ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ У ВАС МАЛЕНЬКИЙ ПРИХОД.
Добрые советы батюшке-миссионеру.
1. Заведите себе две записных книжки.
В одну записывайте встречи с новыми людьми. Сначала я хотел написать "телефоны новых людей", но потом переделал на "встречи". И вот почему... От простых телефонов толку мало. Через год этот телефон потеряет актуальность. Едва ли вы вспомните, чей это телефон, а если и вспомните, то отнесёте его хозяина к случайным моментам в вашей жизни. Чтобы не попасть в эту ловушку "бесполезности" советую вот что: Напротив каждого нового телефона пишите "историю болезни". Я, к примеру, записываю напротив телефона имя и фамилию, а также что-то уникальное, связывающее меня с этим человеком. Если человек заядлый рыбак, то меня это не очень трогает, поскольку, увы, я равнодушен к рыбалке. А вот то, что человек прочитал всего Ремарка - для меня это очень убедительно. Обратите внимание, я заранее готовлю себя к общению с этим человеком. Это помогает мне преодолевать впоследствии свою природную лень.
Таким образом у вас постепенно соберётся "гербариум" телефонов "редких и уникальных людей". Да, конечно же, я согласен с вами, что каждый человек уникален. Просто мы привыкли относить людей к какому-то типу. Делаем это интуитивно, поэтому новый человек нам мало интересен. И это больше всего мешает миссионерской работе.
После записи телефона и особенных черт человека оставьте свободное место. Потом будете записывать туда какие-то дополнительные сведения.
Вторая записная книжка. Это планировщик заданий для самого себя. Сюда надо записывать всякие идеи и планы на ближайшие две недели. У меня работа с планировщиком происходит в воскресенье вечером. Выделяю себе для этого всего полчаса. Зато успеваю сделать в 2 раза больше разных дел за неделю. У планировщика есть особенность. Он делает вас более понятным, а значит привлекательным для серьёзных людей. Вы и сам в их глазах становитесь серьёзным человеком, и дело ваше тоже становится в их глазах серьёзным.
2. Организуйте чаепития после литургии.
Пусть вход на это чаепитие будет открыт для всех. Однако... Два стула, слева и справа от вас должны быть свободными. Каждый раз вы будете сажать сюда разных людей. Иногда надо будет поддержать какого-то прихожанина, иногда это будет бабушка в белом платочке. Главное, чтоб эти места не были узурпированы спонсорами. Догадайтесь сами почему.
3. Сделайте приёмный день. А лучше два. Но и одного бывает достаточно. На приходе все должны знать, что, к примеру, в среду с 10.00 до 16.00 батюшка находится там-то. Самое трудное для священника превратить эти часы в непреложный принцип. Не можете 6 часов сидеть в кабинете или сторожке - пусть будет 2 часа. Но это должны быть неприкосновенные два часа. Вы представить себе не можете, как это нравится людям, вашим селянам, что вы открыты в эти часы для посещения! Знаете, когда я служил в Андреевском храме г. Калининграда у меня долгое время был такой день - вторник. Однажды я в дороге я познакомился с двумя женщинами с той улицы, но которой стоял храм. Так вот. Они не ходили в храм, но меня знали и уважали. Оказывается именно то, что у меня есть приёмный день, а значит есть и удобный доступ к моему времени, сделало меня авторитетом в глазах множества простых людей. Они могут и не прийти в храм. Но им радостно от того, что кто-то сидит и ждёт их в храме. Понимаете?
Но... допустим вы уже месяц так сидите и вас никто не посещает... Значит, люди не проинформированы. Разместите информацию в интернете, повесьте на всех столбах листовки с часами вашего приёма. Напишите, что это бесплатно и конфиденциально. Многие боятся приходить на эти встречи из-за того, что убеждены, что у нас в Церкви всё за деньги.
Когда будете заказывать себе визитки - попросите, чтобы в них был указан ваш приёмный день.
4. Исповедь. Каждая исповедь у вас может заканчиваться одной фразой: "Вот сколько у тебя грехов. Это такие болезни души. Больную душу нужно лечить, а это невозможно без терапевтической дисциплины. Начало терапевтической дисциплины - регулярное посещение храма!" Далее вы можете попросить человека закончить фразу: "Шесть дней работай, а..." И человек сам закончит фразу. Далее вы можете сказать, что если человек будет хотя бы раз в неделю посещать храм, то у него всё получится, т. е. он научится понимать богослужение, молиться, извлекать смысл из священного Писания. Такому человеку легче соблюдать пост, найти себе на приходе друзей, которые потом могут стать кумовьями, и т. д.
И наоборот... Если человек не захочет ходить в храм регулярно - всё остальное бесполезно.
И ещё... Иногда человек хочет сходить в храм в воскресный день, но не может. Например у него - работа. Увы. Сейчас от работы зависит порой всё семейное благополучие. Поэтому конечно вы говорите о том, что человек должен стремиться на службу. Но если по каким-то причинам такой человек не попал на службу, есть милость для такого человека. Но тогда пусть такой человек хотя бы дома акафист прочитает "Слава Богу за всё!" Согласны?
5. Делегирование. Как правило люди, регулярно читающие Писание и книги св. отцов могут очень даже интересно рассказывать о Православии. Из них могут выйти замечательные катехизаторы. Но их нужно к этому готовить. У меня есть одна хитрость. Вот в алтаре мне, к примеру, помогает какой-то Андрей Петрович. Я его спрашиваю, есть ли у него крестники, дети, внуки, родственники. Есть. А как они к Церкви относятся? И Андрей Петрович начинает грустную повесть про то, что в семье его не понимают, иногда смеются, считают его чудаком. "Вдарился в религию", - говорят. И я начинаю ему рассказывать о том, как можно поговорить с детьми. Идеальный вариант - провести миссионерский мастер-класс в полевых условиях. "Андрей Петрович, если я вам квартиру освящу, вы можете пригласить ближайших сродников?"
