о здоровье, это верх профанства. А как же порядочность, доброта, честность, патриотичность, терпеливось? Разве мало в человеке может быть добродетелей, которых хотелось бы видеть родителям в своих детях? Но нет, Гиппенрейтер говорит не об этом, для неё главное научить не добродетели, а эгоизму: своему счастью и успеху. Именно эгоизму она учит, когда говорит, что под счастьем подразумевается удовольствие и удовлетворение. И эта женщина ещё учит людей. Мир сошёл с ума. Счастье – это со-частие, быть частью с кем-то, например с супругой, или с чем-то, например с деньгами. Счастье – это со-участие в добре или во зле. Для кого-то счастье и радость рожать, чтобы реализовать свою любовь, а для кого-то абортировать, чтоб пожить для себя. Для кого-то за Родину умереть, чтоб подарить свою жизнь кому-то, а для кого-то предать, лишь бы остаться жить. Для православных христиан истинное счастье – это быть частью со Христом, и обретаем мы его тогда, когда причащаемся Святых Христовых Тайн. Мы становимся богами по благодати Святого Духа, наследниками Царства Небесного, Жизни Вечной. Разве может быть временное благо лучше вечного? Весь временный мир не стоит одной вечной души. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою (Мф.16;26)?» - обращается к нам с вопросом Господь Иисус Христос. Это же какие монстры вырастут, если мы их научим думать только о своём счастье и успехе. Они же по нашим головам пойдут. Создаётся впечатление, что или она дилетант или именно этого ждёт от наших детей. Давайте всё же желать, чтобы наши дети выросли хотя бы просто порядочными, чтоб всё у них было в порядке.
- Дети рождаются, - продолжает Гиппенрейтер, - с таким потенциалом. В них заложена жизненная сила, творческая.
Это не совсем так. После грехопадения Адама и Евы, наша жизненная сила может стремиться к угасанию и погибели, а творчество порой становиться не созидательным, а разрушительным. Чтобы этого не произошло, крайне необходимо воспитание родителей дома и воспитателей в детском саду, учителей в школе и проповедей священников в храме. Творчество должно быть под руководством взрослых, как это происходит в кружках, клубах и в школах. Чтобы помочь детям направить творчество не в сторону разрушения, погибели и смерти, а к созиданию, радости и жизни.
Поражают совершенно не корректные примеры. Нельзя говоря о воспитании детей, и ставить в пример взрослых, уже учёных мужей. Это равносильно только, что, вышедшему из земли стебельку, предлагать принести зрелый плод. Всему своё время.
Вся её лекция пропитана ювенализмом и толерантностью. Такой либеральный, перестроечный подход. О ювенальных технологиях я дам ссылку в конце, а о толерантности скажу сейчас. Сегодняшнее общество предлагает нам два вида воспитания традиционное и толерантное (не традиционное). Толерантное воспитание - это то, что предлагает нам запад и гей-европа: не наказывать, не кричать, не наставлять, типа сами разберутся. Это такой Горбачёвский, перестроечный вариант. Когда власть сложила свои полномочия и как мы помним, просто обязаны помнить, чтобы не повторять, это привело к разгулу бандитизма 90-х годов. Традиционное воспитание – это воспитание, которое было из покон веков на Руси: политика кнута и пряника. Слушается ребенок - можно и пряник дать, а не слушается, то, что заслужил, то и получил. Честь вам и хвала, если вы можете ребёнку объяснить словом, не прибегая к крайним мерам. Хотите чтобы ваши дети выросли настоящими мужиками и любящими матерями – воспитывайте традиционно. Хотите, чтоб выросли «европейцами» - воспитывайте толерантно, но потом никого не обвиняйте в том, что у вас дети не традиционной ориентации, сами так воспитали.
- Дети должны играть. – продолжает поучать бабуля.
А учиться, что не должны? О занятиях и учёбе ни слова. Типа пойдут в школу и там научатся. Это как раньше был такой лозунг: Нашим детям – счастливое, беззаботное детство. Или: Счастливое детство должно быть беззаботным. Потом и выросли счастливые беззаботные взрослые. Никакого толку от них нет. Что, будем повторять? Опять, на те же грабли наступать? Именно так меня воспитывали мои родители: в школе научится и читать и писать. Как мне потом было тяжело, когда почти все, в первом классе, уже умели читать и хоть как-то считать. Мне приходилось их догонять, и это было не просто. Теперь я на собственном опыте понимаю, что дети должны не только отдыхать и играть, но и учиться, и трудиться помогая родителям в хозяйстве. Беззаботные дети непременно вырастут в беззаботных взрослых. А учёные и трудолюбивые в образованный и работящих. Так, что если вы хотите испортить своих детей, можете слушать Гиппенрейтер.