- Да, могу.
- А чаю нальёте?
- Могу чего-то и покрепче.
- Этого не нужно. Подготовьте Новый Завет.
На освящение я беру с собой свежий журнал ФОМА и какую-то книгу для новоначальных.
Мои рекомендации:
Флавиан прот. Александра Торика,
"Мои посмертные приключения" Юлии Вознесенской,
"Письма Баламута" Клайва Льюиса,
"Лето Господне" Шмелёва,
"Архиерей" игумена N.
Потом можно дать "Закон Божий" Слободского. Но лучше книги митр. Иллариона Алфеева. Его "Таинство веры" - отличная книга.
У меня есть ещё своё собственное пособие, называется "Наша вера".
Далее читаем Кураева, Осипова, митр. Антония Сурожского, прот. Андрея Ткачёва, св. Паисия Святогорца,
Потом у нас "Письма Валаамского старца", "Моя жизнь во Христе" св. Иоанна Кронштадского, книги св. Феофана Затворника, св. Тихона Задонского, св. Игнатия Брянчанинова, св. Иоанна Златоуста, Добротолюбие в пяти томах.
Через год или два Андрей Петрович будет у вас профи по вопросам катехизации.
Здесь работает принцип: "Научился сам - научи другого". Этот принцип должен пахать для вашей общины как галерный раб. Это касается преодоления семейных конфликтов, воспитания детей, бросания курить, понимания богослужения, управление временем, умения строить доверительные отношения, умения мыслить и говорить логически правильно и конечно же умения чувствовать руку Господа во всех изгибах и изломах нашей жизни.
6. Катехизация. Занимайтесь ей серьёзно, не ленитесь. Это основа благополучия вашего прихода через 3 года. Не гоняйтесь за быстрыми и лёгкими крещеньями. Через 10 лет у нас всё-рано не будет крещений на приходах. Зато у нас могут быть друзья, боевые соратники. Через 10 лет те, кого вы быстро крестите потребуют свои деньги обратно. Вот увидите.
Так что стоит ли сейчас продавать своё первородство за чечевичную похлёбку? Проводите катехизацию в малых группах за кружкой чая. Это сверхэффективно. Катехизация не должна быть информированием. Это у нас своего рода "медкомиссия" перед призывом на фронт. Поэтому вы уже на этапе катехизации должны настраивать человека на тяжёлую службу "в десанте" или "на северном флоте" или в "штурмовой авиации" нашей миссии. Помните! Настоящая катехизация ОБЯЗАТЕЛЬНО заканчивается принятием "присяги", то есть принятием решений катехумена посвятить свою жизнь Христу. От простого информирования толку нет никакого. Все эти информированные сегодня крещённые люди завтра будут без зазрения совести полоскать "нижнее бельё нашего священноначалия".
7. Церковные соблазны.
Иногда мы пребываем в иллюзии, что распространение церковных сплетен - это свойство воцерковлённых людей. И ещё нам кажется, что пуская в круг сплетников новых людей мы привязываем к себе их, делаем их для себя более близкими. Психологически это так. Но духовно мы разлагаемся. Авторитет пастыря разрушается. А миряне, передающие сплетни, обсуждающие то, что выходит за пределы их компетенции, теряют благодать молитвы. Их покаяние становится формальным. Их церковность превращается в религиозный этикет. Вокруг пастыря формируется особая среда шептунов и наушников, стукачей и высокомерных "праведников", точно знающих что происходит на приходе и кто из прихожан в чём виноват. Пастырю миссионеру нужна особая внимательность, чтобы не попасть в эту комфортную ловушку приходского "мадридского двора". Да, на таком приходе никогда не бывает скучно. Однако настоящей христианской общины здесь никогда не будет.
8. Социальная работа. Вы можете в притворе оставить два журнала. В один пусть прихожане записывают то, что они могут отдать. В другой пусть записывается то, в чём возникла какая-то нужда у кого-то. Иногда можно нескольким постоянным прихожанам дать благословение на уход за какой-то бабушкой. Бабушек на приходе, как правило, больше, чем молодых прихожан. Выберите самую больную, самую старую, самую большую молитвенницу за других людей. И помогайте ей систематически.
9. Страничка в соцсетях. Это не сложно сделать. Идеальный вариант, если у вас есть кто-то из молодых прихожан, кто мог бы постоянно за ней следить. Только пусть на странице будут новости с вашего прихода, а не только перепосты чужих мыслей.
10. Душепопечение.
Это самое главное после литургии дело пастыря. Пастырь - душепопечитель - это духовный тренер. Он себя измождает, а прихожан бережёт. И всё-таки он их немного "напрягает". Не всех конечно, но самых ответственных. Их молитвенное правило под вашим чутким руководством должно увеличиваться не только по форме, но и по содержанию. Первая тема духовного роста покаянное чувство. Вторая тема - внимательная молитва. Лично я за пределы этих двух тем до сих пор не вышел. Здесь важен ваш личный опыт.Это самое ценное для тех из ваших прихожан, кто станут вашими друзьями на всю жизнь.
P. S. Ниже вы можете скачать мою книгу "Наша вера". Книга с картинками, схемами. Читается легко. В миссии на дальнем приходе может быть очень хорошим подспорьем.
Иерей Александр Пермяков. Миссионерский отдел Калининградской и Балтийской епархии.