Ещё по поводу воспитания. Конечно же воспитание родителей и дедушке с бабушкой разное. Даже воспитания отца и матери кардинально отличаются. Папа обычно учит детей «злу» - борьбе со злом. Его задача научить ребёнка, не капризничать, не своевольничать, а проявлять послушание, и в первую очередь, маме. Почему маме? Потому что семья – это домашняя церковь, и в ней должна быть иерархия. Дети слушаются маму, мама – папу, папа – Христа, Бога. «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог (1 Кор. 11;3)». Тогда в доме будет мир, радость и порядок. В аналогии сказанного можно привести такой пример как производство, где есть рабочии, бригадир, начальник и директор. Бригадир, как мама всегда рядом, подскажет, заступится, а начальник высоко, если проходит по цеху, то все работают, головы не поднимают. Как говорят лучше на глаза начальнику не попадаться, особенно без дела. И беда работягам, если на вопрос начальника бригадиру:
- Как бригада, как работа?
Бригадир начнёт жаловаться на рабочих. Начальник может наказать и выговором, и рублём, как папа ремнём. Если бригада слушается бригадира, то и начальник в хорошем расположении духа. Про директора надеюсь можно не говорить, итак должно быть понятно, кто всем управляет. А задача мамы научить ребёнка добру. В первую очередь верить, надеяться и любить. Это три основные добродетели. Основание добродетельной жизни. Научить вере – это научить молиться, поститься и ходить в храм на службу, потому что «вера без дел мертва есть (Иак. 2;26)». Христианская надежда говорит о нашей надежде, нашем уповании не на себя, а на Христа. А кто очень многие говорят:
- Надейся только на себя. Ни на кого нельзя надеяться, только на себя.
Научить любить – это научить отдавать. Именно такое толкование любви нам предлагает Священное писание. "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:16)". Возлюбил - отдал. "Нет больше той любви, как если кто положит (отдаст. - прот. И.) душу свою за друзей своих (Ин. 15:13)". Любовь - это самоотдача, самопожертвование, самоотвержение. Помогают родителям, в воспитании детей, бабушка с дедушкой. Здесь главное не мешать друг другу, а поддерживать друг друга. Хотя и те и другие могут ошибаться. Здесь необходимо друг друга терпеть, и если есть возможность, можно и исправлять. Именно так дети получат полноценное родительское воспитание.
Что же такое воспитание? Воспитание это востребованное питание души. Как тело нуждается в пищи, так и душа. Душа питается общением, обучением, знаниями, новостями, словами, встречами. Добрые, светлые слова, знания и встречи – здоровая душа, злые – худая. Здесь, во главу угла, надо поставить воспитание родителей, школы и книги, в противовес улице, телевизору и компьютеру.
Да, - Не надо, - как говорит Гиппенрейтер, - за него думать и делать. В творчестве должны быть и свои идеи, и их воплощение. Но, если ребёнок, не получит образование, о котором ни слова, мысли его будут плоскими и приземлёнными. А нам бы хотелось, чтобы они были возвышенными. Я за творчество, но пока дети не самостоятельные, они должны быть под контролем взрослых. Мы в ответе за то, какое направление возьмет ребенок в своих трудах: доброе или злое, созидательное или разрушительное, истинное или ложное. Родители и учителя должны следить, чтобы творчество не пошло в неправильном, разрушительном направлении. Человек должен учиться всю жизнь. А добрые идеи, в пустую голову, не приходят. Маленький ребёнок только познаёт мир, и ему необходима помощь.
Гиппенрейтер, в своём ложном учении, самостоятельного детского развития, ничего не говорит о воспитании. Без последнего, мы увидим не развитие, а деградацию ребёнка. Другое дело, когда мы говорим о самостоятельном человеке. Самостоятельный, то есть взрослый человек - это тот, кто отвечает за свои слова и дела, за своих родных и близких. Взрослый - это ответственный человек, а не тот, кто качает свои права. Мы знаем, что во время блокады, дети 10-11 лет, стояли у станков, проявляя заботу, ответственность за свою семью и победу на фронте. Можно смело сказать, что не смотря на свой возраст, в чем-то они были уже взрослыми.
Режет слух постоянные ошибки, забывания и перепутывания в словах. Видно, что возраст даёт о себе знать. Ей давно пора от поучений переходить на более высокий уровень: молитвы и поста.
Я патриот, а потому не люблю либерализм. Я придерживаюсь традиции, потому не люблю толерантность. Я приветствую творчество, когда люди, в том числе и дети, воплощает свои идеи в жизнь, но только в том случае, если они ведут к добру, а не ко злу.
О том, что этот психолог провокатор, что внедряет в сознание родителей ювенальные технологии, так же читай статью: www.baby.ru/blogs/post/442052638-215610436/
ОСТОРОЖНО, ГИППЕНРЕЙТЕР! (много буковок)
ОСТОРОЖНО, ГИППЕНРЕЙТЕР!ювенальные технологии в России внедряют с помощью книг известного детского психологаКак-то мне пореком
Образование - это воспитание и просвещение, то есть воспитание имеет смысл напитать Истинным Хлебом (Ин. 6: 48) и просвещение имеет смысл освятить Истинным Светом (Ин. 8: 12).